Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в течении его жизни. Чтобы решать новые для себя задачи, ребёнок должен развить в себе творческие способности, а помочь ему должен педагог [5]. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. «искать», изобретать и создавать что-то такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном. Творческие способности присущи любому человеку, любому ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включить в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. В связи с этим перед учителем встаёт важная задача, найти эффективные пути и способы развития творческого потенциала ребёнка [3]. Главным неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека, особенно художественной изобразительной, является воображение. Поэтому изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения школьников. А развивается эта способность особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке [6]. Воображение глухих учащихся имеет свои особенности. Среди исследователей, занимающихся изучением изобразительной деятельности детей с недостатками слуха, следует отметить М. Ю. Pay и А. А. Венгера. М. Ю. Pay, раскрывая значение изобразительной деятельности для глухих детей, и определяя специфику урока изобразительного искусства в специальной школе, дает характеристики процесса рисования учащихся по классам с первого по шестой, знакомит с содержанием преподавания изобразительного искусства и приводит краткие методические рекомендации по проведению урока. Использование изобразительной деятельности для развития творческого воображения младших глухих школьников показали Е. Г. Речицкая и Е. А. Сошина [5].
Первая особенность, это то, что глухота негативно влияет на развитие творческого воображения:
ограничение общения со слышащими сверстниками и взрослыми лишает детей с нарушением слуха необходимого объема информации (их представления менее полные и точные чем у слышащих сверстников) и знаний приемов реконструкции имеющихся представлений;
возникают трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов;
эти дети с трудом овладевают обобщающим значением слов, их речь формируется замедленно, что тоже влияет на уровень творческого воображения.
Это своеобразие отражается и на изобразительной деятельности глухих детей. Отмечается, что дети с недостатками слуха при восприятии объекта вычленяют и сохраняют в памяти меньше признаков, чем слышащие. Глухие учащиеся начальной школы дольше задерживаются на плоскостном изображении объемных предметов, в то время как большая часть их слышащих сверстников к третьему классу уже частично используют способы передачи объема, т. е. совмещают оба способа изображения. При усвоении приемов обследования и изображения предметов с натуры учащиеся с недостатками слуха с большим трудом осуществляют перенос полученных знаний в условия новой изобразительной задачи, дольше испытывают трудности в обобщении изученных способов изображения конкретных предметов. В тоже время, как подчёркивают Е. Г. Речицкая и Е. А. Сошина, творческое воображение может выполнять компенсаторную функцию [5]. Создавая новые образы, воображение обогащает опыт учащихся с нарушением слуха, способствует расширению их кругозора, активизирует речевую и познавательную деятельность. Поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей, что приводит в свою очередь к активизации процесса самообогащения знаний, самообразования. Развитое воображение определяет успешность формирования умения планировать свою работу, свое поведение, это облегчает ориентацию в окружающем мире, адаптацию среди слышащих. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений, и понятий. Воображение и мышление переплетаются, тот и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Поэтому для полноценного развития творческого воображения ребенка необходимо наличие у него определенного запаса представлений об окружающей действительности, как основы для работы воображения, т.е. структурных компонентов воображения, так как процесс воображения обусловлен прошлым опытом личности, опирается на него. Все знания, которые мы получаем от окружающей действительности, доходят до нас через органы чувств, через сенсорную сферу. Поэтому в коррекционной работе следует больше внимания уделять не исправлению первичного дефекта (т.е. слуховой недостаточности), а строить работу на преодолении вторичных дефектов: корректировать недостатки восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, речи, расширять и продолжать общую осведомленность и т.д. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в сензитивный период развития образного мышления и воображения от пяти до двенадцати лет. Как сказал Д.Бернал: «Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому». Изобразительное творчество — это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств. Моя же задача – бережно относится к детскому творчеству и одновременно тактично руководить этим процессом, беря во внимание различия индивидуальностей в классе. Работа с ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности.
Список литературы
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] // Начальная школа. - 1998 г.-№4. -с.80-81.
2. Кораблева Л.В., Пенин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях [Электронный ресурс] /под ред. профессора Г.Н. Ленина и доцента З.А. Пономаревой. – режим доступа: http://vk.com/doc44021504_163714426?hash=8b5ebfc32fb9f1cbe1&dl=80b44c38b9a64d3ce2
3. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. [Текст] // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с. 33-42.
4. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005г. –224 с.
5. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст]: Учебно-метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999г. – 128с.: ил.
6. Савенкова А. И. детская одарённость: развитие средствами искусства [Текст] : Учебное пособие – М.: педагогическое общество России, 1999. – 220с.