АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ

Гудкова А.В. 1, Карапетян А.П. 1
1Ивановский филиал РЭУ им.Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Перед обсуждением такой темы как: «Изменение институциональной среды в России», необходимо понять, что из себя представляет данный термин – институциональная среда?

Институциональная среда – состоит из основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис (основу) для производства, обмена, распределения и потребления ограниченных благ [5].

Совокупность различных факторов внешней среды, которые оказывают влияние на функционирование хозяйствующих субъектов посредством деятельности множества политических, экономических, социальных и иных институтов – это и есть основное понятие институциональной среды [1].

О.И. Уильямсон (американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике) трактует институциональную среду (institutional environment) как правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые политические, социальные и правовые нормы образуют основу производства, обмена и распределения.

Она должна выполнять следующие функции в рыночной экономике:

Создавать (поддерживать) благоприятные условия для развития бизнеса (в том числе малых и средних предпринимательств);

Обеспечивать экономическую стабильность;

Способствовать объединению знаний и инновационных решений;

Минимизировать трансакционные издержки и т.д.

Также перед институциональной средой лежит ряд задач таких как:

Законодательное обеспечение. Т.е. соответствие формальных институтов с неформальными, наличие инструментов (принуждения) реализации законодательных актов, контроль за их исполнением;

Стабилизация работы судебной системы, при решении административных и прочих споров;

Совершенствование налоговой системы, рациональное налоговое бремя;

Развитие инфраструктуры (дороги, мосты, инновационная банковская система, цифровизация);

Обеспечение честной (совершенной, абсолютной) конкурентной борьбы;

Эффективная система подготовки и переподготовки (повышения квалификации) кадров;

Объединение (слияние) достижений НТП и их внедрение (цифровые технологии) и т.д.

Институциональная сфера Российской Федерации характеризуется консервативным направлением (перемещением) в жизни общества, т.е. в стране существует весьма значительное воздействие неформальных институтов, а в определенных случаях их преобладание над формальными (нравы, приметы, своего рода интерпретация понятий справедливости и истины, правила «воровского мира»). О некотором дисбалансе институциональной сферы в России заявляет также общероссийский экономист А.Р. Цыренов: начиная с 2000-ых годов он полагает, то что она располагается в неустойчивом переходном пребывании. Также в случае если в первоначальном стадии следует было поддержка страны с целью сбережения существующих и формирования новейших институтов, то в 2-ой стадии отмечалось создание рыночно-ориентированной институциональной сферы и структуры. При этом само правительство, с одной стороны, являлось институтом, с другой — оно же и создавало институциональную среду, в условиях которой работали предприятия. Как результат в России появилась ситуация, когда правительство пошло по пути внезапного изменения формальных правил на фоне прежних неформальных норм. В данной взаимосвязи прежние институты подавлялись новейшими моделями нормативных законов и новой структурой институтов. Из-за разрыва во времени изменения 2-ух взаимосвязанных сторон институциональной структуры продуктивность рыночных преображений оказалась существенно ниже прогнозируемых. Все это также сказалось на формирование институциональной сферы и в российских регионах. Немаловажно выделить, то что в них (регионах) есть огромное число административных (бюрократических), финансовых барьеров и их институциональная среда отдалена от благоприятной для формирования конкурентоспособности экономических субъектов.

Fitch Ratings (международное рейтинговое агентство) выделило следующие основные ограничения институциональной среды российских регионов: [4]

Межбюджетные отношения, а в частности их система, все еще находятся на стадии развития. Стоит отметить, что в последние годы она подверглась частым изменениям в вопросе распределения налоговых поступлений, трансфертов. Нестабильность данной системы налагает ограничения на среднесрочное и долгосрочное планирование региональных органов власти;

Финансовая база регионов не может обеспечить достаточного количества ресурсов для реализации их компетенции (выполнения задач). В течение длительного времени происходит сокращение доли региональных бюджетов и в целом ресурсной базы региональной политики. Несмотря на это законодательство закрепляет за «беднеющими» регионами многочисленные расходные обязательства, не предоставляя возможности действовать самостоятельно в определении их размера и источников финансирования;

Достаточно неразвитым у региональных органов власти остается управление долгом региона. Это повышает риск краткосрочный риск, т.к. в составе регионального долга львиную долю составляют краткосрочные (однолетние) банковские кредиты, привлекающиеся для финансирования дефицита бюджета;

Вся финансовая самостоятельность и бюджетная автономия российских регионов ограничивается существенной концентрацией полномочий на федеральном уровне, путем установления налоговых ставок;

Постоянные изменения затрагивают и бюджетные классификации, что приводит к неясному разделению операционных и капитальных доходов и расходов. В следствие этого бюджетные данные регионов являются непоследовательными для корреляции с предыдущими годами.

Кроме того, российский экономист, Н.Я. Калюжная выделяет дополнительные существенные ограничения институциональной среды регионов. Одним из них является горизонтальная асимметрия – неравенство статусов и возможностей субъектов федерации [3]. Напомним, что в Российской Федерации существуют 6 типов субъектов (республики, края, города федерального значения, области, автономные области и округа). Они имеют разное влияние на федеральный центр, имеют разные налоговые условия и финансовые трансферты. Важным является и тот факт, что одни субъекты входят в другие, равные себе по конституционному статусу. Асимметричность состоит в том, что принципы распределения полномочий субъектов субъективны и непрозрачны, и объем полномочий определяется политическим весом регионального руководства, экономическими и политическими ресурсами региона. Границы компетенции региональных властей и центра недостаточно определены, что дает широкое поле для незаконных сделок (коррупции), а это в свою очередь приводит к увеличению трансакционных издержек.

Необходимо понимать, что уровень развитости институциональной среды в стране имеет прямую связь с конкурентоспособностью субъекта федерации. Однако сложившаяся институциональная среда мало благоприятна для развития конкурентных процессов в регионах. Существует ряд тенденций, мешающих развитию конкурентоспособности российских территорий [2]:

Власти регионов предпочитают уповать на федеральную поддержку, поэтому повсеместное улучшение институциональной среды в регионах маловероятно;

Роль институтов как стимулов развития на сегодняшний день второстепенна, более значимыми преимуществами являются ресурсообеспеченность, выгодность географического положения и агломерационный эффект;

Регионы стремятся улучшать институты только при наличии реальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал;

Отсутствие реальной децентрализации ресурсов и полномочий. Пока у регионов не будет необходимых полномочий и ресурсов для их реализации, отсутствуют и стимулы к повышению конкурентоспособности и реформированию институтов.

В заключении можно сказать что в РФ (и многих других странах постсоветского пространства) структура институциональной среды формируется в течение длительного промежутка времени при котором возникает невозможность быстрой ее перестройки, независимо от желания членов общества. Институциональную среду так же можно назвать в некотором роде консервативным элементом общественной жизни. Изменения в институтах, какими бы необходимыми они не были, потребуют длительного времени и больших затрат (издержек), а иногда и «благоприятного стечения обстоятельств». Все это определяет функцию институциональной структуры как самостоятельного фактора, определяющего перспективы экономического развития.

Вышеописанные тенденции, мешающие развитию институциональной среды в регионах России должны стать первостепенной задачей для правительства РФ. Только начиная решать эти проблемы, государство решит не только проблемы развития институциональной среды субъектов федерации, но и решит ряд других острых проблем нашей страны.

Список литературы

Сухарев, О.С. Институциональная экономика: Учебник и практикум / О.С. Сухарев. 2016.

Одинцова, М.И. Институциональная экономика: учебник для академического бакалавриата, перераб.и доп / М.И. Одинцова. - Люберцы: Юрайт, 2016.

Колосов, А.В. Институциональная Экономика: Учебник И Практикум Для Академического Бакалавриата / А.В. Колосов. 2015.

Электронный ресурс http://rustudent.com/osobennosti-formirovaniya-institutsionalnoy-sredyi-rossiyskih-regionov/

Харитонов В.А., Стаматин В.И. и др. Интеллектуальные технологии обоснования инновационных решений / под науч. ред. В. А. Харитонова. Пермь, 2015.

Просмотров работы: 21