Считается, что регулярные занятия спортом и любые физические нагрузки помогают существенно улучшить физическую форму, снизить стресс и предотвратить многие хронические заболевания, но как спорт связан с академической успеваемостью?
Многие научные исследования последовательно демонстрируют, что физически активные люди становятся не только здоровее, но и лучше справляются с тестами церебральных или интеллектуальных способностей. Некоторые исследования даже показывают, что результаты могут быть целесообразными; даже быстрая 15-минутная прогулка может дать немедленные результаты. Как результат, чем больше учеников получат упражнения, тем более продуктивными и эффективными могут стать их умственные способности и умственная деятельность.
Кроме того, в статье BBC рассматривается исследование, проведенное среди 5000 школьников и студентов. В ходе исследования были обнаружены тесные связи между успехами в упражнениях и экзаменах по английскому языку, математике и естественным наукам. По оценкам, повышение успеваемости началось после 17 минут упражнений, выполняемых мальчиками; у девочек увеличение было обнаружено через 12 минут. Исследование проводилось в университетах Стратклайда и Данди и показало, что физическая активность особенно полезна для успеваемости девочек в науке. Авторы данной статьи утверждают, что это может быть случайная находка, но она также может отражать гендерные различия в воздействии физической активности на мозг. В целом, дети, которые регулярно тренируются, в возрасте от 11 до 16 лет более склонны к учебе. Д-р Джози Бут из Университета Данди объяснила: «Физическая активность важна не только для вашего физического здоровья. Есть и другие преимущества, и это должно быть особенно важно для родителей, политиков и людей, вовлеченных в образование» [1].
Как показали исследования И.Й. Петрушевского (1963), систематическая физическая тренировка заметно улучшает умственную работоспособность как в обычных условиях (без дополнительных физических нагрузок), так и в условиях физических нагрузок. Исследованиями Г.В. Фольборта (1952) было, в частности, установлено, что развитие процессов утомления и восстановления происходит не прямолинейно. В процессе восстановления имеется фаза пониженной работоспособности, которая позже сменяется фазой повышенной работоспособности. Автор указывает, что повторные утомляющие нагрузки могут улучшать и усиливать повторяемую функцию или не способствовать развитию состояния хронического утомления (все зависит от интервалов отдыха)[3]. Тренировка отражается на способности к интенсивной длительной деятельности и на способности органов быстро включаться в работу .Улучшение умственной работоспособности под влиянием занятий физическими упражнениями происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые, будучи даже необычными, оказывают положительное влияние на протекание психических процессов (ограничение двигательной деятельности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности). Исследование Лоренцы Кольцато и Жюстин Паннекок «Влияние физических упражнений на дивергентное мышление» показали, что человек переживает творческий подъем сразу после тренировок, который длится еще несколько часов. Доказано, что физически активные люди предлагают более интересные идеи на работе или учебе, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни[5].
Также, регулярные тренировки стимулируют овладение знаниями по вопросам техники и методики тренировки, спортивной педагогики, физиологии спорта, личной гигиены и др[4].
Таким образом, можно сделать вывод, что регулярные тренировки способствуют повышению академической успеваемости студента, позволяют быстрее справляться с заданиями и улучшают память, внимание, когнитивные способности.
Список используемых источников
1. Электронный ресурс:https://www.bbc.com/news/uk-scotland-24608813- [Дата обращения:13.12.19 ].
2.Сауткин М.Ф. Спорт и успеваемость студентов / М.Ф. Сауткин //Теория и практика физической культуры. - 1967. - №5. - С. 66-67.
3. Сауткин М.Ф. Динамика физического состояния студентов за годы обучения в ВУЗе (по материалам врачебного контроля за физическим воспитанием): диссертация на звание кандидата медицинских наук/М.Ф. Сауткин. - Рязань, 1969. - 255 с.
4. Электронный ресурс:https://www.fizkulturaisport.ru/vidy-sporta/gimnastika/165-zanyatiya-gimnastikoj-i-razvitie-intellekta.html -[Дата обращения:13.12.19 ].
5. Электронный ресурс:https://salid.ru/stati/kak-sport-i-fizicheskaya-aktivnost-vliyaet-na-mozg-[Дата обращения:13.12.19 ].