Сложной, значимой проблемой психологии является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Этим вопросам посвящены работыГ.С. Абрамовой, Б.С. Волкова, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.
Ряд ценных идей, касающихся проявления внутреннего мира людей и духовной стороны их общения, содержится в трудах русских мыслителей XIX — начала XX вв. Петра Лаврова (1823—1900) и Николая Михайловского (1842—1904). Они рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Важные проблемы психологии межличностного общения рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновывали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.
Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внес Владимир Бехтерев (1857—1927), который исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В своем фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» он представил весьма подробную картину влияния «социальной психики» на поведение людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа «Роль внушения в общественной жизни» (1898).
Для понимания этого важное значение имеют труды Алексея Ухтомского (1875-1942), прежде всего его учение о доминанте, также базирующееся на данных физиологии. «Доминанта, - пишет Ухтомский - есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников».
А.А. Ухтомский глубоко обосновал положение о том, что доминанта определяет «направленность поведения, мысли и деятельности». Исследуя доминанту как «фактор поведения», он далее говорит о ней как «определителе поведения».
Общение с людьми — один из самых интересных и самых сложных аспектов человеческой жизни. В детстве закладывается основа всей будущей жизни человека, поэтому важно научить его правильно взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми. Поскольку все дети разные, то столкновения интересов и конфликтов не избежать.
Как отмечают С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др., общение является решающим условием становления каждого человека как личности. Многие взрослые не понимают, насколько важен для детей первый опыт общения, первые ссоры и конфликты. Они считают их чем-то несерьезным и малозначительным. Между тем, от умения общаться с другими детьми зависит общение с людьми в будущем. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь детям преодолеть трудности в общении с другими детьми. Взрослые имеют большой опыт и могут научить детей правильно взаимодействовать друг с другом — гасить конфликты, отвечать на агрессию, признавать свои ошибки. и. Поэтому важно, чтобы в нужный момент им помогали авторитетные взрослые — родители, педагоги или психологи.
Для того, чтобы общение между детьми, подростками было продуктивным, необходимо учитывать ведущий вид деятельности ребенка и его социальную ситуацию развития. Так, из специфических особенностей общения подростков отечественные психологи выделяют то, что внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, в общении с товарищами подростки проявляют стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны - стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях.
В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Л.И. Уманский выделил следующие критерии развития малой группы: 1) единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы, определяющее ее нравственную направленность; 2) организационное единство; 3) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности; 4) психологическое единство. Диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, существует только формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Примером может служить класс в новой школе, набранный из детей, еще не знающих как следует друг друга. Более развитая группа - ассоциация, она имеет общую цель и структуру. Группе-кооперации присуще единство целей и деятельности, здесь есть групповой опыт и подготовленность.
Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.
Таким образом, система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психологического развития подростка. Своеобразие развития состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками, занимая среди них новое место и выполняя новые функции.