РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХИ В ГЕРМАНИИ XIII-XV ВВ. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХИ В ГЕРМАНИИ XIII-XV ВВ.

Григорян К.Р. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В средневековом городе ремесла были производственной основой. Как и крестьянин, ремесленник был мелким производителем: имел собственные орудия труда, сам вел хозяйство, которое преимущественно было основано на личном труде. Но ремесленника от крестьянина отличало то, что он с самого начала был товаропроизводителем и не так нуждался в земле. Поэтому городское ремесло развивалось намного быстрее, чем сельское хозяйство и ремесло домашнее [1, с. 288].

В средневековом городе была распространена корпоративная организация: в каждом городе люди определенных профессий объединялись в цеха, братства и гильдии. В Германии ремесленные цехи появились в XI-XII веках, почти в то же время, что и сами города, хотя их окончательное оформление в виде получения специальных грамот и составления цеховых уставов произошло позднее [1, с. 288].

Цехи возникли потому, что раздробленным ремесленникам было нужно объединение для защиты своего производства и доходов от феодалов и от конкуренции, которая была в то время очень опасной [1, с. 288-289].

Собственниками средств производства и непосредственными работниками были цеховые мастера. У мастера были свои собственные инструменты, сырье и мастерская. Ремесло обычно передавалось по наследству, и одни и те же инструменты и методы использовались ремесленниками из поколения в поколение. В работе цеховому ремесленнику, как правило, помогала его семья, один или два подмастерья и ученики. Но только мастер являлся членом цеха. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Каждый, кто хотел стать мастером, должен был сначала пройти две низшие ступени [1, с. 289].

Изначально любой ученик мог стать подмастерьем, а затем мастером. Так, например, в уставе ткачих шелковых изделий говорится, что «все прослужившие три года в этом цехе могут стать главными мастерицами по выделке шелка... Главная мастерица имеет право обучать своих детей у себя дома в течение вышеуказанного времени; затем они могут вступить в цех, внеся один рейнский гульден. Другие же ученицы, закончившие срок учения, могут вступить в цех лишь под условием взноса двух рейнских гульденов, считая, что рейнский гульден равен 3 маркам и 5 шиллингам нашей кельнской валюты...» [4].

Со временем учеников и подмастерьев стали угнетать. Сначала это было связано с тем, что обучение было длительным, так как навыки передавались напрямую. В разных цехах срок обучения колебался от двух до двенадцати лет. Таким образом, мастер долго мог пользоваться бесплатным трудом своих уже квалифицированных учеников [1, с. 292].

Кроме того, очень долгим был рабочий день подмастерьев – 14-18 часов. Цеховая «верхушка» считала, что работники должны начинать труд «при восходе солнца и уходить при заходе, пользуясь положенным отдыхом» [3, с. 390].

Цеховой суд возглавляли мастера. Вся жизнь подмастерьев и учеников была под контролем цеха – траты, быт, знакомства, времяпрепровождение и т.д. [1, с. 292].

Главная функция цехов – утверждение монополии на определенный вид ремесла. Как правило, за занятие ремеслами вне цеха взымался штраф.

Другая функция – контроль поступающего сырья, процесса производства, проверка готового сырья и надзор за продажами. Любое несоответствие, согласно уставам, каралось штрафами, а иногда и исключением работника из цеха [4].

Регулирование отношений между мастерами, подмастерьями и учениками – так же важная функция цехов [1, с. 289].

Кроме того, цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами и господством патрициата, охраняли город и были отдельным боевым подразделением, а также церковной общностью (у каждого цеха был собственный святой патрон, а иногда и церковь или часовня) [1, с. 290]. В случае болезни и других жизненных неприятностей цехи помогали мастерам и их семьям. Так, например, в Уставе кельнских бочаров говорится о том, что, если по состоянию здоровья один из работников «придет в бедность и не сможет зарабатывать... он имеет право получить из братской казны по 8 моргинов в день, пока бог дарует ему жизнь...» [4].

В XIV-XV вв. цехи стали деградировать, а внутрицеховая конкуренция между ремесленниками стала возрастать. Несмотря на уставы, некоторые мастера стали расширять свои мастерские, и, таким образом, цех разделился на богатую верхушку и бедных «почетных лиц, изучивших ремесло, но не почитаемых за главных мастериц [и мастеров] в цехе». Последние были лишены своих прав и, по сути, играли роль наемных рабочих [4].

Происходит разложение классического цехового строя, которое выразилось в «замыкании цехов». Подмастерья и ученики утратили свободный доступ к званию мастера. Теперь ими становились только родственники мастеров, а подмастерья сталкивались с серьезными препятствиями на этом пути [2, с. 173]. Уже недостаточно было только обучения и вступительного взноса. Так, для того, чтобы стать золотых дел мастером, нужно было изготовить «золотое колечко ажурной работы, английское запястье, запястье, даримое при обручении, гравированное и черненное, и кольцо для рукоятки кинжала» и представить их «старшинам и старейшим членам цеха». Но и этого было недостаточно для получения звания мастера – все еще требовалось сделать денежный взнос, который заметно увеличился в размерах, а также накрыть богатый стол. Бедные рабочие были вынуждены трудиться в убыток себе и идти против уставов, «чтобы спасти себя от голода и жажды» [4].

Для защиты от эксплуатации подмастерья создавали братства. В их пределах составлялись и фиксировались общие правила, а также размеры штрафов, причем штрафы выплачивались не мастерам, а в общину подмастерьев и тратились на коллективные нужды. Подмастерья начали вступать в споры с мастерами и обращаться со своими жалобами в городские советы. Кроме того, работники стали сами организовывать суды и нанимать должностных лиц. Стали распространены и такие меры борьбы за свои права, как забастовки.

Ниже представлен призыв к забастовке, обращенный подмастерьями-скорняками Вильштета к подмастерьям-скорнякам Страсбурга (1470 г.).

«Сердечный привет, добросовестные дорогие друзья-подмастерья из цеха страсбургских скорняков! Мы просим вас, дорогие друзья-подмастерья, чтобы вы прекратили работу в Страсбурге до тех пор, пока мастера не согласятся соблюдать наши старые обычаи и грамоты, скрепленные печатями. Если же вы не сделаете того, о чем мы просим, то знайте, что все добрые подмастерья поставят нам это в вину и вам придется отвечать за это... Мы надеемся, что вы не пойдете против всех добрых подмастерьев и не дадите уговорить себя. Если бы это случилось, то подмастерья лет 10–20 не забыли бы вам этого. Упаси вас бог от этого. Делайте нам то, что вы хотели бы, чтобы мы делали вам. Порядки же, которые хотят ввести наши мастера, не существуют нигде: ни в немецких, ни в итальянских, ни в языческих странах. Мы, подмастерья, должны крепко держаться друг за друга, ибо мастера других городов поддерживают страсбургских мастеров...» [3, с. 391].

Мастера и защищающие их советы в большинстве своем были против «таких новшеств и такого дурного поведения работников...» и всеми силами старались искоренить настроения, которые, по их мнению, «противоречат интересам империи и наносят большой ущерб богатым и бедным, живущим в стране». Для этого вводился комендантский час, запрещалось объединение работников в союзы. Если работник не соблюдал уставы, его нельзя было брать на работу. Мастеров, в свою очередь, штрафовали за уступки подмастерьям, за обращение с ними как с равными [4].

Таким образом, подмастерья и ученики прилагали огромные усилия, требуя справедливого отношения к себе и своей работе. Следовательно, в этот временной период (XIV-XV вв.), в этих условиях начал формироваться фундамент для последующего возникновения разного рода профсоюзов и улучшения условий труда рабочего класса.

Список литературы

История средних веков. Т.1. Под ред. Карпова С.П. и Удальцовой З.В. М., 2008.

Бонвеч Бернд. История Германии. Т. 1. С древнейших времен до создания Германской империи. М., 2008.

Хрестоматия по истории средних веков. Ред. Н.П. Грацианский и С.Д. Сказкин. М., 1977. Т. 1.

Немецкий город XIV-XV вв. Сборник материалов. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/

Просмотров работы: 538