ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УГРОЗЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УГРОЗЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Свой политический курс развития за последние двадцать лет Российская Федерация меняла несколько раз. Изменения коснулись всех сфер общества, в том числе и национальной безопасности. Термин «национальная экономическая безопасность» впервые был использован в 1934 году американским президентом Ф. Рузвельтом в период Великой депрессии. В России интерес к этому понятию возник гораздо позднее. Оно было введено в научный язык в начале 90-х годов прошлого века, в период, когда в стране произошел переход к рыночной системе экономики. Именно в это время остро заявили о себе противоречия во взаимодействии субъектов хозяйствования. Разнонаправленность их экономических интересов внутри страны привела к утрате ее самостоятельности и резкому росту экономической зависимости России от внешнего мира [3].

С точки зрения ряда исследователей понятие «nation security» с английского языка было переведено некорректно. Само слово «nation» должно переводиться не как «национальный, нация, народ и тд », а как « государство». В итоге правильным будет перевод как «государственная безопасность». Мнения о том, какой термин использовать разделились. Часть исследователей считают государственную безопасность важным видом национальной безопасности, но постепенно термин «государственная безопасность» вытесняется термином « национальная безопасность». Другая часть исследователей придерживается мнения, что государственная безопасность может существовать как отдельно от национальной безопасности, так и являться ее составной частью. Ведь безопасность в стране обеспечивают именно государственные органы, соответственно государственная безопасность имеет ключевое значение для обеспечения национальной безопасности.

В понятии «национальная безопасность» значение слова «национальная» определяет принадлежность к тому или иному государству, а не принадлежность к определенной национальности, как к этнической общности. Национальная безопасность организуется на уровне страны и обеспечивает защиту интересов личности, общества и государства в целом. Национальная безопасность – это безопасность государственно организованного общества, следовательно, безопасность любого социального субъекта входит в содержание национальной безопасности. Подобной позиции придерживается Д.Г. Балуев: «В нынешних условиях подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе - является частным, видовым» [4].

Существует также мнение о необходимости замены теpмина «национальная безопасность» на теpмин «государственная безопасность», что позволит исключить разногласия с нормами Конституции РФ, в которой предусмотрено обеспечение государственной безопасности, а термин «национальная безопасность» не употребляется. Это позволит также сохранить и использовать исторически устоявшийся опыт (юридическое понятие «государственная безопасность» употребляется с 1934 г.). Этой точки зрения придерживается и автор книги «Обеспечение национальной безопасности» С.А. Фомин: «...для Российской Федерации исторически, да и на современном этапе ее развития этот термин не очень подходит, более правильно заменить его на "государственная безопасность" или просто "безопасность России"».

Если рассматривать государство, как аппарат реализации национальных интересов, то можно говорить о некотором совпадении сфер государственной и национальной безопасности. Однако, государственная безопасность, являясь частью национальной, отличается сферой своего охвата в силу различия интересов личности, общества и государства как составляющих нации. Термин «национальная безопасность» включает в себя защиту жизненно важных интересов в системе «личность - общество - государство». Отсюда следует, что «государственная безопасность» это частное понятие от общего «национальная безопасность» и является его производным. [5].

Безопасность страны достигается проведением целенаправленной государственной политики в области обеспечения безопасности. Основные направления этой политики отражены в Стратегии национальной безопасности РФ. В трактовке данного документа сущность понятия национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Российский политик В.Г. Вишняков отмечает, что «только государство может определять приоритеты, соотношения различных видов безопасности, цели, исходя из государственных интересов».

Эффективность реализуемой государством политики в сфере национальной безопасности и решение многих важных задач в рассматриваемой сфере во многом зависит от того, какое содержание будет вложено в понятие «национальная безопасность». С этим сложно не согласиться, ведь в конечном итоге национальная безопасность - основа безопасности страны.

Проанализировав различные точки зрения, можно сделать вывод, что в науке пока нет однозначной формулировки понятия «национальная безопасность», а есть лишь примерное его понимание. Все же в большей части определений присутствуют часто встречающиеся признаки национальной безопасности, например, общественное и системное явление, внешние и внутренние угрозы, защита национального интереса и т.д. На основании изложенного выше можно сформулировать понятие «национальной безопасности» как динамично развивающееся явление в государстве, которое обеспечивает контроль над каждой сферой общества и следит за сохранением порядка.

Экономика - одна из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и уровень национальной безопасности страны невозможно оценить без учета жизнеспособности экономики, её устойчивости при возможных внешних и внутренних угрозах. Экономическая безопасность - основа национальной безопасности страны и ее обеспечение принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов [2].

Неоспорим тот факт, что экономическая безопасность входит в систему государственной безопасности, наряду с обеспечением обороноспособности страны, поддержанием социального мира в обществе. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как может быть эффективной экономики в обществе, ослабленном социальными конфликтами. Рассматривая различные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Что же означает понятие национальная экономическая безопасность? Согласно Закону Российской Федерации «О безопасности» экономическая безопасность России - это защита жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внешних и внутренних угроз.

В структуре национальной экономической безопасности можно выделить три важнейших аспекта:

1. Экономическая независимость не может носить абсолютного характера. Все большее вовлечения национальных экономик в мировую делает национальные экономики взаимозависимым. В сложившихся обстоятельствах экономическая независимость означает необходимость контроля над национальными ресурсами и обеспечение национальных конкурентных преимуществ, дающих возможность равноправного участия в международной торговле, что станет возможным при условии достижения эффективности производства, и качества производимой продукции.

2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие создание надежных условий для устойчивого роста экономики: защита собственности во всех ее формах, предоставление гарантий для предпринимательской активности, сдерживание дестабилизирующих факторов (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность представляет собой создание условий для независимости национальной экономики, её стабильности, устойчивости, способность к непрерывному прогрессу. Одним из компонентов экономической безопасности является ее развитие. Если развитие в экономике не происходит, то возможности её выживания резко сокращается, равно как и сопротивляемость, и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Экономика с точки зрения единой системы характеризуется такими показателями как устойчивость и безопасность. Устойчивость экономики характеризует прочность всех её элементов и способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». В свою очередь безопасность — это состояние экономики с точки зрения способности выживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых факторов.

В ходе поддержания безопасности национальной экономики могут возникать определенные процессы и явления, которые нарушают или другими словами, ставят под угрозу ее нормальное функционирование, ограничивают экономические интересы личности, общества и в целом государства. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) угрозы делятся на внутренние и внешние в зависимости от места их возникновения – вне национальной экономики и внутри нее.

К внутренним угрозам экономической безопасности России относятся:

Имущественная дифференциация населения, огромный разрыв в уровне жизни и доходах различных групп населения. При этом круг богатого населения страны очень узок, бедное население является его преобладающей частью. Это создает ситуацию социальной напряженности, возникновению проблем в обществе – неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность. В итоге это может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям.

Деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ресурсная ориентация национальной экономики, когда основной упор делаются на добычу полезных ископаемых, позволяет получать высокие доходы, но не обеспечивает устойчивый экономический рост. Снижение конкурентоспособности и сворачивание производства ведет к увеличению объема безработицы и снижению качества жизни населения.

3. Нарушение целостности единого экономического пространства, как следствие усиления неравномерности экономического развития регионов. Из-за резкого различие в уровне социально-экономического развития регионов, существующие связи между ними разрушаются, что мешает межрегиональной интеграции.

4. Криминализация российского общества и экономики, коррупция. Тенденция к получению нетрудовых доходов в обществе резко усилилась, что негативно сказывается на стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность. Многие предприниматели все чаще прибегают к помощи криминальных структур, отказываясь от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции.

5. Снижение научно-технического потенциала, являющегося основой экономического роста. К причинам снижения относятся: сокращение инвестиций в научные и технические исследования и разработки, выезд за рубеж ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей. Будущее экономики – за наукоемкими отраслями, для создания которых России требуется достаточный научный потенциал.

6. Стремление к независимости и изоляции субъектов Федерации. Подобные стремления несут в себе реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого экономического и правового пространства.

7. Демографический кризис, означающий преобладание смертности населения над рождаемостью. Уменьшение количества населения ведет к снижению населенность территории России и удержания ею существующих границ. Экономический рост и развитие промышленности становится невозможным при снижении человеческого потенциала [6].

Все внутренние угрозы национальной безопасности в целом взаимосвязаны. Их ликвидация необходима не только для создания высокого уровня национальной безопасности, но и для сохранения российской государственности. Наряду с внутренними угрозами, существует и ряд внешних угроз национальной безопасности.

Среди основных внешних угроз национальной экономической безопасности России можно отметить:

1. Снижение влияния России на протекающие в мировой экономике процессы, вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений.

2. Масштабное распространение в мире оружия массового поражения.

3. Международный терроризм.

4. Активизация деятельности иностранных организаций, занимающихся сбором стратегической информации на территории России.

5. Ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций, что проявляется в снижении влияния на международные информационные потоки.

6. Снижение оборонного потенциала страны [6].

Непрерывный мониторинг внешних и внутренних угроз является необходимым условием для обеспечения достаточного уровня национальной безопасности, при этом нужно учитывать, что их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Состояние экономической безопасности оценивается при помощи параметров, критериев и индикаторов, которые определяют пороговые значения функционирования системы экономики. Выход за пределы этих значений приводит к утрате способности системы к динамичному саморазвитию и потере конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках [1].

Одним из основных показателей экономической безопасности страны можно рассматривать валовой внутренний продукт (ВВП) - общая стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение определенного периода времени (год). На протяжении нескольких лет в России наблюдается положительная динамика изменения о данного показателя.

Виды экономической безопасности отличаются в зависимости от областей экономической деятельности. Так, например, в реальном секторе экономики во главе стоит вопрос производственно-технологической и промышленной безопасности. Но этим не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо отслеживать, процессы распределения и перераспределения национального богатства страны, приватизации государственной собственности, использования экспортного потенциала. Механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой систему мер (организационных, экономических, а также правовых) по предотвращению угроз экономической безопасности. Перечислим лишь основные из них:

– прогноз социально-экономического развития страны с учётом выявленных, либо потенциальных факторов и процессов, угрожающих ее экономической безопасности в определенном периоде;

– непрерывный мониторинг и анализ постоянно меняющихся факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности для государства;

– разработка и реализация органами государственной власти мер по нейтрализации вероятных угроз экономической безопасности России по всем направлениям экономики;

– проверка законодательных проектов, нормативных и правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции уровня защищенности от внутренних и внешних угроз национальным интересам государства в области экономики [2].

Реализация важнейших национальных интересов России не представляется возможной без устойчивого развития экономики. В этой связи перед страной стоят следующие задачи:

- реформирования науки, без чего увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта;

- перевод российского промышленного производства на инновационный путь развития на базе экономики, основанной на знаниях;

- расширение связей и партнерства с мировыми научно-технологическими лидерами.

Подводя итоги, можно констатировать, что экономическая безопасность - это надежная, обеспеченная необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

Должны быть сформированы современные механизмы связи науки и бизнеса, обеспечен конкретный выбор приоритетов на инновационной основе. Однако прежде чем развивать инновационную сферу, государству необходимо позаботиться об обеспечении экономической безопасности предприятий как важнейшего фактора развития экономики страны в целом. В связи с этим экономическая безопасность государства, бесспорно, справедливо рассматривается как неотъемлемая составная часть национальной безопасности, ее фундамент, материальная основа. Обеспечение национальной безопасности России в экономической сфере, является приоритетным направлением политики государства, так как без обеспечения экономической безопасности решение стоящих перед страной задач, как на внутригосударственном, так и международном плане невозможно. Экономическая безопасность страны выступает гарантией ее независимости.

Список литературы

1.Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность» // Режим доступа: URL: https://nashol.com/2012022763775/ekonomicheskaya-bezopasnost-bogomolov-v-a-2009.html (дата обращения 05.12.2019 г.)

2.Вечканов Г.С. «Экономическая безопасность: Учебник для вузов» // Режим доступа: URL: https://ru.b-ok.cc/book/2459923/aed0c9 (дата обращения 05.12.2019 г.)

3.Овчинников А. И., Мамычев А.Ю.,, Кравченко А.Г. «Основы теории национальной безопасности» // Режим доступа: URL: https://nashol.com/2015060585053/osnovi-teorii-nacionalnoi-bezopasnosti-ovchinnikov-a-i-mamichev-a-u-kravchenko-a-g-2011.html (дата обращения 05.12.2019 г.)

4. Балуев, Д.Г. «Личностная и государственная безопасность: международно-политическое измерение» // Режим доступа: URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002638272.pdf (дата обращения 05.12.2019 г.)

5. Юрченко М.В., Давыдов А.В. «Научно-теоретические основания категории «национальная безопасность России» // Режим доступа: URL:https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/07/nauchno-teoreticheskie-osnovaniya-kategorii-natsionalnaya-bezopasnost-rossii.pdf (дата обращения 05.12.2019 г.)

6 «Экономическая безопасность России.» Под ред. В.К. Сенчагова/// Режим доступа: https://fileskachat.com/download/3992_ab2c2988af96284f68468a9c2dbc9b7f.html (дата обращения 05.12.2019 г.)

Просмотров работы: 343