Угэдей. Влияние хана на становление Великой Монгольской империи - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Угэдей. Влияние хана на становление Великой Монгольской империи

Чеботарев Д.Д. 1
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Липецкий филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чингисхан. Батый. Имена тех, кто вызывал страх и трепет многие поколения не только русских, но даже и западных рыцарей….

Их завоевательные походы наводили ужас на народы Европы, в том числе и на Русь. Но, как мы знаем, Чингисхан и Батый: великий хан и один из лучших военачальников Золотой Орды непосредственно. Кто же был «между ними»? Какова его заслуга в становлении одной из самых больших и могущественных империй, когда-либо существовавших на нашей планете? Именно этим вопросам я хотел бы посвятить свою статью.

Угэдей. Что мы знаем об этом хане? Думаю, не углубляясь в изучение истории Золотой Орды, мы вряд ли вспомним хотя бы несколько фактов об этой личности. Именно поэтому в начале своей статьи попытаюсь кратко охарактеризовать Угэдея, как личность, т.е. дать его общий портрет.

Хан Угэдей-второй великий монгольский хан, третий сын Чингисхана, который еще задолго до своей смерти избрал его, как будущего правителя Золотой Орды. Родился Угэдей в 1186 году, по мнению некоторых историков, в «удачное для Чингисхана время». 0Чем оно было удачным?

Это вызвано относительным затишьем для государства, т.е. отсутствием кровопролитных войн, укреплением международного авторитета государства и непосредственно Чингисхана, как первого великого хана.

Детство мальчик в благоприятной атмосфере, воспитывался матерью, любимой женой Чингисхана-Бортэ.

Стоит отметить, что у Угэдея было много братьев и сестер0, которые оказывали непосредственное влияние на становление его характера, но самое сильное влияние на его мировоззрение, оказали его старшие братья Джучи, Чагатай и Толуй.

Юность будущего хана, как было отмечено выше, проходила в благоприятной атмосфере, мальчик рос активным и любознательным, а его родители всячески старались предоставить юноше хорошее образование и воспитать его, как преемника престола.

Таким образом, в этот период складывается (происходит формирование) основных черт характера будущего хана, что оказало влияние на его политику как правителя сильного государства дальнейшее правление: добродушие. Однако наряду с этим качеством современники хана отмечают его тонкий ум и безупречную логику размышления. Так до наших дней дошли две любопытные истории, полностью описывающие Угэдея, как личность и исчерпывающе демонстрирующие его характер, рассмотрим первую, характеризующую его, как добродушного и милосердного (вопреки многим мифам) хана:

«Исходя из древних монгольских обычаев0, люди не имели право входить в реку: это считалось великим грехом, т. к. по их поверьям «грязные тела» портили «величие воды». Кроме того, запрещалось даже использовать реку в хозяйственном назначении (стирка и прочее). И вот однажды Угэдей со своей свитой при обходе своих владений заметил мусульманина (они в тот период активно мигрировали по территории Золотой Орды), который затеял стирку на берегу реки. Брат хана Толуй сразу же стал уговаривать Угэдея убить «грешника», но мудрый хан размыслил так: ежели человек не нашей веры и не нарушает своей (мусульманской), то за что же его казнить?

Он просто указал мусульманину, что не стоит на территории религии тенгрианской (главенствующая религия монголов) нарушать ее устои, на чем и отпустил бедного человека. Этот поступок очень точно характеризует хана, как добродушного и справедливого человека, способного пойти навстречу своим подданным.

Однако история хранит в своих недрах еще и другой факт, который нам показывает Угэдея, как умного (если не сказать хитрого) правителя.

Как известно, монголы очень суеверный народ. Но с особенной трепетностью они относились к сновидениям. Существовали даже специальные «толкователи снов»,0 пользовавшиеся огромной популярностью среди народа.

К почитателям этих «толковальщиков» можно отнести и непосредственно Угэдея, он неоднократно поощрял их за информацию, которую эти люди через свои сны передавали ему, особенно ценилась информация о его отце-великом Чингисхане. И однажды, прослышав о щедрых вознаграждениях хана, один хитрый перс напросился на прием к Угэдею. Прибыв к нему, он заявил, что видел во сне Чингисхана, и якобы тот велел своему сыну казнить всех мусульман. Однако Угэдей, поразмыслив, спросил: «Ты разговаривал с моим отцом без посредника?» Ответ последовал положительный. Тогда хан воскликнул: «Как ты, перс, не знающий ни единого монгольского слова, мог без посредников общаться с моим отцом, не знавшим ни одного языка, кроме монгольского» В итоге перса за обман казнили...

Обе эти истории дают нам исчерпывающий портрет хана, характеризуя его как мудрого, добродушного, но в тоже время неподдающегося неразумным ухищрениям хана.

Теперь поговорим о начале царствовании Угэдея. Непосредственно хотелось бы кратко пояснить процесс вступления Угэдея на ханский трон.

Это произошло в 1227 году. Умирает основатель «Золотой» Орды-Чингисхан. По традиции собирается великая монгольская коллегия-Курултай, который два года не мог принять решение, кто же будет править государством. Стоит отметить, что «временно исполняющим» обязанности хана с 1227 по 1229 годы был младший сын Чингисхана Толуй, который в дальнейшем оказывал непосредственное влияние на политику Угэдея, а также был его «правой рукой» в вопросах войны и мира и многих других, не менее значимых.

По итогу Курултай назначает Угэдея великим ханом Монгольской империи. 0Отдельно описывается сам процесс вступления хана на престол в книге Э. Хара-Давана «Чингисхан». Так автор отмечает особую пышность и торжественность церемонии: «За руки его держали братья, а за пояс-родной дядя, и все монголы радовались возведению нового хана». Кроме того, этот же автор указывает на непосредственное влияние старшего брата Чагатая на великого хана. Ему достался удел Туркестан, но он предпочитал жить при дворе.

Отталкиваясь от «Сокровенного сказания»-одного из главных дошедших до нас источников истории Золотой Орды, Угэдею приписываются следующие слова: «Взойдя на родительский великий престол, вот что совершил я после деяний государя и родителя. Я окончательно покорил Лихудский народ (Гиньское царство) - это, во-первых.

Во-вторых, я учредил почтовые станции для ускорения передвижения наших послов, а также и для осуществления быстрейшей доставки всего необходимого. В-третьих, я приказал устроить колодцы в безводных землях, чем доставлю народу воду и корма, и, наконец, учредив должности алгинчинов и танмачинов, установил полный покой и благоденствие для всего государства. Итак, я прибавил четыре своих дела к деяниям своего родителя, государя0

В этом послании хан четко определил дальнейшую внутреннюю и внешнюю политику всего периода своего правления.

По итогам которого, можно точно констатировать, что империя достигла своего наивысшего могущества.

Этими словами перейдем к непосредственному рассмотрению основных направлений деятельности Угэдея, которые привели к расцвету Великой Монгольской империи.0

1. Завоевания Угэдея. История отмечает тот факт, что сам Угэдей больше отталкивался от внутренней политики, т.е. завоеваниям предпочитал решение внутренних задач государства. Однако стоит заметить, что в первые годы правления хана был совершен ряд походов, значительно укрепивших статус и авторитет Монгольского государства

Одним из первых походов, который истории считают одним из определяющих в начале XIII века, является поход армии монгольского военачальника Чормагана0, который в 1229 году разбил последнего хорезмшаха Туркмении Джелал ад-Дина. Это открыло путь к дальнейшим завоеваниям монголов, а спустя 7 лет, в 1236 году привело к полному покорению и присоединению Закавказья к территории Золотой Орды.

Кроме того, походы совершались и в восточном направлении: так в 1234 году завершилось покорение Цзиньской империи, по итогу практически вся территория Северного Китая оказалась в руках монголов.

Из восточного направления также стоит выделить ряд походов в Корё (современная территория Кореи) и его присоединении к Монголии в 1238 году путем добровольного подчинения и начало покорения Южного Суна, в дальнейшем завершившегося полным подчинением Китая монголам.

Также историки выделяют и третье направление, которое ближе всего истории Русского государства: начало завоевательных походов на Запад во главе с Батыем и Субэдэем, в ходе которого была завоевана Волжская Булгария, ряд русских княжеств, а также покорена Польша и Венгрия. Также историки все больше сходятся во мнении, что Западные походы монголов были прекращены в 1242 году именно из-за смерти Угэдея и созыва нового Курултая для решения дальнейшей судьбы ханского трона.

Внутренняя политика Угэдея. Как было отмечено выше, Угэдей очень ответственно относился к ведению внутренней политики государства. Необходимые черты характера и совокупность сложивших удачных обстоятельств, связанных с возвышением Монгольского ханства на международной арене, позволили хану провести ряд важнейших внутриполитических реформ, явно повысивших уровень жизни граждан государства.

Одной из наиболее значимых реформ, проведенных Угэдеем, стала почтовая или ямская реформа. Сразу возникает вопрос: «Каковы причины проведения данной реформы?» Как мы понимаем, постоянное расширение Монголии не умаляло значимости связи между частями этого государства. Необходимо было как можно быстрее донести информацию до ханского стола, чтобы он принял по тому или иному вопросу соответствующее решение. Таким образом Угэдей принял решение о создании так называемых ямов 0(отсюда и пошло русское слово: ямщик), т.е. пунктов смены лошадей для наездников и одновременно точек хранения и передачи информации в ту или иную точку государства. Таким образом время, за которое послание преодолевало путь от самой удаленной точки ханства до ханского стола всего за две недели. Это предоставило возможность оперативно получать необходимую информацию о противнике или решать задачи, требующие неотлагательного действия.

Помимо ямской реформы Угэдей провел перепись населения ханства с целью анализа демографических, социальных и экономических данных о населении ханства. Стоит отметить, что это одна из первых переписей, информация о которой дошла до наших дней! Итогом переписи стало установление четкой экономической и социальной политики государства, целью которой стало повышение уровня жизни граждан (непосредственно исходя из данных о населении и экономических возможностей ханства). Кроме того, говоря о внутренней политике Угэдея, стоит отметить еще одну экономическую составляющую, без которой картина, описывающая внутриполитическую деятельность хана, была бы неполной. Речь идет о совершенствовании налоговой системы,0 позволившей исходя из численного состава и экономических возможностей граждан установить соответствующие налоги, которые стали приносить дополнительный доход в казну государства, что послужило опорой для дальнейшего «разрастания» Монголии и их завоевательных походов.

Последняя реформа, которую я хотел бы осветить, связана с началом строительства столицы империи-Каракорума.0 Это было необходимо как с политической, так и с социальной точки зрения.

Как говорил сам Угэдей: «Не может быть великого ханства без ханского центра», и он был прав, т. к. именно там в дальнейшем сосредоточились основные правительственные здания и именно там решались важнейшие государственные дела. Кроме того, граждане получили возможность миграции из бедных селений в богатый центр государства, где кипела как экономическая, так и духовная жизнь.

Как мы видим, Угэдей проводил довольно успешную внутреннюю политику, тем самым значительно повысив социально-экономический уровень государства. Стоит отметить, что огромное влияние на хана при ведении государственных дел оказывали как его братья, о которых речь шла выше, так и его семья: жены-Буракчин (старшая) и Дорегене.

От последней у хана появилось пятеро сыновей: Гуюк, Кутан, Кучу, Корачар и Каши, причем Гуюк затем 3 года был каганом Монгольской империи. Как отмечал современник Угэдея- Рашид-ад-Дин, хан очень любил свою семью, а сыновей воспитывал исключительно, как будущих правителей, «не балуя и не ругая попусту»0. Неким выводом из вышеприведенного описания является то, что успешному ведению политики Угэдея способствовал комфортный семейный климат, добродушный характер и тонкий ум хана, что и привело Монголию к дальнейшему расцвету и процветанию на протяжении практически трехсот лет.

Современные монголы, что неудивительно, до сих пор помнят и стараются различными способами увековечить память об Угэдее. Так в 2006 году у дома правительства Монголии был открыт памятник Угэдею, наряду с другими великими монгольскими ханами-Чингисханом и Хубилаем.

И знаете, приступая к написанию данной статьи, я даже не подразумевал, что при анализе найденной мной информации об этом хане я смогу почерпнуть так много полезной информации не только об Угэдее, как значимой исторической личности, но и о его успешной политике, как одной из главных причин возвышения и становления Золотой Орды, как одной из самых могущественных империй в мире. Поражает, как в стране «степей и ветров» возникла такая могущественная цивилизация, которая оказала огромное влияние на дальнейший ход истории, а успешная политика такого хана, как Угэдей (о котором в учебниках истории информации очень мало) способствовала развитию государства и его дальнейшему процветанию.

Библиографический список

1. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского О. И. Смирновой, редакция профессора А. А. Семенова. В 5-ти Т. Т. 1. М. - Л.: Издательство АН СССР, 1952. 450 с.

2. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского Ю. П. Верховского, редакция профессора И. П. Петрушевского. В 6-ти Т. Т.2 — М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. 486 с.

3. Монгольский обыденный изборник // Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. ЮАНЬ ЧАО БИ ШИ / Перевод С. А. Козина. В 3-х томах. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1941. 591 с.

4. Вернадский Г. В. Монголы и Русь = The Mongols and Russia / Пер с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. — Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. — 480 с.

5. Сокровенное сказание [Текст]: Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol un niruča tobèj an. Юань чао би ши: Монг. обыденный сборник в 3-х томах. Т. 1. Введение в изучение памятника. Перевод, тексты, глоссарии. - Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук, 1941 (Ленинград). - 620 с.;

6. Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сборник статей. — М.: Наука, 1977. —170 с.

7. А.Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники. -М -Н; Центрполиграф, 2005. – 414 с.

8. Бартольд, В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Ч.2. Исследование / В.В. Бартольд. – СПб.: [б.и.], 1900. – 573 с.

9. Жуковская Н. Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986. 256 с.

10. Т Амаржуулагч, Т. Сэргэлэн «1000 зүүдний тайлал» — «Толкование тысячи снов» Тугээмэл Амаржуулагч, Т. Сэргэлэн, 2010. 458 с.

11. Владимирцов Б. Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов — М.: Восточная литература, 2002. — 557 c

12. Козин С. А. Сокровенное сказание. § 281. — М.—Л.: Издательство АН СССР, 1941. 245 стр.

13. Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками // Татаро-монголы в Азии и Европе: «Сборник статей. — М.: Наука, 1977. 504 с.

14. Иванов П. Синий зипун, красный кушак. Ямская гоньба от монголов до железных дорог // Родина. — М.:2001. 135 с.

15. Берган М. «Империя монголов» Пер. с англ. Романова А. П. М.: 2007 г «Мир книги" 128 стр.

16. Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира Перевод текста с английского на русский язык Е. Е. Харитоновой. — М.: «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2004. — 690 с.

17. Мэн Джон. Хубилай: От Ксанаду до сверхдержавы. Москва-Владимир. 2008. 344 с.

0 Доманин А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники. М.: Норма, 2005. с. 329.

0 Бартольд Т. Туркестан в эпоху монгольского нашествия в 10-ти т. Т. 2. СПб.: Питер, 1900, с. 42.

0 Жуковская Н. Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. 1986. № 7. с. 118.

0Амаржуулагч. Т «1000 зүүдний тайлал» — «Толкование тысячи снов», Т. Сэргэлэн, 2010, с. 37.

0 Владимирцов Б. Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов — М.: Восточная литература, 2002. — 129 c

0 Козин С. А. Сокровенное сказание. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1941. С.134

0 Доманин А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники. М.: Норма. 2005, с. 337.

0 Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками // Татаро-монголы в Азии и Европе: «Сборник статей по истории Золотой Орды». — М.: Наука, 1977. — С. 170.

0 Иванов П. Синий зипун, красный кушак. Ямская гоньба от монголов до железных дорог // Родина. — 2001. — № 12. - с.4

0 Берган М. «Империя монголов» /Пер. с англ. Романова А. П. Москва. 2007 г. С 121

0 Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира.Москва.2003 г. — С. 558.

0 Мэн Джон. Хубилай: От Ксанаду до сверхдержавы. Москва-Владимир. 2008. С.154

Просмотров работы: 35