ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОГО ТЕАТРА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОГО ТЕАТРА

Байкалова П.А. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Немецкий театр имеет богатую историю, он пережил и взлеты, и падения, прошел через многие преграды и сейчас является достоянием немецкого народа.

Изначально театр считался проявлением языческого искусства. В Римской империи театр превратили в рассадник безнравственности. Геркулеса мог играть раб, осужденный на смерть, которого сжигали на сцене заживо. В комедии «Майума» актрисы выходили на сцену обнаженными. Наблюдая за этим мракобесием, Иоанн Златоуст имел полное право клеймить театр «поприщем дьявола». К актерам и актрисам относились как к бесчестным людям, им было запрещено посещать церковные таинства. Но народу хотелось веселья, все больше христиан посещало сборища артистов, отвергнутых церковью. Убедившись в том, что проповедями и наложением запрета на посещение театров в народе не искоренить эту склонность, церковь стала направлять театральный вектор в духовную сторону. Религиозный театр возник в X в. почти одновременно во всех частях Западной и Центральной Европы, где христианство пустило корни [1, с. 6-7].

В церемониал включались пения, диалоги, изображалась история рождения и смерти Христа, а впоследствии и вся история его жизни. В круг театральных представлений была введена жизнь святых, они назывались мистериями, так как их предметом были тайны религии. Со временем костюмы становились богаче, представления показывались не только в церквях, но и на базарных площадях, кладбищах и других просторных местах. Кроме духовных лиц привлекались и светские. Управление театром переходило в руки актерских товариществ, мещанских братств [2, с. 252-256].

До 13 века все пьесы были на латинском языке. Немецкая речь зазвучала впервые в финале Нюрнбергской мистерии «Христос, воскресе». Стали использоваться национальные костюмы [1, с.6].

В конце 15 века развились масленичные представления. Поначалу они представляли собой импровизированные драматические сцены, высмеивающие обыденные явления. Так возникла светская народная драма, авторами произведений были Ганс Розенблют, Ганс Фальц и Петер Пробст. Нюрнбергский сапожник Ганс Сакс выражал стихом все, что волновало его самого и его современников [2, с. 516-518].

В эпоху Возрождения немецкий театр не достиг такой точки развития, чтобы соответствовать театру французскому или английскому. Не был раскрыт образ нового человека. Но тем не менее театр оставался главным орудием в борьбе против средневекового застоя и суеверий. Чаще всего ставились инсценировки переделанных комедий древнеримских писателей Теренция и Плавта.

Развитие театра в Германии было связано с бюргерским движением. Пьесы городских авторов носили народный характер, лишь некоторые из них поднимали философские и политические вопросы.

В начале 16 века мистерии как зрелища, противоречащие устоям католической церкви, были запрещены. После выступления Мартина Лютера стали популярны антикатолические игры. Актеры высмеивали папу и остальных служащих католической церкви [7].

Немецкая драма не занимала центрального положения, пока ее соперницей являлась опера, собиравшая немалые суммы. Постоянный театр был основан труппой Конрада Аккермана из Гамбурга. Возвышению театра способствовало основание народных театров в Берлине и Мангейме. Играли такие актеры, как Флек, Шредер, Иффланд, Белль [3, с. 128-129].

В 1550 году был построен первый театр в Нюрнберге. Женские роли играли мальчики, не было освещения, занавеса и декораций. Театр оставался в руках дилетантов до конца реформационного периода [2, с. 518].

В эпоху Просвещения немецкий театр все более привлекал простой народ драматическими произведениями, пропитанными моралистическими идеями. Появился национальный театр в таких городах, как Гамбург, Вена, Мангейм. С этим периодом связано имя немецкого поэта Готхольда Эфраима Лессинга. Он прививал человечность, терпимость, лучшие нравственные качества [6, с. 402].

Все больше и больше английских комедиантов появлялось в Германии в начале 17 века. Их выступления отличались от представлений немецких трупп. Англичане использовали акробатические элементы, танцевали и пели. В основном это были бродячие труппы, и ставили они пьесы Шекспира. Постепенно к ним стали примыкать немецкие актеры. Создавались небольшие комические пьески, в которых появлялся образ шута, одним из которых был Ганс Вурст. Различались два типа Ганса Вурста: один – изворотливый и умелый, второй – неловкий и нерасторопный. Под влиянием итальянского театра Ганс Вурст получил маску арлекина.

Одним из видных драматургов 17 века был Каспар Брюллов. Он ставил произведения «Навуходоносор», «Андромеда», «Юлий Цезарь». Стоит упомянуть еще одного драматурга 17 века – Андреаса Грифиуса. Его произведения «Карденио и Целинда», «Карл Стюарт», «Лев Армянский», «Екатерина Грузинская» наполнены кровавыми сценами, пессимистическим настроением. Размышления ведутся на тему судьбы и отсутствия смысла жизни. Более реальная картина жизни отражена в произведении «Любимая розочка», повествующем о любви крестьянина к крестьянке.

Немецкий театр 17 века характеризуется оторванностью от самих театральных требований. Драматурги отклонялись от сценического искусства при создании пьес, что губительно сказалось на развитии навыков актеров, состоянии трупп [8].

Из писем русского путешественника, посетившего Германию в 1789 году, можно узнать о мастерстве актеров, уровне развития театра в конце 18 века, впечатлениях иностранцев. «В 10 часов ночи. Давно уже не был я так приятно растроган, как ныне в Театре. Представляли драму; Ненависть к людям и раскаяние, сочиненную господином Коцебу, Ревельским жителем. Автор осмелился вывести на сцену жену неверную, которая, забыв мужа и детей, ушла с любовником; но она мила, несчастлива — и я плакал как ребенок». Русский путешественник выделяет актера Флека и подчеркивает, что не было бы таких талантов без творчества Лессинга, Гете и Шиллера [4, с. 200].

В последней трети XIX в. сформировался натурализм. Его представитель, драматург Герхарт Гауптман (1862-1946), написал такие произведения, как «Ткачи», «Крысы», «Атлантида», «Юродивый Эммануэль Квинт». Главной их темой является кризис, нависший накануне мировой войны. Прослеживается тема апокалипсиса. Стоит упомянуть такого великого режиссера, как Макс Рейнгардт. Он инсценировал произведения Гауптмана, Стринберга, Шницлера, Шоу, Горького Гофмансталя, Штернхейма, Толстого [5, с. 98]. Постановки Макса Рейнгардта характеризируются новаторством. Вместо обыденных приемов при постановке комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» использовался круг, на котором под сказочную музыку Мендельсона вращались декорации: деревья, эльфы. Именно этот режиссер создал камерный театр для инсценировок психологических драм [9]. Он, действительно, стал главной фигурой в театре, а постановочное дело превратил в искусство.

Немецкий драматург и режиссер Бертольт Брехт (1898-1956) был марксистом и распространял революционные идеи посредством театра. Отрицалась роль судьбы, навязывалась философская, а главное, политическая позиция автора. Пьесу прерывали авторскими комментариями, чтением газет. Популярность Брехт приобрел после постановки пьесы «Трехгрошовая опера», которую он написал вместе с композитором Куртом Вашем [5, с. 202].

Когда в Германии власть перешла в руки нацистскому диктатору, театр оказался под надзором министерства пропаганды. Евреям было запрещено посещать театры. Были установлены определенные стандарты творчества. Развивались только направления, связанные с фронтовым товариществом с целью возрождения национального духа. Существовало сорок специальных площадок в исторических местах Германии.

Область театральной жизни подверглась расовой чистке и унификации. Германию покинули знаменитые режиссеры и драматурги, в их числе Фридрих Вольф (1888-1953). Предполагалось восстановить театральные зрелища и представления с использованием немецкого фольклора. Однако, к началу войны это движение практически исчезло [5, с. 248-249].

1946 год – это новая страница в истории немецкого театра, что обусловлено политической ситуацией в стране, когда Германия поделилась на ФРГ и ГДР.

В Германской демократической республике театр возглавил драматург Густав Вангенхайм. И премьерой того периода была пьеса «Натан Мудрый».

Из музыки звучала как классика, так и межвоенный модерн двадцатых-тридцатых годов. Из актеров выделялись Игорь Стравинский, Бела Барток и Пауль Хиндемит [10].

Билеты были очень дорогими, страна была разрушена, но немцы готовы были пожертвовать куском хлеба, меняя его на билет в театр. Наиболее популярными оказались пьесы «Город за рекой», «Генерал дьявола», «Мамаша Кураж», «На улице перед дверью». Ставили экзистенциалистские пьесы Альбера Камю, Теннесси Уильямса и Жана-Поля Сартра. Из режиссеров стоит отметить Гарри Буквица, Фрица Кортнера и Густава Грюндгенса [5, с. 481].

В 1950-х в театральных постановках зазвучали темы морали и нравственности, человеческих чувств. В «Фаусте» центральный конфликт развязался между главным героем и его альтер-эго – Мефистофелем, хотя всего несколько лет назад был поставлен акцент на борьбу идей Ренессанса и Средневековья. Появились такие сценические элементы, как фотомонтаж, плакат, образовалась некая ярмарочная стихия. В числе новых актеров и режиссеров были Г. Гроссе, Х, Дринда, Э. Калер, В. Хейнц и многие другие.

В Федеративной республике Германии режиссеры и театральные деятели включились в противоборство идеям фашизма. Центральное место занимала документальная драма. В пьесах анализировался образ преступника, ставился вопрос: «Кто же понесет ответственность за содеянное?». Тем самым общественные настроения лишь обострились, многие должности в театре стали занимать бывшие нацисты. Переосмысливались пьесы Шекспира и Шиллера. Лучшие работы принадлежат режиссерам Х. Хольману, П. Цадеку, К. Пайману.

В начале 1980-х все больше звучат пессимистические ноты. Деятели культуры старались повлиять на народные массы идеей о бессмысленности войны, ее кровавой и жестокой сущности [11].

Сейчас в Германии открыто 140 театров: общественные театры, гостевые театры, которые не имеют собственного ансамбля, и частные театры. Общественные театры финансируются частью доходов государственного и муниципального бюджетов [12].

Пьеса никогда не носит чисто развлекательный характер и не служит данью моде, в каждой постановке есть определенная мысль, которую хочет донести режиссер до публики. Театр в Германии, так скажем, принадлежит режиссеру, ему отведена особая роль. Многие профессионалы часто пытаются изменить текст, смысл произведения, от чего возникает много конфликтов с драматургами. Основные темы пьес – нацизм, миграция беженцев, равноправие мужчин и женщин.

История немецкого театра по-своему необычна, он развивался наперекор вмешательствам со стороны и церкви, и власти. Порой сами драматурги и актеры способствовали его стагнации, но, несмотря ни на что, немецкий театр оказал больше влияние на мировую культуру [13].

Список литературы

1. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу. М., 2002.

2. Шер И.Ф. Германия. История цивилизации за 2000 лет. Минск, 2005. Т. 1. 3. Шер И.Ф. Германия. История цивилизации за 2000 лет. Минск, 2005. Т. 2.

4. Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. История Германии. М., 2008. Т. 3

5. Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. История Германии. М., 2008. Т. 2.

6. Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. История Германии. М., 2008. Т. 1.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. VIII // [Электронный ресурс]

https://www.informaxinc.ru/lib/marx/08.html

8. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. М., 1956. Т. 1 // [Электронный ресурс]

http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st066.shtml

9. Гальперина Г.А. Популярная история театра // [Электронный ресурс]

https://culture.wikireading.ru/54470

10. Немецкий театр // [Электронный ресурс]

https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/NEMETSKI_TEATR.html

11. Театр в ФРГ // [Электронный ресурс]

https://yunc.org/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%A4%D0%A0%D0%93

12. Современный театр в Германии //[Электронный ресурс]

https://www.theater.de/theatergeschichte.html

13. Интервью с драматургом Кристофером Хансом // [Электронный ресурс]

https://www.prostranstvo.media/kak-ustroeny-teatry-v-germanii/

Просмотров работы: 1447