Особенности архитектурного освещения ансамблей городских площадей. На примере гор. Ростова-на-Дону и гор. Новочеркасска. - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Особенности архитектурного освещения ансамблей городских площадей. На примере гор. Ростова-на-Дону и гор. Новочеркасска.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальной проблемой архитектурного освещения на сегодняшний день является то, что при проектировании, как архитектурных сооружений, так и городской среды в целом, не всегда учитывает то, как они будут выглядеть в темное время суток. Создание ночных световых образов объектов на стадии проектирования является редким исключением. Недостаточное знание нормативных документов и актуальных тенденций в световом проектировании приводит к формированию архитектурного освещения на основе исторически сложившихся стереотипов о восприятии архитектурных объектов, что в настоящее время находится в противоречии со свойствами искусственного освещения как носителя информации [6].

В современных городах наблюдается тенденция усиления роли художественных факторов в формирования световой среды. Большое влияние, оказываемое утилитарным освещением на городскую среду (свет от уличных фонарей и окон домов, фар автомобилей, светофоров и дорожных указателей; светящаяся многоцветная реклама) практически нивелирует целостность архитектурных образов исторических и современных зданий и сооружений. Роль архитектурных ансамблей и отдельных элементов как градостроительных доминант значительно снижается.

В этих реалиях основными задачами наружного архитектурного освещения становятся как создание ярких последовательных архитектурных образов зданий и сооружений, путем придания индивидуальности их формам и окружающему пространству, так и обеспечение зрительного комфорта людей.

Глава 1. Архитектурное освещение

1.1 История развития архитектурного освещения.

Появление эклектического освещения на улицах городов в конце XIX – начале XX в навсегда изменило их ночной облик. Помимо своего вполне утилитарного назначения, освещение на улицах и площадях приобрело новую функцию – привлечения внимания и презентации фасадов зданий посредствам их художественного освещения.

На рубеже XIX и XX вв. появляются такие новые понятия, как «архитектурное освещение» и «световая архитектура», подразумевающие специфический, отличный от дневного, зрительный образ архитектурного произведения, возникающий при искусственном освещении и исчезающий при его выключении [2].

Взгляд на использование архитектурного освещения в разных странах и на разных континентах сильно отличался. В США после окончания Первой мировой войны в крупных городах, и особенно в Нью-Йорке, освещение зданий приобрело «кричащий», динамичный и хаотичный стиль. Активно развивающаяся световая индустрия в Америке начала накапливать теоретическую базу. И в 1930 году появились первые серьезные публикации, рассматривающие приемы использования света для освещения небоскребов, и являющиеся результатом совместной работы известных архитекторов и компании «General Electric». В Европе же напротив подход к архитектурному освещению являлся продолжением многовековых архитектурных традиций.

Искусственное освещение как средство формообразование в архитектуре становится актуальным в 20-х годах XX века. Начинает использоваться понятие «световая архитектура», подразумевающая создание специфического зрительного образа архитектурного произведения, который возникает при искусственном освещении и исчезает вместе с ним [8].

Господствующий в архитектуре СССР 30-х гг. XX века стиль неоклассицизм, со своей монументальностью, характерной ансамблевостью и целостностью требовал особого подхода к освещению. Включение скульптурных композиций в структуру фасадов неоклассической архитектуры привели к использованию локальной подсветки элементов здания.

В течение Второй мировой войны и следующего за ней этапа послевоенного восстановления, архитектурное освещение практически не развивалось. И только в 60-х гг. ситуация изменилась. Отстроенные вновь города и их ансамбли требовали внимания к себе не только в дневное время. Работы по освещению фасадов зданий стали вновь востребованными, а городские пейзажи в темное время суток стали значительно преображаться (рис.1).

Рис. 1. Здание МГУ в ночное время. Москва. 1957 г.

Знаковым стало создание в 1969 г. Международной Ассоциации Дизайнеров Освещения (ILAD). Можно сказать, что с этого момента начала свое развитие культура оформления светом. Ассоциация до настоящего времени занимается разработкой и внедрением мировых стандартов мастерства дизайна освещения.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что история архитектурной подсветки началась во времена, когда в качестве дешевого и доступного источника света стала использоваться электрическая энергия. Следовательно, историю архитектурного освещения можно разделить на доэлектрический этап и этап электрического освещения, охарактеризованный появлением понятий «световая архитектура» и «архитектурное освещение».

1.2 Современные тенденции развития архитектурного освещения.

Если говорить о современной архитектуре и городской среде в общем, то можно сказать, что архитектурное освещение является важнейшим элементом оформления зданий и их пространственной среды. Наряду с эстетическими качествами большое значение уделяется так же и функциональности использования света.

Таким образом, первой задачей архитектурного освещения становится – эстетическая. При помощи подсветки фасадов происходит преображение зданий в темное время суток. Причем это оказывает влияние так же и на внешний облик прилегающих улиц, городских площадей и даже всего города.

Вторая задача – создание безопасного, комфортного пространства. В данном случае архитектурное освещение является ориентиром (выделение входной группы у здания) и выполняет охранные функции.

Третья задача – обозначение статуса здания. В освещение памятников архитектуры, коммерческих зданий и жилой застройки применяют различные способы и приемы архитектурной подсветки. Для освещения значимых пространствообразующих ансамблей индивидуально для каждого города разрабатываются государственные программы архитектурно-художественного освещения.

Если резюмировать, то становится ясным, что основная задача архитектурного освещения сводится к выделению отдельных объектов и перспектив, благодаря которым свет сможет обрести структуру, форму. И, разумеется, подсвечиваемое здание в этом случае никак не является объектом освещения. Центр внимания – человек, субъективно воспринимающий пространство. И задача освещения сводится к формированию у «зрителя» правильного восприятия пространства и архитектуры. Основное с чем в этом случае приходится работать – это эффекты теней и отражений.

Говоря об актуальных тенденциях в сфере архитектурного освещения, стоит отметить, что освещение объектов современной архитектуры, прежде всего, продиктовано концепцией здания его формообразующими особенностями и используемыми строительными материалами. На сегодняшний день среди различных типов зданий прослеживается тенденция к полному или частичному остеклению фасадов. В связи с этим светильники стали располагать внутри зданий для создания эффекта свечения изнутри (рис. 2).

Особенно стоит выделить использование различных форм цветодинамической подсветки (рис. 3). При этом используются осветительные установки, которые могут являться частью единой автоматизированной системы управления архитектурным освещением, в которую могут быть включены различные улицы и городские площади (ул. Тверская, ул. Новый Арбат и пр. Мира в Москве). Создание таких масштабных цветодинамических установок стало возможным с появлением светодиодной техники (рис. 4).

В современном освещении городских площадей отслеживается тенденция к выделению композиционной доминанты при помощи света (выделение яркостью и интенсивность свечения). При этом чаще всего доминанты подсвечиваются в рамках основной цветовой концепции, исключение, как правило, составляют коммерческие здания.

Рисунок 2. Подсветка фасада торгового центра Cimaco.

Рисунок 3.  Амстердамский концерт-холл Ziggo Dome.

Рисунок 4. Цветодинамическая подсветка зданий улицы Новый Арбат. Москва.

Если говорить о городе в целом, на сегодняшний день очевидно снижение количества световой рекламы на фасадах зданий. Освещение городской среды становится менее кричащим, более комфортным для «зрителя». Освещение получает новую роль - сохранение ансамблевой целостности застройки в темное время суток. Концепции единой световой среды, разрабатываемые в различных городах, способствуют урегулированию использования архитектурного освещения, чего не наблюдалось ранее.

Глава 2. Особенности архитектурного освещения городских площадей и их ансамблей.

2.1 Городская площадь. Типология объектов освещения.

Площадь это основной элемент городской среды. Оформленная уникальными историческими зданиями она определяет индивидуальный и неповторимый образ города. Пространство площади на протяжении всех этапов своей исторической эволюции служило главным местом общения, культовых собраний, торговли и развлечений и т.д. Традиционно площадь фиксировала наиболее важное, насыщенное функционально место, как правило, находившееся на пересечении основных улиц и дорог. Система городских площадей, формировала пространственный каркас, благодаря высотным и композиционным доминантам - храмам. Важнейшим элементом застройки большинства площадей, сформировавшихся до начала XX в., являлся храм, композиционно организующий все прилегающее городское пространство.

Практически каждый город имеет несколько площадей. Каждое такое пространство имеет свои функции и классификации. Можно выделить несколько видов городских площадей в зависимости от их назначения:

Главные площади (для движения транспорта; проведения празднеств, парадов); площади перед крупными общественными зданиями и сооружениями (выставки, парки, торговые центры), стадионами, театрами и тд.; торговые площади (у ТЦ, ТРЦ и рынков); вокзальные площади; площади жилых и промышленных районов; транспортные площади (многофункциональных транспортных узлов)

В данном случае воспользуемся еще одной типологией, разделяющей городские площади на находящиеся в центре города, образованные историческими зданиями и сооружениями и площади новых городских районов.

Особый интерес представляют собой исторические площади. На данный момент в Ростове-на-Дону 42 городские площади, из них исторических, образованных ценными архитектурными ансамблями – 9 площадей (рис. 5). В городе Новочеркасск, планировочная схема его центральной части практически не претерпела изменений с момента разработки первого генерального плана и начала строительства в 1805 году. Основу планировочного каркаса Новочеркасска на сегодняшний день составляют 9 площадей. Однако эти города объединяет общая проблема - утраты культовых доминант в композиции городских площадей. На всех площадях эта проблема решена по-разному, а где-то не решена вовсе. Некоторые площади на сегодняшний момент не являются композиционно целостными и оформленными. Грамотно подобранное и спроектированное архитектурное освещение фасадов зданий и сооружений, составляющих ансамбли площадей, может стать одной из ступеней, на пути решения данной проблемы, которая к тому же носит на сегодняшний день междисциплинарный характер.


Рисунок 5. Архитектурное освещение Соборной площади Ростов-на-Дону.

2.2 Принципы формирования, типы, виды и приемы архитектурного освещения ансамблей городских площадей.

Центральная историческая часть города особенно привлекает внимание, как его жителей, так и гостей. Площадь, как «сердце» города отображает уровень его развития и достатка. В связи с этим освещение площадей, в общем, и их уникальных архитектурных объектов в частности,  является одним из главных мероприятий по благоустройству города.

В архитектурном освещении такого общественных пространства как площадь следует, прежде всего, подчеркивать целостность архитектурного ансамбля с выделением доминант, с созданием фонового и главного планов. В основе создания световой архитектуры ансамблей площади лежат законы масштабности, тектоники, ритма и метра дневной архитектуры. Ночной световой образ здания или сооружения не противопоставляется дневному образу, и основывается на его композиционной, стилистической и планировочной структуре. Прежде всего, на основе анализа исходных данных должен разрабатываться проект освещения, учитывающий исторические, природные и архитектурные особенности.

Как правило, световая архитектура сохраняет архитектурно-пространственную композицию площади, акцентирует её значение в архитектуре города; это обеспечивается соответствующим уровнем и распределением яркостей самой площади и окружающих её зданий.

По характеру световой архитектуры различают: 

Площади со сплошной периметральной     застройкой. Такие площади рекомендуется освещать приемом заливающего света в комбинации с локальным светом и светом, проходящим через окна.

Площади, имеющие четко выраженный главный архитектурный объем (доминанту). В вечернее время свет, как правило, выявляет архитектуру главного здания;

Площади, не представляющие архитектурно-художественной ценности, но имеющие большое транспортное значение; в этом случае световой акцент переносится на архитектуру осветительных установок (опор, подвесов, кронштейнов, самих архитектурных светильников) либо малых форм и световую рекламу, которая проектируется как часть архитектуры площади [8].

Архитектурно-художественное освещение ансамблей городских площадей нормируется стандартами согласно СНиП 23-05-2010. Согласно данному документу:

- При равномерном заливающем освещении фасада отношение максимальной освещенности к минимальной должно быть не более 3:1, а на рельефных и многоцветных фасадах до 5:1. При этом максимальная освещенность должна создаваться на основных композиционно-пластических элементах.

- При неравномерном заливающем освещении фасада соотношение максимальной и минимальной освещенности в пределах освещаемой зоны принимается не менее 10:1 и не более 30:1, при этом максимальная освещенность создается на акцентируемом светом элементе.

- В установках архитектурного освещения следует использовать разрядные источники света. При локальной подсветке допустимо использование ламп накаливания, преимущественно галогенных, а так же источников хроматического излучения или цветных светофильтров.

- Яркость фасадов зданий, сооружений, монументов и элементов ландшафтной архитектуры в зависимости от их значимости, места расположения и преобладающих условий их зрительного восприятия в городе следует принимать по таблице – «Нормы наружного архитектурного освещения городских объектов».

Приемы архитектурного освещения, виды архитектурной подсветки:

Можно выделить несколько способов организации подсветки здания в ночное время: общее заливающее, локальное, фоновое (силуэтное), комбинированное, контурное, динамичное освещение, «световые фасады».

Каждый из данных видов имеет свои и преимущества и недостатки и применяется в определенных случаях. Общее заливающее освещение используется, если требуется сохранить целостность восприятия объекта. Поэтому его используют для подсветки отдельно стоящих зданий, памятников и церквей (рис. 6). Такой вид освещения подразумевает установку прожекторов на определенном расстоянии от объекта с использованием исключительно направленного света. Локальное освещение применяется для создания акцента на отдельных деталях здания и таким образом организовать его подсветку (рис. 7). Такой вид освещения является наиболее универсальным и может использоваться для подсветки зданий образующих архитектурный ансамбль площади в том случае, когда они не обладают единой стилистикой и тектоникой. В этом случае будет достигнуто светокомпозиционное единство ансамбля. Реализуется локальное освещение путем использования настенных светильников, монтируемых на фасаде здания, и линейных светодиодных светильников. Фоновое (силуэтное) освещение подразумевает создание заднего плана, на котором выделается темный силуэт объекта. Данный способ применяется в основном для освещения фасадов исторических зданий, оформленных колоннами (рис. 8). Контурное освещение является относительно новым приемом и предполагает выделение контура здания с помощью светодиодных трубок. Динамическое освещение организуется путем синтеза различных цветов, изменения оттенков и яркости освещения в течение какого-либо промежутка времени. «Световые фасады» является приемом архитектурного освещения, используемым при организации подсветки зданий современной архитектуры со сплошным остеклением фасадов. При этом осветительное оборудование устанавливается внутри здания за стеклом фасада.

Комбинированное освещение это совместное применение на объекте одновременно нескольких типов архитектурного освещения (рис. 9).

 

Рисунок 6. Заливающее освещение.

Рисунок 7. Локальное освещение.

 

Рисунок 8. Фоновое освещение.

Рисунок 9. Комбинированное освещение.

2.3 Методика формирования архитектурного освещения ансамблей городских площадей.

Формирование световой среды городской площади начинается с выявления ее архитектурного ансамбля. Комплексность светового оформления, выражается в гармоничном сочетании приемов архитектурного, утилитарного и художественно-декоративного освещения, что позволяет создать единый световой ансамбль, который в свою очередь повлияет на создание выразительной среды городского центра.

Следующим этапом является формирование художественного ночного неповторимого образа архитектурного ансамбля. За ним следует этап подбора и применения различных приемов архитектурного освещения, его световых доминант и акцентов с целью выявления архитектурных особенностей объектов исторического наследия и других ценных объектов [1].

В формировании архитектурного освещения ансамблей городских площадей можно выделить следующие принципы:

Градостроительный принцип: выделение различный пространственных уровней (макро, мезо и микро) и объединение их в целостные структуры. На пример световой ансамбль зданий сооружений образующих взаимосвязанную структуру: площадь-улица, площадь-парк, площадь-сквер. Либо, при линейном расположении целой системы городских площадей - их логичное светопространственное единство (как пример город Минск).

Функционально-технические принципы: пространственное дифференцирование зон городской площади; экологичность, как качество освещения, отражающее его способность не наносить вред окружающей природе.

Композиционно-художественные принципы: художественность, как эстетическая категория качества освещения; колористическое единство архитектурного пространства [1].

На сегодняшний день существует два принципиально разных творческих метода для создания светового образа архитектурного ансамбля: ассоциативное подобие дневному образу как архетипу (рис. 10) и создание новых, специфических ночных образов, не имеющих дневных архетипов (рис. 11).

 

Рисунок 10. Ассоциативное вечернее освещение. Подобие дневному образу как архетипу.

Рисунок 11. Альтернативный ночной образ.

Вся система светового ансамбля площади должна строиться с учетом условий зрительного восприятия человека. Такое восприятие зависит от удаленности освещаемого объекта и его положения в пространстве. Этот комплекс условий можно охарактеризовать категориями масштаба восприятия: ансамблевого и камерного [1].

Таким образом для гармоничного формирования архитектурного освещения ансамблевой застройки городских площадей можно выделить следующие общие принципы: принцип образности, акцентной-доминантности, четкости пропорций и ясности архитектурных форм, системности, многоуровневости, архитектурности, утилитарности, декоративно-художественности, рекреационности и эстетичности.

Глава 3. Особенности архитектурного освещения ансамблей площадей городов Ростов-на-Дону и Новочеркасск.

Площадь Советов гор. Ростов-на-Дону.

Площадь Советов является одной из центральных площадей Ростова-на-Дону. Расположена на пересечении Большой Садовой улицы, Ворошиловского проспекта, проспекта Соколова и Социалистической улицы. Площадь начала свое формирование примерно в 1845 г. и вначале имела названием площади Нового Базара. С 1908 по 1930 гг. центральной композиционной доминантой площади был Александро-Невский собор (по проекту арх. Ященко). После утраты культовой доминанты, здание Госбанка, построенное в 1915 г. по проекту архитектора Перетятковича, стало главной архитектурной доминантой площади. В 1934 г. на площади было возведено здание Дома Советов (арх. Голосов). Во время Великой Отечественной войны большинство строений площади было разрушено. В ходе выполнения проекта послевоенного восстановления площади был разбит сквер. Завершила свое формирование площадь в 1972 г. после установки в ее центре «Монумента Первоконникам» (Е.В. Вучетич) (рис. 12).

Рисунок 12. Исторический облик площади Советов.

На сегодняшний день площадь имеет прямоугольную форму я продольной линией симметрии. В центре площади находится сквер со скульптурной композицией. Расположенная на пересечении важнейших транспортных магистралей города площадь имеет еще и особое административное значение. Основные здания и сооружения, формирующие архитектурный ансамбль площади Советов: здание ростовского филиала ЦБ РФ, Здание полпредства президента в Южном федеральном округе, здание Правительства Ростовской области, монумент Первоконникам и фиксирует северо-западный угол площади здание Ростовского государственного экономического университета (рис. 13).

Архитектурно-художественное освещения здания Правительства Ростовской области выполнено средствами локального освещение. Основными световыми акцентами являются колонны входной группы здания, которая формирует ось симметрии с севера на юг, как сквера, так и площади. Колонны выделены теплым желто-оранжевым освещением, при этом фоновое освещение здания холодно-белое. При этом симметрия и тектоника дневного образа здания полностью сохранена. Для освещения здания было использовано 190 прожекторов марки "ЦЕРС" (LZ-40LZ-16LZ-8 различной модификации) (рис. 14,15). 

В 2013 г. был реализован проект освещения фасадов здания ростовского филиала ЦБ РФ. Здание относится к объектам культурного наследия. Учитывая это, для его освещения был создан уникальный проект. Выразительная прорисовка архитектурных деталей и форм, также гармония неоклассики явились основой этого светотехнического проекта. Завершает здание двойной купол. Для создания подсветки такого архитектурного элемента были разработаны оригинальные светильники на основе светодиодов с удивительно красивым изумрудным свечением. В этом проекте также было смонтировано около четырехсот специально разработанных светодиодных светильников.
Система освещения здания ростовского филиала Центрального Банка Российской Федерации разделена на отдельные группы включения, такое решение позволяет включать осветительное оборудование в любое время, также использовать щадящее освещение (экономное), что даёт возможность минимизировать затраты на электрическую энергию. Здание фиксирует угол площади и его протяженный северный фасад выходит на улицу Б. Садовую, тем самым формируя ее светопространство (рис. 16). Цветовое решение локального освещения фасада повторяет образ здания Правительства Ростовской области. При этом акценты расставлены на главном фасаде, обращенном в сторону сквера (рис. 17).

Рисунок 13. Часть архитектурного ансамбля площади Советов.

Рисунок 14, 15. Архитектурное освещение здания Правительства Ростовской области.

На противоположной стороне от сквера расположено Здание полпредства президента в Южном федеральном округе. Замыкая ось симметрии с северной стороны площади, здание входит в его архитектурный ансамбль. Однако вечернее архитектурное освещение не поддерживает это единство. Имеющее в своей основе другую теплоту света и цветность оно выбивается из общего светового ансамбля площади (рис. 18).

Рисунок 16. Здание ростовского филиала Центрального Банка Российской Федерации. Северный и западный фасады. Пересечение пр. Соколова и ул. Б. Садовая.

Рисунок 17. Главный фасад здания ростовского филиала Центрального Банка Российской Федерации.

Замыкает другой угол площади здание Ростовского государственного экономического университета. Локальное архитектурное освещение здания выполнено довольно нейтрально. Не акцентируя особо внимание на лепных фризах и колоннах. Подсвечены лишь некоторые декоративные элементы.

Рисунок 18. Главный фасад здания полпредства президента в Южном федеральном округе по ул. Б. Садовой.

Рисунок 19. Архитектурный ансамбль пл. Советов в ночное время.

Таким образом, можно сказать, что единый световой ансамбль площади Советов формирую здания ростовского филиала ЦБ РФ и Правительства Ростовской области. Архитектурное освещение фасадов зданий, выполненное в единой стилистике и при помощи одних и тех же средств, все это помогает создать единый образ при этом не лишая каждое здание своей стилистической и конструктивной индивидуальности (рис. 19).

Площадь Ермака гор. Новочеркасск.

Главной площадью Новочеркасска стала пл. Соборная (позже Николаевская, Красная, Ермака). Восьмиугольная площадь выделялась своими размерами в плане города. Площади такой формы появились еще в эпоху Возрождения в проектах идеальных городов, и были особенно широко распространены в градостроительстве классицизма XIX в. Расположение площади в самой высокой точке города было обосновано созданием в ее центре главенствующей городской доминанты – Вознесенского кафедрального войскового собора. Здание собора должно было замыкать перспективы проспектов и сформировать силуэт Новочеркасска, расположившегося на холме. Собор был заложен и освящен в 1805 году при основании города. Возводился он непросто, сменилось три проекта, и только в 1904 году его строительство было завершено. 74,6 метров достигает высота центрального купола с крестом. Довольно длительное время Вознесенский собор был закрыт, а затем использовался исключительно как музейный объект. В 2001 году началось возрождение собора. Крупномасштабные реставрационные работы позволили храму придать первозданный вид.

Периметральная застройка Соборной площади начала формироваться в середине XIX в. Здания практически равной высоты, обрамляющие многоугольную площадь так же характерный прием для градостроительства классицизма. Среди построек окружающих Войсковой собор ведущая роль в формировании композиции ансамбля площади принадлежит зданию Дворянского собрания и Архиерейскому дому

В 2005 году появился новый ночной облик собора, который смог подчеркнуть все особенности этого величественного архитектурного сооружения. В проекте архитектурно-художественной подсветки собора используются приборы компании Fael Luce, с коэффициентом защиты IP65. Проектом предусмотрено использование светильников создающих узконаправленные пучки света, а также фонарей заливного света. Благодаря использованию в проекте заливающего света была достигнута передача общей объемно-пространственной формы архитектурного сооружения. Узконаправленные пучки света позволяют подчеркнуть элементы декора (рис. 20). Светильники, установленные в пяти звонницах, создают эффект «лампады» - светящейся изнутри. Уникальность этому объекту придает проекция на фасадной части собора, выполненная с помощью оборудования компании Pani.

Автоматизированный модуль смены слайдов рассчитан на 32 картины
на библейские темы, а также использование работ мастеров фламандской живописи (рис. 21). Подобным образом в августе 2000 года был подсвечен Храм Христа Спасителя. Еще одной особенностью данного оборудования, является то, что проектор можно устанавливать под углом к поверхности, на которую производится проецирование. Мощность проектора составляет 6 кВт, что дает достаточно яркое изображение даже в сумеречный период. Специальная система оптической коррекции исправляет трапециидальные искажения, а конденсорная система объектива дает четкое и крупное изображение.

Рисунок 20, 21. Архитектурное освещение элементов декора Вознесенского кафедрального Войскового собора.

­

Рисунок 21. Тематическая подсветка Вознесенского кафедрального Войскового собора.

Заключение.

На сегодняшний день вечерняя световая среда городских площадей остается малоизученной. Часто при проектировании архитектурного освещения применяется неподкреплённый теоретическими знаниями интуитивный подход. Все это негативно отражается на восприятии архитектурных ансамблей городских площадей в вечернее и ночное время суток как целостных структур. Неграмотная расстановка цветосветовых акцентов и доминант может нарушать пространственно-планировочную структуру площади. Применение комплексных решений для городских площадей в рамках светового генплана, использование принципов светового зонирования, масштабного, стилевого и экологического соответствия архитектурного освещения позволят создать не только гармоничный и выразительный световой ансамбль городской площади, но и комфортную для человека и адекватную своему времени городскую среду.

Список литературы:

Бутыревская, И.Н. Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. архитектуры (05.23.21) / Бутыревская Ирина Николаевна. – Нижний Новгород, 2013. – 30 с.

Бутыревская, И.Н. Принципы формирования светопространств урбанизированных комплексов [Текст]: коллективная монография / И.Н. Бутыревская, С.В. Норенкова, Л.Н. Орлова. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 119 с.

Карпенко, В.Е. Световое проектирование городской среды // Вестник инженерной школы ДВФУ. – 2016. - №1 (26). – С. 78-93.

Рекомендации по выбору оборудования для архитектурно-художественной подсветки / гр. компаний Amira. – Москва, 2015. – 8 с.

СНиП 23-05-2010. Естественное и искусственное освещение. – М.: Стройиздат, 2010.

Червяков, М.М. Тектонический образ архитектурного объекта в условиях искусственного освещения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. архитектуры (05.23.20) / Червяков Михаил Михайлович. – Москва, 2012. – 30 с.

Юминов, П.А. Современное архитектурное освещение // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2011. – С. 8-11.

http://www.ksinit.ru/svetotehnika/articles/4-svet-ploshad.html

https://zers-group.com

24

Просмотров работы: 33