Коммуникативная компетентность преподавателя высшего учебного заведения - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Коммуникативная компетентность преподавателя высшего учебного заведения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе понятие «коммуникативная компетентность» становится всё актуальнее. К сожалению, педагоги и психологи в последнее время заговорили о том, что в социуме снижается уровень развития духовных и нравственных ценностей, а жестокость и цинизм всё больше отравляют его. В связи с этим в образовании любого звена остро встаёт вопрос о личностно-ориентированном обучении, которое строится по правилам и законам общения или коммуникации. «Суть современного образования не только в получении базовых знаний и необходимых навыков и умений, - его основное содержание в самостоятельном восприятии и усвоении личностью новых знаний, эстетических и культурных ценностей, новых форм и видов деятельности, способов её организации и управления» [1, с. 472].

Проблемой коммуникативной компетентности преподавателей высших учебных заведений занимались такие педагоги и психологи, как Б.Г. Ананьев, А.А. Брудный, А.К. Маркова, Н.В. Клюева, И.А. Зимняя, Ги Лефрансуа. Так, Н.В. Клюева считает, что коммуникативная компетентность преподавателя является важной психологической характеристикой в педагогическом общении педагога и обучающегося [7, с.78]. И.А. Зимняя считает, что коммуникативная компетентность преподавателя является важнейшим фактором эффективного общения педагога и обучающегося [4, с.54]. Автор говорит, что общение преподавателя высшего учебного заведения со студентами имеет свои особенности и характеристики. Ги Лефрансуа приходит к выводу, что от коммуникативной компетентности педагога будет зависеть то, насколько успешно сложатся его деловые и межличностные взаимоотношения со студентами, отсутствие конфликтов и личная удовлетворенность [5, с.109]. А.К. Маркова выделяет важнейшие коммуникативные компетенции преподавателя высшего учебного заведения: умение устанавливать контакты в зависимости от индивидуальных психологических особенностей студентов, свободно вступать и поддерживать контакты со студентами, умение вовремя распознавать и применять первичные меры по разрешению конфликтных ситуаций [6, с.123]. Б.Г. Ананьев говорит, что к началу обучения в высшем учебном заведении студенты уже владеют навыками самостоятельной работы, а взаимоотношения между педагогом и студентом должны развиваться в сторону открытости и информативности [2, с.66].

Главными коммуникативными компетенциями преподавателя высшего учебного заведения автор считает умение выстраивать партнёрские взаимоотношения со студентами и развивать у них способность к эффективному общению. А.К. Маркова говорит, что большое внимание в учебных заведениях уделяется знаниям педагогов, их аттестации. присвоению категории и квалификации [6, с.90]. Однако уделяется недостаточно внимания психологической подготовке педагогов, их умению общаться со студентами и коллегами, разрешать конфликтные ситуации. Автор приходит к выводу, что больше трудностей преподаватели испытывают именно в сфере педагогического общения и коммуникаций. Они затрудняются устанавливать контакты с обучающимися. Это часто приводит к конфликтам. Также педагоги не умеют эффективно взаимодействовать со студентами, ставят себя выше своих учеников.

А.А. Брудный говорит, что информационно-технологический процесс в образовании, с одной стороны улучшает процесс усвоения знаний, делает его более наглядным и эффективным [3, с.29]. С другой стороны, существует риск обеднения коммуникативного процесса между педагогом и студентом в ходе занятий. Так, используя на занятиях интерактивные доски, проектор, телевизор, частые самостоятельные работы, снижается количество времени, которое педагог может выделять на коммуникации со студентами (совместное обсуждение проблемы, дискуссии, мозговые штурмы, диспуты).

Всё это указывает на то, что современное образование предъявляет новые требования к настоящему педагогу. Современный преподаватель высшего учебного заведения должен быть готов и способен к постоянному совершенствованию своих личностных качеств, к развитию своей коммуникационной культуры.

Большинство авторов приходят к выводу, что человек не рождается сразу грамотным педагогом, умеющим общаться, решать конфликты, устанавливать коммуникации с обучающимися. Обычно это результат плодотворной работы над собой, тщательной рефлексии, обширной практики, в ходе которой педагог осваивает различные формы применения коммуникаций со студентами. Преподаватель, желающий развивать свою коммуникативную компетенцию, тщательно анализирует свою деятельность, успехи и ошибки, намечает план работы над собой, выбирает для этого наиболее эффективные пути и средства.

В данной работе представлена схема работы педагога над развитием у себя коммуникативной компетентности.

Преподавателю высшей школы каждую неделю необходимо проводить занятия со студентами, используя различные формы: мозговой штурм, проблемное занятие, занятие – диспут, лекция, лабораторное занятие. Важно проводить анализ занятий, и делать выводы, какая форма проведения позволяет использовать свои коммуникативные навыки в полной мере.

Каждый педагог высшей школы должен учиться рефлексировать, то есть проводить самоанализ своей педагогической деятельности, в частности, развития своих коммуникативных навыков: вступление в контакт с обучающимися, тембр и интонация голоса, уверенность в себе, способность видеть в каждом ученике личность и применять к каждому индивидуальный подход.

Педагоги должны научиться снимать тревожность и психическую напряжённость, владеть своим телом, снимать мышечные зажимы. С этой целью можно посетить релаксационные тренинги психолога учебного заведения.

Важно научиться сдерживать себя, не проявлять грубость и агрессию по отношению к студентам. Каждый обучающийся, каким бы он ни был, имеет право на доброжелательное отношение к нему.

Педагог не должен делить студентов на «хороших» и «плохих». Эта оценка слишком субъективна, и приводит к негативным последствиям в общении с ними. В данном случае психика любого человека может разрушаться.

«Тенденция развития современного общества, развитие компьютерных технологий, глобализация и информатизация затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и образование. Смысл, назначение и миссия современного образования – не просто получение базовых знаний и необходимых навыков и умений, - это выработка культурного кода, самостоятельного подхода к усвоению новых знаний, культурных ценностей, новых форм и видов деятельности» [8].

Список литературы:

Иванова А.Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании математики на гуманитарных специальностях в технических вузах // Теоретико-методические проблемы естественнонаучных методов в гуманитарных науках: Материалы международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во «АЕТЕРНА», 2014. – с. 472-481.

Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. психол. труды. Т.2 — М., 2017. – 489с.

Брудный А.А. Понимание и общение. - М: Наука. - 2019. - 120 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 2013. – 278с.

Лефрансуа Ги Психология для учителя. — СПб., 2015. – 290с.

Маркова А.К. Профессионально-педагогические качества педагога. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 325с.

Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2016. – 400с.

Иванова А.Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании «Педагогики и психологии высшей школы» для магистров технических специальностей / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23480 (дата обращения 27.09.2018)

Просмотров работы: 142