Анализ применения системы сбалансированных показателей для инновационных предприятий. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Анализ применения системы сбалансированных показателей для инновационных предприятий.

Малина Д.С. 1
1Университет ИТМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях, инновационные предприятия отличаются особым характером своей деятельности, основу которой составляет использование, освоение, внедрение и применение инноваций в экономической деятельности.

 

Традиционным подходом к определению специфики инновационной компании является указание на необходимость ситуации, в которой внедрение инноваций сложного характера является неотъемлемой частью организации и ее отраслевого сегмента, следовательно, компания является инновационной, если существенная часть ее деятельности связана с инновационными процессами.

Инновационный процесс как объект управления гораздо более сложен, нежели рутинный производственный процесс. Более высокая сложность в управлении инновационными процессами обусловлена тем, что на них влияет гораздо больше факторов как внешней, так и внутренней среды, чем на производственный процесс (Рис 1.).

Поэтому для инновационных предприятий необходимо внедрять систему контроля инновационного процесса. Одной из таких систем является система сбалансированных показателей.

Система сбалансированных показателей (ССП) – это система стратегического управления организацией, направленная на улучшение результативности деятельности на основе измерения и оценки ее эффективности по набору показателей, подобранному таким образом, чтобы учесть все существенные (с точки зрения стратегии) аспекты ее деятельности финансовые, производственные, маркетинговые) [2].

Система сбалансированных показателей представляет собой систему управления предприятием, которая связывает общие стратегию предприятия с его оперативными функциями и возможностью оперативного контроля за реализацией долгосрочных и среднесрочных целей организации на основе систематического анализа комплексных показателей. [3]

Рисунок 1. Факторы, влияющие на инновационный процесс [1]

Рассмотрим процесс разработки системы сбалансированных показателей, которую предложили Р. Каплан и Д. Нортон. Ключевые показатели деятельности предприятия группируются по различным направлениям, которые называются перспективами. Они дают возможность руководству предприятия определить стратегически значимые меры и ориентироваться на достижение определенных целей. Всего рассматривается четыре перспективы:

Финансы;

Клиенты;

Внутренние процессы;

Развитие и обучение [4].

Для инновационных предприятий самой значимой перспективой является перспектива «Развитие и обучение», ведь именно там рассматривается инновационное развитие предприятия. В данную проекцию включаются не только цели компании, связанные с развитием ее ключевых ресурсов, к которым относятся прежде всего люди, но и цели, связанные с внедрением новых технологий.

Разработка ССП осуществляется путем выполнения следующих шагов:

Постановка стратегических целей;

Связывание стратегических целей причинно-следственными цепочками – построение стратегической карты;

Выбор показателей и определение их целевых значений;

Разработка стратегических мероприятий.

На первом этапе формулируют цели направленные на реализацию стратегии предприятия, далее эти цели ранжируют по перспективам и определяют причинно-следственные связи путем построения стратегической карты.

Стратегическая карта — это некое наглядное изображение стратегии, которое на одной странице рассказывает, как интегрированные и скомбинированные цели четырех составляющих складываются в единую стратегию [5].

Все цели должны быть соединены с другими, при этом от каждой из них должна выстраиваться цепочка, выводящая на самую верхнюю цель, изображенную на стратегической карте. Если для каких-то целей эти правила не соблюдаются, это означает, что данные цели являются «лишними», соответственно, их следует удалить со стратегической карты или подумать о промежуточных целях, которые должны связать тупиковые ветви стратегической карты с ее вершиной.

Далее для каждой цели определяется показатель, который будет использован для оценки достижения цели.

Каплан и Нортон считают достаточным количество в 20-25 показателей, распределённых по четырём перспективам системы сбалансированных показателей следующим образом:

Финансы - пять показателей (22%);

Клиенты - пять показателей (22%);

Внутренние бизнес-процессы - от восьми до десяти показателей (34%);

Обучение и развитие – пять показателей (22%) [4].

Тем не менее около 80% всех параметров, входящих в сбалансированную систему показателей, должны быть нефинансовыми.

В перспективе «Обучение и развитие» могут быть использованы следующие показатели:

Величина инновационного потенциала;

Количество предложенных усовершенствований;

Удельный вес расходов на информационные системы в общей сумме административных расходов;

Уровень автоматизации;

Производительность компьютерных систем;

Индекс универсальности систем.

Для инновационных предприятий некоторые показатели, направленные на инновационное развитие, могут быть определены не только в перспективе «Обучение и развитие». Например, такой показатель как «Количество произведенных инновационных продуктов» может принадлежать перспективе «Внутренние бизнес-процессы».

Внедрение системы сбалансированных показателей дает следующие преимущества для инновационного предприятия:

Вовлечение широкого круга сотрудников в реализацию стратегии;

В процессе реализации стратегии с помощью ССП увеличивается степень принятия стратегии сотрудниками;

ССП даёт возможность чёткой структуризации процесса управления стратегией;

Появляется возможность управлять предприятием как единым целым с учётом нефинансовых активов;

Достигается тот уровень, при котором можно объективно оценить возможности предприятия и предсказать возможные варианты его дальнейшего развития;

Обеспечивается возможность принятия объективных решений в области распределения ресурсов;

Внедрение данной концепции позволяет полностью увязать стратегию и оперативное управление на предприятии;

ССП может эффективно использоваться вместе с другими инструментами оперативного управления без вероятности несоответствия показателей, позволяя повышать эффективность их работы;

В ситуации возникновения проблемы позволяет чётко определить её источник, дать необходимую информацию для принятия рационального решения и помочь в его реализации [6].

Таким образом система сбалансированных показателей является универсальным инструментом контроля реализации стратегии инновационного предприятия и позволяет отслеживать выполнение показателей по поставленным целям, направленных на инновационное развитие.

Список литературы

Инновационный менеджмент: курс лекций для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Менеджмент организации») / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 124 с.

Трачук А.В, Лисичкина Ю.С, Сычев Ю.К, Трифонов П.В, Братченко С.А, Резниченко В. И. Операционный менеджмент: учебник; под ред. А.В. Трачука. – М:КНОРУС, 2017 – 360 с.

Фомин В.П. Анализ сбалансированности показателей развития предприятия: научно-прак. издание. - Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2008. - 208 с.

Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003, 304 с.

Сорокина А.В., Горохов ДА. Механизм формирования сбалансированной системы показателей: Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2013. - 121 с.

Семёнова Е.В. Стратегия развития предприятия и пути обеспечения её сбалансированности: монография. – СПб: ИБИН, 2017. - 90 с.

Просмотров работы: 9