Преступность несовершеннолетних - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Преступность несовершеннолетних

Шумская А.А. 1
1ФГБОУ ВО Российский государственный университет правосудия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Конвенции о правах ребенка1 установлено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (п. 1 ст. 3). Данная норма права устанавливает то, что интересы ребенка превыше всего, даже если этот ребенок совершил уголовно наказуемое деяние.

Судьба современного общества напрямую зависит от молодого поколения. Если в обществе молодежь будет «распущена»: не будет соблюдать нормы права, морали, - то не о каком светлом будущем такого общества не может идти речь, именно потому борьбе с преступностью несовершеннолетних уделяется большое внимание. Преступность лиц, не достигших 18 летнего возраста, необходимо пресекать, наказывать, но вот только делать это, согласно выше названой Конвенции о правах ребенка, необходимо, в первую очередь, учитывая интересы ребенка.

Наказание, которое назначают несовершеннолетним, намного мягче, чем у лиц, которые достигли 18 лет. Каких-либо специальных видов наказания для несовершеннолетних нет, но в отношении данных лиц применяются не все виды наказаний, применяемых к совершеннолетним. Согласно ст. 88 УК РФ к лицам, не достигшим 18 лет, применяются:

Штраф

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Обязательные работы

Исправительные работы

Ограничение свободы

Лишение свободы на определенный срок.

Пределы, в которых назначаются наказание для несовершеннолетних, также намного меньше, чем для совершеннолетних преступников. Лишение свободы для несовершеннолетних назначается в качестве наказания только в крайних случаях, когда другие виды наказания не способны должным образом обеспечить исправление лица.

Что же происходит с преступностью несовершеннолетних в настоящее время, дают ли должный эффект меры по ее предотвращению? Рассмотрим это на основании некоторых статистических показателей за период с 2014 по 2018 годы.

Во-первых, общее число лиц, совершивших преступления, согласно статистическим данным1:

В 2014 г. общее число лиц, совершивших преступления, составило 1006003, а несовершеннолетних 54369 (5,4 %);

В 2015 г. общее число лиц, совершивших преступления, составило 1075333, а несовершеннолетних 55993 (5,2 %);

В 2016 г. общее число лиц, совершивших преступления, составило 1015875, а несовершеннолетних 48589 (4,7 %);

В 2017 г. общее число лиц, совершивших преступления, составило 967103, а несовершеннолетних 42504 (4,4 %);

В 2018 г. общее число лиц, совершивших преступления, составило 931107, а несовершеннолетних 40860 (4,4 %).

Анализируя приведенный статистические данные, можно увидеть то, что в период с 2014 года по 2018 год число лиц, совершивших преступления, уменьшилось: как среди всех лиц, так и непосредственно среди несовершеннолетних. В 2015 г. общее число увеличилось на 69330, также увеличилось число несовершеннолетних, но незначительно - всего на 1624. Далее количество лиц, совершающих преступления стабильно пошло на спад:

В 2016 г. общее число уменьшилось на 59 458, а число несовершеннолетних - на 7404;

В 2017 г. общее число уменьшилось на 48772, а число несовершеннолетних - на 6085;

В 2018 г. общее количество уменьшилось на 35996, а число несовершеннолетних – на 1644.

Число несовершеннолетних уменьшается намного интенсивнее, чем взрослых лиц, совершающих преступления, что может свидетельствовать об эффективности работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних.

Во-вторых, число осужденных лиц1:

В 2014 г. – 23 586 чел.;

В 2015 г. – 22 816 чел.;

В 2016 г. – 23 939 чел.;

В 2017 г. – 20 631 чел.;

В 2018 г. – 18 826 чел..

В 2016 г. число осужденных лиц немного выросло, а далее - в 2017 и 2018 гг. - уменьшилось. В 2018 г., в сравнении с 2014 г., их число уменьшилось на 4760 чел.

В-третьих, число лиц, в отношении которых дела были прекращены, по различным основаниям2:

В 2014 г. – 20 801 чел.;

В 2015 г. – 21241 чел.;

В 2016 г. – 19 460 чел.;

В 2017 г. – 16652 чел.;

В 2018 г. – 16 025 чел.

В 2015 г. мы видим рост, а далее стабильный спад числа лиц, в отношении которых дела были прекращены, и в итоге разница между 2018 и 2014 гг. составляет 4 776 чел.

Для наглядности все приведенные данные можно представить в виде диаграммы.

На данной диаграмме хорошо видно, что данные за 2018 г. ниже, чем за 2014 г. Общее число лиц, совершивших преступления, сократилось, и, как результат, этого сократилось также общее число осужденных лиц и общее число лиц, в отношении которых дела были прекращены. Следовательно, мы можем сказать о том, что преступность несовершеннолетних уменьшилась. Однако это, как мы полагаем, не результат эффективной работы общественных или государственных институтов, а лишь – уменьшение абсолютного показателя. В процентном соотношении – показатель (число совершивших преступление несовершеннолетних лиц) практически не уменьшился (в районе 5%).

Обратим внимание на показатели совершения преступления несовершеннолетними лицами, которые воспитываются в семье с одним родителем, поскольку такими несовершеннолетними совершается очень много преступлений.

Рассмотрим период с 2014 по 2018 гг.:

В 2014 г. 10 328 несовершеннолетних из неполных семей (с одним родителем) совершили преступления, в то время, как число лиц, совершивших преступление, воспитывающихся в полных семьях, составляет 10 446 чел.;

В 2015 г. соотношение составило 10 084 чел. (-120 чел.) против 10 204 чел.;

В 2016 г. соотношение составило 10 673 чел. (+30 чел.) против 10643 чел.;

В 2017 г. соотношение составило 9 413 чел. (+397) против 9 016 чел.;

В 2018 г. соотношение составило 8 535 чел. (+ 22) против 8 513 чел.1

Анализируя приведенные данные, видим, что в период с 2014 по 2018 гг. число несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, как воспитывающихся в неполных семьях, так и в полных, уменьшилось в своих абсолютных показателях.

Однако если говорить о соотношении совершивших преступление несовершеннолетних лиц с лицами, воспитывающимися в семье с одним родителем, то можно сказать, что хотя число последних и уменьшилось, но по сравнению с 2014 г. их стало больше по сравнению с теми, кто воспитывался в полной семье, но не намного.

Исходя из приведенной статистики, можно сказать, что число родителей (один или два) не оказывает влияния на число преступлений, совершаемых их детьми.

Еще рассмотрим число преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами с неснятыми и непогашенными судимостями, на момент совершения преступления в период с 2014 по 2018 гг.:

В 2014 г. – 4 446 чел.;

В 2015 г. – 4 067 чел.;

В 2016 г. – 3 968 чел.;

В 2017 г. – 4 039 чел.;

В 2018 г. – 3 849 чел..1

Мы видим, что в 2018 г. по сравнению с 2014 г. их число уменьшилось, но незначительно, а в 2017 г. увеличилось.

В связи с этим мы также можем сделать вывод о том, что меры по профилактике преступлений среди лиц, уже имеющих судимость, не дают должного эффекта, так как их число совершаемых ими преступлений практически не сокращается.

Деятельность по профилактике преступности направлена на то, чтобы предотвратить совершение преступлений. К такой деятельности можно отнести борьбу с беспризорностью, которая представляет собой опасность для развития всего общества. Беспризорным детям, как правило, никто не объясняет как можно поступать, а как нельзя. Многие из беспризорных детей становятся асоциальными, что подтверждается в том числе показателями о совершении ими преступлений.

Борьба с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних как первоочередная задача закрепляется в распоряжении Правительства РФ от 22 марта 2017 г. 520–р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года». Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в этой сфере.2

Федеральный законодатель в ФЗ от 24.06.1999 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет принципы борьбы с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних: «деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних» ( п. 2 ст. 2).1

Профилактику правонарушений можно разделить на два вида, на общую и индивидуальную. Общая представляет собой воздействие не на конкретных лиц, а на причины и условия, непосредственно подталкивающие к совершению правонарушения, а также на правосознание несовершеннолетних. Индивидуальная же профилактика, в отличие от общей, это воздействие на конкретных лиц, например на беспризорных несовершеннолетних, несовершеннолетних, отбывающих более мягкий вид наказания, чем лишение свободы (лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные либо исправительные работы, ограничение свободы), а также тех лиц, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия и т.д.

Профилактика правонарушений необходима при возникновении причин и условий, непосредственно подталкивающих к совершению правонарушения. Профилактика бывает не только различных видов, но и еще различных форм:

Правовое просвещение и правовое информирование;

Профилактическая беседа;

Объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

Профилактический учет;

Внесения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

Профилактический надзор;

Социальная адаптация;

Ресоциализация;

Социальная реабилитация;

Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.1

Сам факт того, что совершение преступления неизбежно влечет за собой возможность назначения наказания. Это также в какой-то степени предотвращает совершение уголовно – наказуемых деяний.

Наказывать несовершеннолетних более строго – лишать свободы (чтобы они под страхом наказания не совершали преступлений в последующем) или же наоборот – не назначать его, учитывая, в первую очередь, их интересы несовершеннолетнего?

Что же эффективнее, что реально поможет предотвратить преступность несовершеннолетних? это довольно спорный вопрос.

Существуют сторонники того, что нужно не назначать наказание, делать все чтобы не навредить несовершеннолетним лицам, которые единожды оступились и совершили преступление. В связи с этим нашей стране идет активная работа по созданию ювенальной юстиции и, в частности, по созданию ювенальных судов.

Также есть сторонники того, что несовершеннолетних преступников нужно строго наказывать, кроме того, даже снизить возраст уголовной ответственности. Неоднократно в Государственной Думе РФ поднимался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности до 12 лет. Например, в 2017 г. рассматривался законопроект о снижении возраста уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение тяжких и особо тяжких преступлений до 12 лет. Поддержки и одобрения данный законопроект не получил, поскольку лица до 12 лет не могут в полной мере осознавать общественную опасность своих действий, и поэтому снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет не решит проблемы не совершения ими преступлений. В 2019 г. также рассматривался законопроект о снижении возраста уголовной ответственности за жестокое обращение с животными с 16 до 14 лет с целью уменьшить количество малолетних «живодеров». Он также по вышеназванным причинам не был поддержан.

Вопрос о снижении возраста уголовной ответственности остается открытым. В «Пекинских правилах» от 29 ноября 1985 г. в п. 4.1 сказано, что в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.2 В нашей стране, по общему правилу, считается, что несовершеннолетние лица отвечают за некоторые тяжкие и особо тяжкие преступления с 14 лет, а за все иные - с 16 лет (ст. 20 УК РФ).

Из данных правил есть исключение – норма о т.н. «возрастной невменяемости» (ч. 3 ст. 20 УК РФ): «если несовершеннолетний достиг установленного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности».

Для профилактики преступлений среди несовершеннолетних в том числе предусмотрена норма ст. 96 УК РФ: «в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы1 к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию».

Основываясь на указанных нормах, можно сделать вывод о том, что уголовная ответственность для не достигших 12-ти лет лиц вполне может быть установлена, но только для строго определенных тяжких и особо тяжких преступлений и в исключительных случаях. Например, для проявлений терроризма.

Если лицо, достигшее 12 лет, может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, (т.е. лицо вменяемо), то почему бы такое лицо не привлекать к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Способность осознавать общественную опасность своих деяний и руководить ими может доказывать комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

В отношении жестокого обращения с животными, на наш взгляд, также необходимо снизить возраст уголовной ответственности с 16 до 14 лет, поскольку с 14 лет у лиц вполне есть полное осознание общественной опасности такого деяния.

Приведенные меры, конечно, увеличат абсолютные показатели преступности несовершеннолетних в течение ближайшего периода времени после их введения, но будут способствовать предупреждению преступности иными в том числе несовершеннолетними лицами, а также охране общественной нравственности, общественного порядка и безопасности человека.

Преступность несовершеннолетних - это большая проблема, на решение которой уходит много сил и средств. Как с ней бороться наиболее эффективно – это вопрос поиска оптимальных мер и их практического применения. Настоящей работой мы также внесли свои предложения для выбора указанных мер. Правда, эти меры свидетельствуют, главным образом, не о допреступной или послепреступной профилактике предусмотренных нормами УК РФ общественно опасных деяний, а о профилактике таких общественно опасных деяний, которые по возрастному признаку (12-14 лет, с 14 лет) в настоящий момент не предусмотрены УК РФ (терроризм, жестокое обращение с животными).

На данный момент мы с уверенностью можем констатировать, что все имеющиеся способы профилактики преступности несовершеннолетних вместе, в комплексе, дают неплохой результат, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные нами и показывающие заметное снижение уровня преступности среди лиц, не достигших 18 летнего возраста (хотя только в абсолютных цифрах). На достигнутых результатах останавливаться не надо, поскольку уровень преступности несовершеннолетних в относительных показателях практически не снизился, что также было показано в настоящей работе.

Список использованной литературы:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989) . (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС Консультант Плюс

Комплексный анализ состояния преступности в РФ расчетные варианты ее развития: аналитический обзор//Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018.

Судебный департамент//URL: http://www.cdep.ru/(Дата обращения: 01.10.2019)

Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 года 520 – р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»//СПС Консультант Плюс.

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//СПС Консультант Плюс.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» от 23.06. 2016 N 182-ФЗ//СПС Консультант Плюс.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)/ СПС Консультант Плюс.

1Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС Консультант Плюс

1 Комплексный анализ состояния преступности в РФ расчетные варианты ее развития: аналитический обзор//Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. С. 13.

1 Судебный департамент//URL: http://www.cdep.ru/(Дата обращения: 01.10.2019)

2 Там же.

1 Судебный департамент//URL: http://www.cdep.ru/(Дата обращения: 01.10.2019)

1 Судебный департамент//URL: http://www.cdep.ru/(Дата обращения: 01.10.2019)

2Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 года 520 – р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»//СПС Консультант Плюс.

1 Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//СПС Консультант Плюс.

1Федеральный закон«Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»от 23.06. 2016 N 182-ФЗ//СПС Консультант Плюс.

2 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)/ СПС Консультант Плюс.

1 Положения главы 14 содержат нормы об особенностях уголовной ответственности и наказания к лицам от 14 до 18 лет, в т.ч. норму ст. 88 УК РФ.

Просмотров работы: 12