Введение. Значимой проблемой в современной жизни является снижение работоспособности человека. Это обусловлено появлением доступных средств передвижения, инновационных технологий в целом, а также нерациональное питание, вредные привычки, отсутствие навыков здорового образа жизни. Фитнес является средством поддержания уровня здоровья, физической и умственной работоспособности студентов вуза.
Цель работы: рассмотреть особенности использования технологий фитнеса на занятиях по физической культуре в вузе. Задачи: 1. Раскрыть понятие фитнес-технологии и показать роль в физическом воспитании студента. 2. Изучить данные научной и методической литературы о роли фитнеса в жизни студента и о возможностях использовании фитнес программ на занятиях по прикладной физической культуре в университете. 3.Провести опрос студентов об использовании фитнес программ на занятиях по прикладной физической культуре в университете.
Материалы и методы исследования. Мы использовали метод изучения научной и методической литературы, метод анонимного анкетирования. Анкетирование проводилось дистанционно через социальные сети, с использованием Google Формы, среди студентов первых, вторых и третьих курсов университета. В анкетировании принимали участие 109 студентов САФУ первых, вторых и третьих курсов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Фитнес приобретает все большую популярность, выражение «to be fit», которое используется в английском языке, означает «быть в форме». Э.Т. Хоули и Б.Д. Френкс определяют общий фитнес как «стремление к качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физические компоненты». [3, с. 60]
Цель фитнес тренировок заключается в формировании привычки к физической активности, приобщение к здоровому образу жизни.
Фитнес – достаточно обширное понятие, совокупность тренировок, направленных на улучшение здоровья.[5] Это концепция занятий физической культурой, заключающаяся в поддержании физической формы, эмоциональное, интеллектуальное и социальное состояние человека. Фитнес – это укрепление и сохранение здоровья человека, совершенствование физических навыков, и эмоциональная уравновешенность.[4] Он включает в себя занятия в фитнес-клубе, учебные занятия по прикладной физической культуре в вузе, правильное и сбалансированное питание, заботу о своем физическом и духовном состоянии и другое, что подразумевается под здоровым образом жизни всех людей.
Фитнес – технология – это использование современных систем физических упражнений, направленных на оздоровление и физическое совершенствование. Фитнес- технология включает в себя цели и конкретное содержание, направленное на достижение поставленных целей, а так же собственно технологический процесс: организацию, формы, методы, управление процессом и диагностику.
В таблице 1 перечислены виды фитнес-программ, используемых на занятиях по прикладной физической культуре в университете.
Таблица 1
Фитнес-программы |
Направленность |
Шейпинг |
Коррекция массы тела и совершенствование пропорций тела, силовая и общая выносливость. Сочетания упражнений аэробной и силовой направленности. |
Силовые фитнес-программы (атлетическая гимнастика, интервальная тренировка) |
Целенаправленное формирование пропорций тела, исправление нарушений осанки, выработка силовых навыков. |
Фитнес-йога, пилатес |
Оптимизирование осанки, развитие гибкости, общей и силовой выносливости. Сочетания упражнений аэробной и силовой направленности. |
Упражнения на кардио-тренажерах |
Коррекция массы тела, наращение уровня выносливости, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Сбалансированное совмещение нагрузки по интенсивности и количеству выполнения. |
Аквааэробика |
Исправление нарушений осанки, закаливание, повышение механической энергии. |
Разные виды дыхательной гимнастики (С.А. Стрельниковой, К.П. Бутейко и др.) |
Регуляция жизнедеятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Активизация иммунной системы и свойств, которые защищают организм от различных воздействий, а также преодоление стрессовых состояний, избавление от лишнего веса и вредных привычек. |
Фитнес на занятиях по прикладной физической культуре очень важен, т.к. большую часть времени студенты проводят на учебе в плохо проветриваемых аудиториях. Чаще всего осанка находятся в неправильном положении, это ухудшает состояние здоровья. [2, с. 27] Вследствие этого мышцы лишаются жизненно необходимой нагрузки, постепенно атрофируются. В итоге это приводит к снижению функциональных возможностей человека и заболеваниям.
Также имеет значение отношение самого человека к физическому, психологическому и внутреннему состоянию здоровья. [1, с. 5]
Мы провели анкетирование студентов первых, вторых и третьих курсов университета с целью выяснить отношение студентов к фитнесу и его место жизни студента.
Нами получены следующие результаты. Выяснилось, что 38% из числа опрошенных студентов плодотворно занимаются физической культурой и спортом. 20% студентов, принимавших участие в анкетировании, понимают важность занятий физическими упражнениями и в ближайшее время планируют такие занятия.
Посещают занятия по прикладной физической культуре в университете 62% из числа студентов, принявших участие в анкетировании. При этом 14% студентов не посещают практические занятия по прикладной физической культуре по различным причинам.
В результате анкетирования мы выяснили что 59% студентов считают, что физкультура - это средство для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности. Занимаются физическими упражнениями для коррекции телосложения 23% студентов. Из числа студентов, принимавших участие в анкетировании, 40% посещают тренажерный зал, 24% занимаются в бассейне, 13% играют в теннис, а остальные студенты занимаются другими видами физкультурной и спортивной деятельности. Утреннюю гигиеническую гимнастику выполняют регулярно 13% из числа студентов, принимавших участие в анкетировании. 35% студентов эпизодически используют данную форму организации самостоятельных занятий. При этом 52% не считают важным и необходимым выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику.
Проанализировав отношение студентов к занятиям по прикладной физической культуре в университете, мы получили следующие результаты: положительно относятся к занятиям 54%, нейтрально – 29% из числа студентов, принимавших участие в анкетировании. Отрицательно (негативно) относятся к занятиям по прикладной физической культуре 17% из числа опрошенных.
Вывод. Студенты университета понимают важность и необходимость занятий физическими упражнениями и роль фитнеса в организации здорового образа жизни. Как показал опрос студентов, в большинстве своём, они считают, что использование фитнес – технологий на занятиях по прикладной физической культуре необходимо для того, чтобы быть физически подготовленным, а, главное, для поддержания здоровья.
В настоящее время происходит развитие и совершенствование фитнес-технологий в университетах, что позволяет эффективно осуществлять процесс оздоровления, физической подготовленности и овладения навыками здорового образа жизни студентов. Методом увеличения процента посещаемости занятий по физкультуре рекомендуется введение новых методик, программ фитнес-тренировок, увеличить возможности тренажёрных залов, а так же увеличить возможности использования бассейна для занятий аквааэробикой.
Список литературы:
Ахвердова О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №9. – С. 5–7.
Базилевич М. В. Организация спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного ими вида спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — № 5. — С. 27.
Георгиева Н.Г. Влияние фитнес систем на формирование мотивации к занятиям физической культурой подростков специальной медицинской группы // 2013. – № 5 (38). – С. 59–63.
Лечебная физкультура, фитнес и спорт – что, кому и зачем? – 2004 – [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:http://www.takzdorovo.ru/dvizhenie/glavnoe/lechebnaya-fizkultura-fitnes-i-sport-chto-komu-i-zachem/ (дата обращения 25.11.2019)
Яхина А.Ф., Юрикова К.Ю. ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf