НЕМЕЦКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НЕМЕЦКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА

Штепина Д.А. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Истоки немецкой музыки уходят в глубокое средневековье. Сначала, как и по всей Европе, в Германии музыка зарождалась в виде народного творчества и церковного пения. Со средневековья до XIX века прошло немало времени, за которое немецкая музыка вписала в историю имена знаменитых композиторов, чьи произведения по праву считаются мировым достоянием.

XIX век отмечается интенсивным подъемом немецкой музыкальной культуры. Предпосылками такого подъема в 40-е годы XIX века являются исторические процессы развития отсталой в социально-политическом отношении Германии, еще сохранившей к середине XIX века следы феодальной раздробленности. В то же время центр революционных движений Европы плавно переместился в Германию. В связи с этим задачей страны являлся поиск путей национального объединения. Это вызвало активный подъем прогрессивных, демократических сил, и немецкие бюргеры «дошли теперь до той приблизительно ступени, на которой французская буржуазия находилась в 1789 году» как писал Карл Маркс о социально-политическом положении Германии того времени [5, с. 185]. Однако правительство Германии, отказавшейся от демократического объединения страны, вновь надолго задержало развитие прогрессивных сил, обусловив этим поражение революции 1848—1849 годов. Это привело к главенству реакционных течений в идеологической жизни страны [1].

Социально-политические изменения в стране, безусловно, оставили свой отпечаток в культуре страны. Влиянию подверглась немецкая литература. В творчестве немецких авторов преобладает изображение крестьянской, мещанской, бытовой жизни, опирающийся на консервативные устои. Однако преобладающее большинство произведений немецких авторов не находит своего места в мировой литературе и не обретают популярности на мировом уровне.

Чего не скажешь о музыке того времени. Несмотря на общность исторических условий, немецкая музыка XIX века, в отличие от литературы, вписала важные страницы в историю мировой художественной культуры, представила выдающихся композиторов и исполнителей, творческая деятельность которых приобрела международное значение [1].

Одним из первых выдающихся композиторов этой эпохи является Феликс Мендельсон. Будущий великий композитор и наиболее известный представитель романтизма в музыке родился в Гамбурге в 1809 году и уже в 16 лет его талант получил высочайшую оценку от Луиджи Керубини (итальянский композитор, ректор Парижской Консерватории). Мальчик родился в состоятельной семье, где его повсюду окружало искусство. Все было к услугам одаренного мальчика, все давалось ему легко: языки, рисование, плавание, верховая езда. Он мог стать кем захочет пианистом, дирижером, композитором, филологом. Первые шаги Мендельсона на поприще искусства встречали общее внимание любящих родных, многочисленных друзей. Условия для формирования личности были идеальными: путешествия по родной стране, общение с выдающимися современниками, прежде всего, знакомство с Гёте, способствовали раннему созреванию его таланта [4, с. 7].В 1826 году Феликс сочиняет одно из самых известных своих произведений: увертюру к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».  Дальнейшая карьера Феликса Мендельсона очень разнообразна и интересна. Под его началом ставится множество концертов, где он сам иногда выступает в роли дирижёра и пианиста. Он много путешествует по Германии, приобретая новые знакомства, и, конечно же, сочиняя музыку, известную на весь мир. Имя Мендельсона носит один из самых популярных свадебных маршей в мире «Марш Мендельсона», написанный композитором в числе других музыкальных произведений, созданных им для пьесы «Сон в летнюю ночь». Также композитору принадлежит несколько знаменитых на весь мир симфоний, таких как: симфония № 3 ля минор "Шотландская", соч.56 и симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч.90.

В рассвете творческих сил в то время был знаменитый Роберт Шуман. С ранних лет композитор имел пристрастие к искусству и игре на фортепиано. Наиболее плодотворным периодом для молодого композитора оказалась вторая половина 30-х годов. Роберт боролся за сердце дочери своего учителя – Карлы Вик. Ее отец всячески пытался не допустить брака между двумя влюбленными, однако в 1840 году Роберт соединяется с Карлой, и наступает следующий успешный период его карьеры, когда композитор, сближаясь с поэтами-современниками, сочиняет множество песенных циклов. Музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени — ее содержанием стали «таинственно-глубокие процессы духовной жизни» человека, ее назначением — проникновение в «глубины человеческого сердца» [3].

Также нельзя не сказать несколько слов о Рихарде Вагнере – знаменитом немецком композиторе XIX столетия. Композитора можно назвать «бунтарем» своего времени, ведь Рихард не имел профессионального музыкального образования, однако был гениальным музыкальным деятелем. Он был одарен не только большой силой музыкального воображения, но и открыл новые формы искусства, нашел пути, неизвестные до него; он был гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом и Шуманом[2].

Имя Вагнера связано с так называемой, реформацией классической немецкой оперы. Перемены начались в 1842 году, Рихард Вагнер был приглашен на должность капельмейстера в прославленный оперный театр Дрездена. Рихард пытался следовать французским стандартам в музыке. Вагнер наконец получил возможность познакомить театральную публику со своими сочинениями, и его третья опера «Риенци» завоевала признание. Немного позднее, опера как жанр пережила более значительные изменения. Композитор почти полностью отказался от привычной номерной структуры — от законченных арий, хоров, ансамблей. На их месте зазвучали протяженные монологи и диалоги действующих лиц, развернутые в бесконечную мелодию. Во второй половине XIX века Рихард Вагнер сочиняет оперу по произведению Жозефа Бедье – «Тристан и Изольда». Романтичное, певучее произведение, по праву названное гимном вечной любви.

Имя Людвига ван Бетховена, бесспорно, известно каждому. Хотя бы раз в жизни мы слышали его знаменитые произведения, порой даже не задумываясь об этом. Бетховен родился в 1770 году, однако большая часть его творчества приходится на XIX век.

С началом XIX столетия Бетховен пробует себя в симфонической музыке. Уже будучи практически глухим, он сочиняет известные на весь мир симфонии. Преодолев отчаяние от неизлечимой болезни, повлекшей за собой прогрессирующую глухоту, композитор воплощает в своих произведениях идеи силы духа не только одной личности, но и всего народа в целом. Несмотря на все свои бедствия, он сам хотел, чтобы его пример мог служить поддержкой другим страдальцам: «Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал все, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени». После долгих лет борьбы, одержав ценой сверхчеловеческих усилий победу над своим недугом и выполнив свой долг, который, как он сам говорил, состоял в том, чтобы вдохнуть мужество в несчастное человечество [6]. Эти идеи воплотились в Третьей и в знакомой всем Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в Сонате № 23

Людвиг ван Бетховен внес огромный вклад в музыку в целом, открыл новые возможности как для своих современников, так и для композиторов «новой школы».

В заключение, следует отметить, что музыкальная культура Германии XIX века поражает своим разнообразием. Это одна из самых величественных эпох в развитии немецкой музыки. Наблюдается расцвет оперного пения и театрально-концертного творчества. Появляется множество талантливых вокалистов. Композиторы и дирижёры гастролируют по всему миру со своими произведениями, задавая моду в музыке того времени, изменяя наскучившие классические стандарты и создавая новые музыкальные тенденции. Все это — показатели большого, разностороннего расцвета немецкой музыкальной культуры, которого она достигла усилиями нескольких поколений своих лучших, прогрессивных деятелей XIX века.

Используемая литература:

Классическая музыка, опера и балет // Электронный ресурс https://www.belcanto.ru/

Чайковский П.И. Статьи о Рихарде Вагнере. Вагнер и его // музыкаЭлектронный ресурс http://wagner.su/node/162

Роберт Шуман, классическая музыка, опера и балет // Электронный ресурс https://www.belcanto.ru/schumann.html

Ворбс Г. Х. Феликс Мендкльсон-Бартольди. М.,1966.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1955 // Электронный ресурс

http://www.uaio.ru/marx/03.htm

6. Фоконье Б. Бетховен. М., 2014 // Электронный ресурс

https://royallib.com/read/fokone_bernar/bethoven.html#0

Просмотров работы: 695