СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аввакумов А.Д. 1
1ИвГУ Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс формирования способностей не заканчивается на определённом этапе человеческой жизни, именно поэтому его можно изучать в любых проявлениях и в любом возрасте. В данной работе будут рассмотрены социальные факторы развития способностей в юношеском возрасте.

Актуальным остаётся интерес исследователей к проблемам творческого потенциала специалиста, развития способностей в юношеском возрасте, поддержки в человеке его активного, деятельного начала, создания условий для раскрытия индивидуальности личности, являющейся субъектом социальной жизни. На наш взгляд, образовательная среда вуза является системообразующим фактором развития способностей в юношеском (студенческом) возрасте. Выявив факторы, влияющие на развитие способностей, можно понять, как создать такую окружающую среду, которая благоприятно будет воздействовать на личность молодого человека, позволяя превращать задатки в способности и предупреждать возникновение неблагоприятных условий для отдельного индивида.

При написании работы мы опирались на научные монографии выдающихся исследователей-психологов, на труды известных учёных: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.И. Божович. Проблему развития способностей раскрывали в своих трудах учёные – педагоги и психологи со всего мира (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин, У. Эшби и др.). Все они признают влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценки степени такого влияния на формирование способностей человека.

Данная статья посвящена выявлению степени влияние социальных факторов на формирование способностей в юношеском возрасте. Цель исследования – выявить социальные факторы, влияющие на развитие способностей у студентов и предложить рекомендации по их учету в учебно-воспитательной работе.

Объект исследования – формирование и развитие способностей в юности.

Предметом исследования будут социальные факторы формирования и развития способностей.

Исследование проводилось на базе Шуйского филиала Ивановского государственного университета. В исследовании приняли участие 20 студентов в возрасте 17-18 лет.

В начале нашего исследования мы провели устный опрос среди студентов для определения влияния социальной среды в разных ее проявлениях. Цель данного опроса – узнать, кто же в большей степени повлиял на формирование способностей у студентов.

Все полученные данные были обработаны и занесены в таблицу.

Выраженность факторов, влияющих на формирование способностей

Социальный фактор

Педагоги

Родители

Друзья

Саморазвитие

Отсутствие способностей

Количество студентов

5

4

2

8

1

Как видим, такой фактор, как «педагоги», повлиял на способности 4 опрошенных респондентов, то есть на 25% от общего числа испытуемых. Относительно небольшое количество, но важно отметить, что в данном вузе преподаватели действительно заинтересованы в развитии способностей студентов, в создании условий и хорошей атмосферы в группах, в передаче собственного опыта и в совместном сотворчестве, предоставляют им возможности для внеаудиторной деятельности.

Влияние фактора «родители» было выявлено у 20% студентов от общего их числа. Это обусловлено тем, что в большинстве семей между молодыми людьми и родителями поддерживаются хорошие отношения, присутствует эмоциональная близость, контроль поведения и т.д. Так же многие родители положительно относятся к занятиям юношей, девушек и поддерживают их во всех начинаниях.

У следующих студентов сформировали способности друзья, таких всего двое и это 10% от общего числа опрошенных.

К нашему удивлению, самым влиятельным фактором оказалось саморазвитие самих же опрошенных, выраженность этого фактора составила 40%. Это говорит нам о том, что студенты овладели навыками самовоспитания, являются самоорганизованными людьми, которые могут продуктивно управлять своим временем и окружающая среда на их способности сильно не влияет.

Отсутствие способностей у студентов в нашем исследовании практически не выявлено. Это говорит о том, что большинство опрошенных парней и девушек обладают отличной мотивацией в достижении своих целей, творческой активностью, готовностью к созданию нового, оригинального.

Последующим видом исследования был письменный опрос для выявления мнения студентов о степени влияния учебной и внеучебной деятельности на формирование собственных способностей. Это позволит нам понять, какое влияние оказывает на способности образовательная среда. Он представлен 12 вопросами:

Опросник «Мнение студентов о степени влияния учебной и внеучебной деятельности на формирование собственных способностей

Цель применения – узнать и выявить степень влияния на способности образовательной среды, на основе мнения студентов, сделать выводы.

Инструкция: Отметьте (подчеркните), пожалуйста, один вариант ответа.

Нравится ли вам учиться в вашем учебном заведении?

Да

Нет

Вас интересует дополнительное образование в вашем вузе?

Да

Нет

Вы имеете хорошую осведомлённость обо всех существующих кружках, секциях, творческих объединениях в университете.

Да

Нет

Большое влияние на развитие ваших способностей оказывают педагоги.

Да

Нет

Вы всегда интересуетесь проводимыми в вашем учебном заведении интеллектуальными встречами, научными конференциями и принимаете в них участие.

Да

Нет

Ваш университет обладает хорошей научно-технической и материальной базой, есть условия для развития ваших способностей и навыков.

Да

Нет

Ваши творческие личностные склонности развиваются под влиянием учебно-воспитательного процесса, а не саморазвития.

Да

Нет

Учебная деятельность является не скучной для вас, и вы учитесь с полной самоотдачей.

Да

Нет

Любите ли вы участвовать в научных дискуссиях, квест-играх, познавательных исследовательских проектах?

Да

Нет

Активная учебная деятельность сформировали в вас способность к самообучению и самообразованию.

Да

Нет

В процессе учебной и творческой деятельности вы стали легче справляться с интеллектуальными задачами и проявляете творческие способности.

Да

Нет

Широкое многообразие форм и методов образовательного процесса эффективно повлияло на формирование у вас инновационного мышления и творческой активности.

Да

Нет

Результаты данного опроса позволили сделать следующие выводы:

Образовательная среда, как один из социальных факторов развития способностей действительно играла большую роль в развитии студентов.

Большая половина опрашиваемых положительно ответили на вопрос о том, что педагоги развивают их способности.

Университет, студенты которого проходили опросник, организует доступность дополнительного образования, в нём постоянно проходят различные кружки, научные конференции, интеллектуальные квест-игры.

В образовательной среде существуют все материально-технические условия для развития различных способностей.

В ходе практической деятельности, организуемой в образовательном учреждении, по мнению студентов, они развили прежние и обрели новые способности, которыми раньше не владели.

В вузе созданы хорошие условия, где молодые люди могут проявить свои таланты или же, принимая участие в творческих объединениях выявить и развить свои способности.

Изучив литературу по проблеме развития способностей, мы убедились в немаловажном влиянии окружающей среды на развитие способностей. Социальные факторы – это факторы социальной среды в любых её проявлениях: культура, в которой живёт человек, процессы обучения и воспитания, социокультурная среда, семья. Исходя из того факта, что человек – существо социальное, можно сделать вывод: он не может качественно и продуктивно развивать свои способности без социального взаимодействия, так или иначе он соприкасается с социумом, который предоставляет ему возможность совершенствовать свои навыки, склонности.

Мы изучали и исследовали формирование способностей в высшей школе, то есть в студенческой среде. Ряд факторов имел небольшое влияние в юношеском возрасте, такие как: культура, семейные отношения. Фактор обучения и воспитания оказался более значимым в формировании способностей. Хотя на самом деле юношеские способности могут развиться произвольно и без влияния социума, но для этого потребуется намного больше времени и сил самих студентов. Процессы воспитания и обучения, семья, отношения между сверстниками и все, что имеет влияние на обучающегося, безусловно, ускоряет процесс формирования способностей. Мы обнаружили, что многие студенты продолжили развивать свои способности (например, занимаясь танцами ещё с младшего школьного возраста, в юношеском возрасте они продолжают совершенствовать эти же способности). Здесь важно, в первую очередь, наличие в вузе условий для их развития. В нашем исследовании мы в полной мере убедились в этом: у подавляющего большинства юношей и девушек есть какие-либо способности. Некоторые развивались с детства и получили возможности для продолжения развития в условиях вуза. Есть и те студенты, кто именно в вузе впервые попробовал себя в той или иной деятельности и почувствовал склонность к занятию именно этим видом деятельности. Предоставляя широкий спектр возможностей для занятия наукой, творчеством, спортом, университетские условия фактически формируют всесторонне развитую личность. В нашем исследовании хорошо показано влияние педагогов, которые создают специальные условия в образовательном процессе, помогающие раскрыть и поддержать разносторонние способности обучающихся.

Просмотров работы: 18