МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТАХ

Савельева Ю.И. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мотивация учебной деятельности школьников – одна из самых больших проблем современного образования. Нужно знать, какие мотивы учения движут детьми, одинаковы ли они у детей среднего и старшего звена. Выявив, насколько различны эти мотивы, нам удастся избежать в дальнейшей профессиональной деятельности многих педагогических ошибок.

Целью данной работы является выявление ведущих мотивов к учению у обучающихся подросткового и юношеского возрастов и обоснование различий в их мотивации к учебной деятельности.

Гипотеза исследования: в мотивации учебной деятельности подростков и юношей есть различия, а именно: в подростковом возрасте основными мотивами учебной деятельности являются игровые внешние мотивы, тогда как в юношеском возрасте - позиционные внутренние мотивы.

В данной работе мы использовали следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ научной литературы; сравнение; обобщение.

2. Эмпирические: анкетирование.

3. Методы обработки данных.

Анализ научной литературы показал, что в подростковом возрасте отмечается общее снижение учебной мотивации. Подросток стремится к самостоятельности, происходят изменения в социальных позиционных мотивах, что связано с потребностью подростка самоутвердиться [1].

Немного иная структура учебной мотивации в юношеском возрасте. Ведущая роль отводится познавательным мотивам, которые в данный период являются избирательными по отношению к тем предметам, которые необходимы для будущей профессии. Все мотивы становятся смыслообразующими, появляются профессиональные мотивы учения [2].

С целью проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие обучающиеся 7 класса (18 человек) и 11 класса (20 человек). Для проведения исследования использовалась методика Калининой Н.В. и Лукьяновой М. И.«Методика изучения учебной мотивации». Анализ полученных данных проводился с помощью метода статистической обработки экспериментальных данных.

В ходе работы мы выяснили, что уровень учебной мотивации у одиннадцатиклассников выше, чем у семиклассников (высокий уровень мотивации в 11 классе у 90% опрошенных, в 7 классе лишь у 40% учеников).

Нами установлено, что ведущими мотивами учебной деятельности в подростковом возрасте являются позиционный (66,99%) и игровой (16,04%) мотивы. В юношеском возрасте преобладают позиционный мотив (63,3%), который уже имеет иную специфику – не просто стать взрослым, а определиться с будущей профессией. Большое значение имеет учебный мотив (20%). Выяснилось, что в юношеском возрасте реализация учебных мотивов в поведении происходит у 60% опрошенных, а в 7 классе только у 33,3%.

Мы видим, что ведущим мотивом и в подростковом, и в юношеском возрасте является позиционный мотив. Это опровергает нашу гипотезу о том, что в подростковом возрасте ведущим является игровой мотив. Хотя он и занимает большое место, но не является таким распространенным. Но мы подтвердили предположение, что в юношеском возрасте ведущим является позиционный мотив.

Полученные данные объясняются тем, что подросток стремится занять позицию взрослого в обществе. В юношеском возрасте происходит перестройка позиционных мотивов. Это связано с жизненным и профессиональным самоопределением. Юноши и девушки стремятся определить свое место в обществе, занять достойную позицию в нём.

Мы выяснили, что в 11 классе внутренние мотивы учения преобладают над внешними у большинства опрошенных (61,1%). В 7 классе данные мотивы явно не выражены и находятся в равной степени у 60% учеников. Такие данные подтверждают гипотезу о ведущих внешних мотивах у подростков и ведущих внутренних мотивах у юношей.

Нами были разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов по формированию учебной деятельности в обеих возрастных группах. Главное в этих рекомендациях: педагогам необходимо придерживаться демократического стиля общения со школьниками. При этом для подростков важна глубина получаемых знаний, возможность подумать и поразмышлять. В юношеском возрасте главный критерий изучения предмета – применение знаний в будущей профессии, поэтому педагогам и родителям нужно убедить старшеклассников, что полученный материал найдет применение в их будущей жизни.

Таким образом, гипотеза нашего исследования была доказана частично: в мотивации учебной деятельности подростков и юношей действительно есть различия: в подростковом возрасте характерно снижение уровня учебной мотивации, внутренние мотивы учения наиболее выражены в юношеском возрасте. Большое значение для подростков имеют игровые мотивы, а для юношей – учебные, однако у подростков, как и у юношей, ведущими мотивами учебной деятельности являются позиционные мотивы.

Список литературы

Мотивация подростка // Психологос – энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/motivaciya-podrostka (дата обращения: 20.04.2018).

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. - 349 c.

Просмотров работы: 17