Место мультимедийных технологий и формировании профессиональных компетенций инженера сварочного производства - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Место мультимедийных технологий и формировании профессиональных компетенций инженера сварочного производства

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обеспечение высокого уровня качества инженерного образования – одна из основных задач государства, так как от этого на прямую зависит конкурентоспособность государственной промышленности на мировой арене. Современный инженер должен быть высоко квалифицированным работником, способным применить свои знания для обеспечения должного качества продукции и повышения престижа своего предприятия. На данный момент в мире велика доля конкуренции во всех отраслях жизни общества. Именно поэтому промышленности требуются не только высококвалифицированные специалисты, но и инноваторы, способные вывести технологию производства на качественно новый уровень.

Высшими учебными заведениями разработаны многочисленные обучающие системы и технологии подготовки инженерных кадров, как в нашей стране, так и за рубежом. Наиболее эффективными и перспективными оказались такие системы подготовки специалистов, которые ориентируют студентов на выполнение заранее определенных предприятиями заказчиками конкретных инженерных функций (конструктора, исследователя, инженера, технолога, технического руководителя производственного коллектива и т.п.)[1,с.10].

Значительные результаты в подготовки инженерных кадров дало применение компетентностно-ориентированного подхода. В котором обучение специалиста направлено на формирование профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность инженера – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной профессиональной задачи

[5, с.185].

Формирование профессиональных компетенций определяется методом образовательного процесса, воздействующих на поведение будущего инженера. Это могут быть как традиционные так и практические методы обучения[2, с.103].

Представление о трехкомпонентной структуре содержания инженерного труда и соответствующей ему трехкомпонентной структуре инженерной подготовки (рис. 1)[1].

 

Предметно отраслевая специализация

 

Базовая подготовка в предметной области

Профессиональная компетенция инженера

Функциональная специализация

Рисунок 1. Структура профессиональной инженерной подготовки[2,104].

Как видно из рисунка 1 содержание профессиональной подготовки специалиста представляется в виде взаимосвязанных подсистем:

базовой инженерной подготовки по профилю избранной специальности;

Базовые инженерные знания студент приобретает в среднеспециальных и высших учебных организациях, по определенной, выбранной им специальности [3,22].

функциональной инженерной специализации;

Под функциональной инженерной специализацией понимается приобретение будущими инженерами знаний, умений и навыков выполнения определенных функций по профилю своей специальности, обусловленных содержанием и характером проявления того или иного вида инженерного труда [6].

предметно-отраслевой специализации;

Предметно отраслевая специализация – совокупность дополнительных знай, умений навыков, требующихся будущим инженерам для выполнения своих профессиональных обязанностей в конкретной отрасли промышленности [4, с. 39].

Казалось бы, после прохождения будущим инженером курса профессиональной подготовки он будет готов решать производственные задачи, учитывая все возможные производственные риски, но в реальности всё оказывается несколько иначе. Возникает необходимость постоянного расширения профессиональных компетенций и повышения квалификации.

В настоящее время все большее распространение приобретают методы обучения, базирующихся на компьютерных мультимедийных технологиях. Применение таких технологий обусловлено рядом факторов [7,8,9]:

– Мультимедийные ресурсы позволяют повысить доступность материалов специалистов инженерно-технологического комплекса путем комплексного применения: схематических изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов;

– Оперативное введение информации о передовых методов сварки в учебно-методические материалы;

– Расширение форм взаимодействия преподавателя с аудиторией в процессе обучения;

– Мультимедийные технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, и иных коммуникативных ситуаций, тем самым повышая уровень вовлеченности обучающихся и процент усвоение информации;

– Возможность применения профессионально-ориентированных тренажеров, позволяющих моделировать процесс, как самой сварки так и различных физико-химических процессов проходящих в материале под воздействием источника нагрева.

Рассмотрим план реального занятия по дисциплине «Специальные сварочные, литейные и аддитивные технологии» на тему «Причины и механизмы образования горячих трещин при сварке» Уфимского Государственного Авиационного Технического университета в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Целью изучения темы «Причины и механизмы образования горячих трещин при сварке» является приобретение теоретических основ знаний для применения их в профессиональной деятельности. Для успешного освоения дисциплины студентам необходимо освоить следующие подтемы: «Понятие горячих трещин», «Механизм образования горячих трещин при сварке», «Методы оценки склонности сварных соединений к образованию горячих трещин», «Способы предупреждения образования горячих трещин»

При изучении разделов «Понятие горячих трещин», студенты знакомятся с определением термина – «Горячие трещины», основными мерилами склонными к их образованию при дуговой сварке, и факторами, определяющими сопротивляемость материала к образованию горячих трещин по теории технологической прочности материалов.

Для изложения данного материала преподаватель использует раздаточный материал, содержащий основные определения, изображения горячих трещин, выявленных после дуговой сварки, графические материалы.

В разделе «Механизм образования горячих трещин при сварке» целесообразнее рассматривать учебную информацию в виде сжатых блоков, предварительно раскрыв информацию данных блоков в опорном конспекте.

При изучении раздела «Методы оценки склонности сварных соединений к образованию горячих трещин» преподаватель показывает основные расчетные методы оценки склонности сварных соединений к образованию горячих трещин с помощью записанных на доске параметрических уравнений, полученных с помощью регрессивного анализа.

В заключительном разделе «Способы предупреждения образования горячих трещин» сварки и резки металлов» выдается информация о причинах возникновения дефектов и основных видах контроля качества сварных швов, применяемых на машиностроительных предприятиях.

В результате освоения данной темы, студент должен овладеть следующими компетенциями:

– Умение разрабатывать и совершенствовать традиционные способы получения неразъемных соединений и контроля их качества;

Анализировать причины появления горячих трещин при сварке;

– Освоение основных расчетных и экспериментальны способов оценки склонности материала к образованию горячих трещин.

«Профессиональное обучение будущих инженеров необходимо нацелить на формирование проектного мышления, управленческих навыков и умение видеть технические объекты и производственные процессы целиком, на всем протяжении их жизненного цикла. Не менее важно обучать молодых технических специалистов объективно оценивать рабочую ситуацию и самостоятельно, с социальной и нравственной ответственностью, принимать решения» [10, с. 140].

Список использованной литературы

1.Крик Э.Учебник / Введение в инженерное дело. Пер. с англ. М., «Энергия», 1970. 176с. с 10-15.;

2. Зосимов М. В. Роль многоуровневой системы инженерного образования в подготовке кадров для науки и промышленности / Галиновский А.Л., Винокурова Е.В .// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова – 2014, том 20 –103-106.;

3. Фирсова Л.В. Проектирование и реализация системы целевой подготовки в области качества студентов технического колледжа: Автореф. дис….к.п.н./ Тольятти, 2002.-22 с.;

4. Кирсанов, А. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / А. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гурье // Высшее образование в России. – 2008. – № 6. – С. 37-40.;

5. Смирнов, А.С.Философия. Культура. Образование / А.С.Смирнов. – Новосибирск, 1990. – 185 с.;

6. Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. Функциональная специализация инженерного труда // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1.;

7. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М., 2008. 336 с.

8. Новосельцев С.К. Мультимедиа-синтез трех стихий. // КомпьютерПресс, 1991. № 7.

9. Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов:теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: дис. ... доктора пед. наук.Астрахань, 2007. 335 с.

10. Бильдер Е.А., Иванова А.Д. Современные требования к развитию инженерного образования: формирование проектного мышления и управленческих навыков // Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства. Матер. научн.-практ. конф. (27 октября 2018 г.). – Екатеринбург: Деловая книга. - 2018. - с. 139-143.

Просмотров работы: 3