Станции «Каширская», «Варшавская» и «Каховская» открылись 11 августа 1969 года. Это была не отдельная ветка, а часть «зелёной» Горьковско-Замоскворецкой линии (сегодня — Замоскворецкая), поезда стали курсировать от «Речного вокзала» до «Каховской» и в обратном направлении.
В 1995 году станции были выведены из её состава для создания новой Каховской линии, но ещё несколько лет на официальных схемах в вагонах Каховская линия была изображена вместе с Замоскворецкой линией, после чего стала изображаться под своим цветом .
Станции «Каширская», «Варшавская» и «Каховская» 1970 год.
В августе 1968 года вышла статья в газете «Правда» под названием «Здесь пройдут голубые экспрессы», которая была посвящена развитию Московского метро. Заметку иллюстрировала схема, на которой были изображены строящиеся и запланированные станции, в том числе на юге Горьковско-Замоскворецкой линии.
«Уже в будущем году первые поезда с пассажирами побегут по почти десятикилометровой трассе Замоскворецкого радиуса к станциям «Коломенская», «Каширская», «Варшавская», «Каховская», — говорилось в заметке.
На этой же схеме был показан проект ответвления от «Каширской» в сторону станции «Ленино» (сегодня — «Царицыно»). ( 1 )
Иллюстрация в газете «Правда» к статье «Здесь пройдут голубые экспрессы», номер от 22 августа 1968 года. ( 1 )
По Генеральному плану 1971 года было предусмотрено строительство Большого кольца метрополитена, которое должно было включить в себя участок Замоскворецкой линии «Каширская» — «Каховская» и проектируемый на тот момент участок Сокольнической линии «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (ныне «Бульвар Рокоссовского»). На неофициальном сайте Московского метрополитена можно найти две практически идентичные схемы, на которых присутствует проект кольца. Одна датирована 1973-м годом, другая — 1975-м. ( 2 )
Большая кольцевая линия на схеме перспективного развития метро, 1975 год. Иллюстрация: metro.ru ( 2 )
В 1983 году на юге города был запущен Серпуховский радиус московского метро — будущая Серпуховско-Тимирязевская линия. Тогда же открылась пересадка со станции «Каховская» на «Севастопольскую». ( 3 )
Первая схема с «серой» веткой, 1983 год. Иллюстрация: metro.ru ( 3 )
В 1984 году Замоскворецкая линия раздвоилась. Она получила новый участок «Каширская» — «Орехово», при этом «Варшавская» и «Каховская» остались в составе Горьковско-замоскворецкой линии. Движение здесь было вилочным: поезда из центра по очереди отправлялись то к станции «Каховская», то к станции «Орехово». Однако значительные интервалы в движении поездов на участке «Каширская» — «Красногвардейская» в утренний час «пик» стали приводить к переполнению вагонов и станций людьми, а малейший сбой на одном из направлений — к рассинхронизации и нарастающему сбою в графике движения поездов.
Для выхода из сложившейся ситуации было принято решение за станцией «Каширская» построить оборотные тупики и преобразовать участок «Каширская» — «Каховская» в самостоятельную линию. ( 4 )
Схема Московского метрополитена 1984 года. Иллюстрация: metro.ru
( 4 )
Таким образом, 20 ноября 1995 года появилась отдельная Каховская линия – самая короткая в Московском метрополитене, а вилочное движение на Замоскворецкой линии было минимизировано. Полностью отменить его не позволяет наличие на Каховской линии электродепо «Замоскворецкое», обслуживающего Замоскворецкую линию, а также место в тупиках станции «Каховская» для ночной расстановки 8-вагонных составов. Сейчас в графике предусмотрены поезда, следующие от «Варшавской» и, реже, «Каховской» до «Речного вокзала», а также в обратном направлении.
Поезда, курсирующие непосредственно по Каховской линии, состоят из 6 вагонов. Причиной тому является ограниченная длина тупиков за станцией «Каширская», построенных (в нарушение ПТЭ) для приёма лишь шестивагонных составов. Свою роль здесь сыграли требования экологических и археологических организаций, а также местные жители, переживавшие за территорию, прилегающую к уникальному архитектурному ансамблю «Коломенское». ( 5 )
Каховская линия в 1995 году. Иллюстрация: metro.ru ( 5 )
Во второй половине двухтысячных московские власти вернулись к идее создания третьего пересадочного контура. Его строительство началось в 2011 году. В 2017 году контур получил название Большая кольцевая линия.
Первый участок кольца был запущен в 2018 году. От Каховской линии ему достался бирюзовый цвет, а также номер — 11а. ( 6 )
Схема метро 2018 года с первым участком БКЛ. ( 6 )
Весной 2019 года станция «Каховская» закрылась на реконструкцию. Линия стала ещё короче и на протяжении нескольких месяцев состояла всего из одного перегона.
22 октября власти объявили об окончательном закрытии Каховской линии. Станции «Каширская» и «Варшавская» закрылись 26 октября и откроются уже в составе Большой кольцевой линии.
Закрытие станции «Каховская» в 2019 году. Иллюстрация: mos.ru ( 7 )
В БКЛ войдёт 31 станция, её протяженность составит 70 км. Начавшись с самой короткой ветки Москвы, она станет самой длинной кольцевой линией метро в мире. Запуск движения по всему кольцу ожидается в 2023 году. ( 7 )
Список литературы
1. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Каховская_линия
2. Материал их Вики наш транспорт. URL https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Каховская_линия
3. Новостной ресурс [Электронный ресурс] // История Каховской линии метро в восьми схемах. Статья. URL https://strelkamag.com/ru/article/istoriya-kakhovskoi-linii-v-semi-skhemakh
4. Официальный портал мэра и правительства Москвы [Электронный ресурс]. От идеи к реализации: история больших и малых колец метро. Статья. URL https://www.mos.ru/news/item/36989073/
5. Московский метрополитен [Электронный ресурс] // Архив схем разных годов. URL http://metro.ru/map/