Современные технологии обучения и создание на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – это залог успешного развития ученика.
Актуальность данной темы обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. В современном обществе мы часто наблюдаем дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры общения между людьми. А это значит, что актуальность формирования коммуникативных навыков у детей возрастает.
Преподавание – это лидерство. Учителя играют ведущую роль в школьной производительности и успеваемости учащихся, и качество образования в значительной степени зависит от профессионализма учителя. Ведущими качествами оказываются: целеустремленность, доброжелательность, чуткость, скромность, наблюдательность, а также способность легко находить общий язык и уделять достаточно времени каждому обучающемуся. Следующим важным качеством является готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния обучающихся, к сопереживанию и потребности в социальном взаимодействии.
Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Перед учителями математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников возникающее представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Особенностью математической науки объясняется и специфика задач, которые встают перед учителем математики, – использовать преподавание своего предмета в воспитательных целях. Изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает высокую требовательность к полноценности аргументации. Вначале она удивляет, отталкивает, пугает его, кажется ему излишней. Но постепенно день за днем, он к ней привыкает. В образовательном процессе многое зависит от учителя.
Обучение включает в себя принятие, планирование и подготовку десятков решений каждый час. Успех в эффективности развития ученика на уроке математики зависит от контроля учителя и заявляет его овладевать знаниями в области математики, чтобы достигнуть этого успеха. Эффективное и действенное общение должно быть установлено между учителем и учеником в процессе обучения. Учебная атмосфера, создаваемая обучением, показывает, насколько это важно в процессе общения. Достижение мыслей и чувств людей возможно только посредством систематического и обдуманного взаимодействия друг с другом. В этом контексте для учителей обязательным условием, влияющим на окружающих, является хорошее общение. Коммуникация – это процесс обмена знаниями, идеями и взглядами между двумя или более людьми для создания общего понимания и процесс передачи всех типов концепций и символов для изменения поведения человека. Коммуникация является важной составляющей педагогического процесса, направленного в первую очередь на формирование значимых для будущих педагогов видов деятельности и освоение ими области знания. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых, следовательно, в ФГОС дается следующее пояснение данного понятия: «Коммуникативная компетентность - способность личности применять в конкретном общении знаний языка, способы взаимодействия c окружающим миром и отдавленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями». Следовательно, общение - сложный процесс, требующий мастерства. Этот процесс также включен во все аспекты школьной жизни. Педагогическое общение – это общение педагогов и учащихся, проводимое с педагогической целью, определяемое задачами учебно-воспитательной работы.
Большую роль при формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов играет совместная деятельность. Согласно Э.Г. Азимову, данное понятие означает: «Вид групповой деятельности, в которой действия её участников подчинены общей цели» [1, с. 281]
Для развития данного вида компетентности целесообразно использовать следующие примы: «Вопросы для любознательных», «Интересные факты», «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно», «Схематическое конспектирование», «Правда ли это?», «Толстые и тонкие вопросы», «Пометки на полях» [4, c.40].
Н. В. Апполонова [2] предлагает создавать коммуникативные многоцелевые тренировочные воздействия через технологии проблемного разговора, предложенной Е.Л. Мельниковой. Это такое обучение, что представляет созидательное овладение знаний ребёнком благодаря организации учителем особого диалога. В этой технологии акцентируют 2 вида проблемных обстановок: проблемная ситуация с удивлением и с затруднением. Необходимо выделить то, что базой этой технологии считается взаимодействие учащихся, создание разговора равно как с ровесниками, в частности также с учителем. Обучающийся учится высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать высказывания других, а также математическую речь. В результате использования данной технологии, выстроится определённая система, которая позволит педагогу грамотно спроектировать формирование коммуникативной сферы учащихся.
Как отмечалось ранее, коммуникативная компетентность неразрывно связана c ценнocтнo-cмыcлoвoй, включающей постановку ученика в ситуацию самоопределения. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приёмы: «Верные-неверные утверждения», «Неоконченные предложения», «Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке я…», « Своей работой на уроке я…», «Я выбрал эти задания на уроке, потому что…», «Мудрые советы». На уроках математики при изучении тем, например: «Умножение чисел» учащиеся самостоятельно изучают параграф учебника и пo алгоритму решают примеры. Перед учащимися стоит задача - порассуждать, прокомментировать последовательность решения примера (задачи), прочитав, выделить и назвать члены арифметического действия и т.д. В итоге учaщиecя не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
Следует отметить, что при выполнении группами единого задания, у детей возникает соревновательный момент. В этом случае у них возникает дух конкуренции, учащиеся больше стремятся к достижению результата, возникает определённый интерес. Поэтому необходимо следить, чтобы мотивацией к выполнению заданий у детей было всё же получение знаний, а не стремление обогнать друг друга.
Для эффективной организации работы в группе или паре необходимо познакомить детей с правилами взаимодействия. Такую работу следует проделать, начиная с первого класса, когда дети только учатся сотрудничеству. Очень важным аспектом является то, что эти правила или законы должны формулироваться не учителем, а самими учениками, так как только таким образом они смогут при столкновении с трудностями взаимодействия проявить самостоятельность и найти решение возникших проблем. Все правила должны формулироваться постепенно, непосредственно из опыта детей. Лучше всего полученные правила оформить в виде памятки и разместить на стене класса.
Таким образом, применение групповой работы в учебно-воспитательном процессе даёт возможность пробудить интерес у учащихся к учебно-познавательной деятельности, достичь поставленных целей и задач, наладить отношения учеников, воспитать уважительное отношение друг к другу, организовать самостоятельную работу младших школьников. В результате у ребёнка появляется мотивация не только к учёбе, но и к общению, к достижению успехов в совместной работе, к взаимодействию не только с учителем, но и с одноклассниками. Несомненно, групповая форма работы является одним из главных условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий [5].
К.А. Гайзулина выделяет дидактическую игру как одну из эффективных
форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий. «Обычно правила дидактических игр требуют слушать внимательно учителя, друг друга или команду соперников, понимать партнёра и принимать совместные решения, договариваться с ним в ходе действия. Также необходимо выполнять согласованно совместные действия в паре, либо в группе, распределяя какие-либо роли между собой», – пишет автор [3, с. 401]. Преимущество дидактической игры в том, что она помогает обучать в сотрудничестве, что и необходимо при формировании коммуникативных универсальных учебных действий. А такая форма обучения, как игра всегда привлекает и заинтересовывает детей.
Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий остаётся интересной и актуальной сегодня, так как именно в младшем школьном возрасте ребёнок адаптируется к школе, а коммуникация\ играет важнейшую роль для социализации детей в обществе. Этой проблеме уделяется большое внимание в научной и методической литературе. Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью гармонического развития младшего школьника. Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что существует множество различных условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий. При работе в данной области необходимо формирование у детей умений выражать свои мысли, управлять собой в процессе взаимодействия и осуществлять продуктивное сотрудничество окружающими.
Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики позволяет обеспечить учителю эффективность педагогического воздействия на формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов коммуникативной сферы. Если правильно подобрать дидактический и методический материал, то дети научатся с помощью сверстников открывать новые знания, уважительно относиться друг к другу, учитывать мнения одноклассников, владеть собой в процессе общения.
Поэтому на уроках математики учителю необходимо организовывать совместную работу детей в парах и группах, проводить рефлексию учащихся, учить школьников оценивать работу напарников.
Список использованных источников
Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва.: Издательство ИКАР, 2009 ‒ 448 с.
Апполонова, Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД / Н.В. Апполонова // Современные проблемы естественно-математического образования школьников в рамках реализации поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. Ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. ‒ 2015 ‒ С. 80‒ 86
Гайзулина, К.А. Формирование коммуникативных УУД посредством использования дидактических игр на уроках математики / К.А. Гайзулина // Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). ‒ 2015 ‒ С. 400‒ 402
Ключeвыe кoмпeтeнции и oбрaзoвaтeльныe cтaндaрты. Cтeнoгрaммa oбcуждeния дoклaдa A.В. Хутoрcкoгo в РAO // Интeрнeт-журнaл «Эйдoc». - 2002. - 23 aпрeля. [Элeктрoнный рecурc
Омарова, М.А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). ‒ Челябинск: Два комсомольца, 2017 ‒ С. 80‒ 82)