Обучающе-контролирующая система - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Обучающе-контролирующая система

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Контроль знаний учащихся с помощью компьютерной программы исключает возможность ошибки учителя при проверке контрольных заданий, сводит к минимуму время, необходимое на проверку (время ожидания оценки учениками), избавляет от необходимости раздачи и сбора контролирующего материала на бумажных носителях. В условиях, когда информатизация образования - одна из важнейших задач министерства образования, именно такой форме контроля знаний нужно отдавать предпочтение.

Форма контроля знаний и умений учеников в виде компьютерного тестирования имеет очень привлекательные стороны, о которых всем известно. Объективность является очень высокой (все ребята, проходящие испытание находятся в одинаковых условиях, личные отношения между конкретным учеником и учителем никак не смогут повлиять на результаты тестирования), технологичность, предоставление возможности количественного анализа результатов обучения. Применение персональных компьютеров во время контроля знаний значительнее расширяет его возможности, обеспечивает ускоренную обработку результатов, хранение и накопление всей необходимой информации.

Основной целью контроля знаний и умений является обнаружение достигнутых успехов учеников, в указании правильных путей совершенствования, получения более углубленных знаний и умений, для того, чтобы появлялись условия для будущего включения учащихся в активную творческую деятельность, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету. Уточнение главное цели контроля связано с обучением учащихся методам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование желания в самоконтроле и взаимоконтроле. Данная цель формирует у учащихся выработку таких качеств личности, как чувство ответственности за проделанную работу, реализация и проявление новых идей. При воплощении в жизнь всех вышеперечисленных целей контроля знаний и умений, мы можем говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

контролирующую;

прогностическую;

ориентирующую;

обучающую;

воспитывающую;

диагностическую;

развивающую.

Основной задачей контролирующей функции является проверка уровня знаний и умений учеников, состояния их умственного развития, в изучении степени уровня усвоившегося материала, выявления навыков применения полученных знаний на практике.

Благодаря контролю предоставляется возможность определения исходного уровня для последующего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается количественный объем их усвоения. Можно сравнить планируемый объем данного материала, с результатами, сделать выводы из применяемых на практике учителем средств, методов и форм обучения.

Обучающая функция контроля заключается в улучшении знаний и умений, их систематизации. В процессе контроля ученики вспоминают и закрепляют знания по пройденному материалу. При новых обстоятельствах они применяют знания и умения ранее изученного.

С помощью проверки ученики могут выделить основное, главное в пройденном материале, закрепить полученные знания и навыки, в дальнейшем не допуская ошибок при решении. Контроль осуществляет обобщение и систематизацию знаний.

Целью диагностической функции контроля является получение знаний о допущенных ошибках, недочетах и упущениях в знаниях и умениях учеников в получении учебного материала, о количестве и характере допущенных ошибок. Результаты диагностических проверок помогают сделать выбор из огромного числа методик освоения знаниями в пользу более эффективной, выбрать направление дальнейшего улучшения содержания методов, форм и средств обучения.

Прогностическая функция проверки направлена на получение опережающей информации в учебном и воспитательном процессе. По итогам проверки получают основания для прогноза о протекании конкретного отрезка учебного процесса: в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения новой теоретической и практической базы.

Полученные результаты прогноза можно применять для конструирования модели последующего поведения учеников, совершающих в данный момент недочеты определенного типа или имеющих различного рода сложности в системе приемов познавательной деятельности.

С помощью прогноза можно сделать верные выводы при последующем планировании и реализации учебного процесса.

С помощью развивающей функции контроля появляется возможность стимулировать познавательную активность учащихся, осуществлять развитие творческих способностей. Развитие учащихся происходит благодаря исключительности контроля. В ходе контроля задействованы все мыслительные процессы, развивается воображение, фантазия, память, терпение, воля. С помощью контроля развиваются такие качества личности, как сообразительность, любопытство, интерес, смекалка.

Ориентирующая функция контроля предназначена для получения информации об уровне достигнутых целей обучения конкретным учеником и классом в целом - как хорошо и как широко изучен учебный материал. Контроль помогает ориентироваться учащимся в их затруднениях и достижениях. Находя пробелы в знаниях, ошибки при решении задач, контроль указывает путь, с помощью которого можно достигнуть новых высот при получении умений и навыков. Ученики имеют возможность оценивать свои силы, знания, возможности.

Воспитывающую функцию можно рассматривать с эстетической точки зрения. Она предназначена для формирования у учащихся чувства долга, ответственности, аккуратности, честности по отношению к образовательному процессу.

Проверка заставляет учащихся подходить с большей ответственностью к подготовке заданий, регулярно и качественно готовить весь материал. Она является причиной выработки привычки постоянного труда, твердой воли, терпения, настойчивости.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. Во время учебного процесса функции могут проявляться в разной степени, мере и в самых разнообразных сочетаниях. При выполнении всех функций на практике учебный процесс становится на много эффективнее, при этом сам контроль приносит пользу.

В обязательном порядке, контроль должен иметь цель, быть регулярным, индивидуальным, носить объективную оценку, включать в себя всесторонность. Раскроем эти принципы подробнее.

1. Цель - четкое понимание важности контроль в данный момент времени. Постановка цели определяет всю последующую работу при выборе методов, форм и средств контроля. При постановке цели контроля, педагог должен ответить на следующие вопросы: что нужно проверять, зачем нужно проверять, кто должен проверять, что я получу в результате проверки, чего можно ожидать от этой проверки. При формировании целей контроля, необходимо ориентироваться на цели воспитания, обучения и развития учеников, которые воплощаются на данном этапе обучения.

2. Под регулярностью имеется в виду постоянный контроль, который идет параллельно учебному процессу.

3. Индивидуальность контроля предполагает, что подход при оценивании знаний, умений и навыков будет организован для каждого учащегося отдельно.

4. Объективная оценка контроля предупреждает субъективность и ошибочные суждения, которые в действительности не соответствуют успеваемости учащихся и снижают воспитательное значение проверки. Объективность контроля имеет зависимость от многих факторов. Из них можно подчеркнуть следующее: конкретный выбор общих и основных целей обучения, четкое объяснение и обоснование выбора материала и вида контроля, обеспеченность методами обработки, оценивания и анализа результатов контроля, организованность проведения контроля. Объективность и качество контроля зависят от решения этих вопросов.

5. Всесторонность контроля - это охват большого и разного по своей наполненности проверяемого материала. В этот принцип входит освоение основных понятий данного курса, и освоение материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учениками конкретных и значимых, фактов, закономерностей, способов действий.

В настоящее время компьютеры внедряются во все отрасли человеческой деятельности. Они помогают автоматизировать процессы, на выполнение которых требуется много времени.

Таким образом, благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Он находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения.

Список литературы:

Болиманов А.И. Болиманов И.А. “Разработка компьютерных учебников и обучающих систем”.

Агеев, В.Н. Современные электронные учебные издания / В.Н. Агеев. - М.: МГУР, 2003. - 236 с.

Александров, Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г.Н. Александров // Информатика и образование. - 1993. - № 5. - С. 7-24.

Аленичева, Е.В. Этапы создания электронного учебника / Е.В. Аленичева // Высшее образование в России. - 2001. - № 5. - С. 103-105.

Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 81-87.

Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М. : Филинъ, 2003. - 616 с.

Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. [Текст] / Ю.К . Бабанский - Москва: Дрофа, 2006. - 143 с. ISBN 5-230-04020-3

Просмотров работы: 136