Идеи инклюзивного образования, в том числе и спортивного, в России зародились еще в начале ХХ века, основоположником которых стал советский психолог Л. С. Выготский. Однако вплоть до 80-х годов ХХ века существовало две параллельные системы образования, так называемое, дифференцированное обучение: общее и специализированное образование для лиц с особенностями здоровья. Только в середине 80-х годов ХХ века стали появляться специальные классы, в которых программы обучения составлялись на основе принципа интеграции, что стало своеобразным трамплином к внедрению инклюзивного образования и спорта. Стоит понимать, что интегрированное обучение имеет жесткие ограничения, то есть, только узкая группа лиц с определенными ограниченными возможностями может быть интегрирована1.
Наиболее широкие теоретические и практические исследования в области инклюзивного образования начали проводиться в России сравнительно недавно, с подписания Конвенции инклюзивного образования в 2008 году. Также, в 2009 году в Москве при городском педагогическом университете был создан Институт проблем инклюзивного образования, а в 2012 году был подписан Федеральный закон «Об образовании», где была предусмотрена реализация инклюзии, что говорит о заинтересованности государства в развитии идей инклюзивного образования и спорта. Необходимо отметить, что в рамках Федерального закона «Об образовании» инклюзия в России рассматривается как адаптация обучения к потребностям обучающихся с ограниченными возможностями2.
Инклюзия в России осуществляется, главным образом, через создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно ст. 79 Федерального закона такими условиями являются «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность»3.
Нормативно-правовое регулирование инклюзии активно развивается на региональном уровне. Так, в Москве действует Закон от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», согласно которому инклюзивное образование — это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, занятий физической культурой, других видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений4. В различных субъектах Российской Федерации вырабатываются концепции инклюзивного образования (например, Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015—2018 годы и др.), что позволяет комплексно охватить идею решения организации инклюзии, создавая основы как для реализации права обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и развития толерантности в обществе по отношению к ним.
По мнению ряда исследователей, одним из которых является Е. В. Кетриш, специалисту-педагогу в области физической культуры и спорта отводится одно из ведущих мест в реализации инклюзии, потому что именно занятия физической культурой играют приоритетную роль в социальной адаптации ребенка с особенностями развития5. В системе мер социальной защиты «особенных» детей в качестве реабилитации эффективно используются средства физической культуры. У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма, становление, сохранение и использование оставшихся телесно-двигательных качеств. При инклюзивных занятиях такие люди получают пример для двигательного подражания, учатся преодолевать физические и психологические барьеры, преодолевают самоизоляцию. В то же время, в соответствии с исследованием Л. А. Казаковой, люди без отклонений в состоянии здоровья приобретают новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, учатся принимать людей с ограниченными возможностями как равного, развивается чувство ответственности за другого человека и толерантности6.
Стоит заметить, что инклюзия в спорте оказывает положительное влияние на результаты спортсменов. Например, совместные беговые тренировки, доступные многим людям с ограниченными возможностями здоровья и большинству здоровых людей, являются хорошим средством для достижения высоких результатов паралимпийцев, что используется многими тренерами в легкой атлетике7. Актуальность внедрения инклюзии в спорт объясняется и недостаточным количеством специализированных адаптивных учреждений.
Вопрос об организации инклюзивных занятий активно обсуждается в сфере физической культуры и спорта, проводятся научно-практические конференции. Так, в 2017 году в Ханты-Мансийске прошла конференция по вопросам организации инклюзивных занятий физической культурой и спортом.
Спорт относится к дополнительному образованию, поэтому не имеет таких жестких ограничений, как занятия физической культурой в общеобразовательном учреждении. Исходя из этого, спорт имеет больше возможностей для включения лиц с ограниченными возможностями в активные тренировочные занятия в обычной спортивной секции с целью наблюдения за ними и разработок соответствующих методик преподавания и подготовки спортсменов8.
При практическом применении идей инклюзии в физической культуре и образовании исследователями был выявлен целых ряд сопутствующих проблем таких, как несовершенство системы образовательного процесса, недостаточное финансирование школ для создания «безбарьерной» среды, проблемы при подготовке квалифицированных педагогов, которые оказываются незнакомы с методами организации эффективной инклюзии, а также, распространенные стереотипы и предрассудки, отмечает в своей работе А. В. Власова9. Возникает некий дисбаланс в равноценном учете интересов всех обучающихся, что связано с преподаванием как общеобразовательной, так и адаптированной программы, реализацией большого объема коррекционно-развивающей деятельности для лиц с ограниченными возможностями, в то время как остальным учащимся это не требуется, стандартной классно-урочной формой организации учебного процесса, которая зачастую неприемлема для некоторых категорий учащихся10. Данные факторы вынуждают перейти обучающегося на индивидуальный план, что изолирует ребенка от коллектива и не позволяет эффективно и полностью реализовать инклюзию.
Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева, А. С. Солодкова. – СПб.: ПИО. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2014. 96 с.
Адаптивный спорт для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / Под ред. С. П. Евсеева. СПб.: Центр адаптивного спорта, 2017. 120 с.
Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-15.
Власова А. В. Инклюзивное образование в России и за рубежом // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. №121-2. С. 49-50.
Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.
Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».
Иванов В. А., Минайлова Е. В. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. № 2. С. 34-39.
Казакова Л. А. Физическое и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся инклюзивным спортом // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12. С. 32-34.
Кетриш Е. В. О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 121-124.
Конвенция о правах инвалидов: Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи от 13 декабря 2006 года // Организация Объединенных Наций: [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2010. 319 с.
Мушкина И. А. Исторические аспекты развития инклюзивного образования в России и за рубежом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №4 (93). С. 11-18.
Равные права, равные возможности: инклюзивное образование для всех // ЮНЕСКО-пресс: [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/ravnye_prava_ravnye_vozmozhnosti/
Смирнов И. А. Возможности инклюзии в физическом воспитании и спорте // Современная наука: проблемы и перспективы развития [сборник статей международной научно-практической конференции: в трех частях]. 2017. Ч. 1. С. 240-243.
Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.).
Шевелева Д. Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом // Проблемы современного образования. 2014. № 5. С. 117-121.
Inclusion and Diversity // NSW Government: [Электронныйресурс]. URL: https://sport.nsw.gov.au/clubs/ryc/fairplay/inclusion
1 Мушкина И. А. Исторические аспекты развития инклюзивного образования в России и за рубежом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №4 (93). С. 14.
2 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.).
3 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.).
4 Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».
5 Кетриш Е. В. О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 122.
6 Казакова Л. А. Физическое и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся инклюзивным спортом // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12. С. 34.
7 Адаптивный спорт для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие / Под ред. С. П. Евсеева. СПб.: Центр адаптивного спорта, 2017. С. 94.
8 Смирнов И. А. Возможности инклюзии в физическом воспитании и спорте // Современная наука: проблемы и перспективы развития [сборник статей международной научно-практической конференции: в трех частях]. 2017. Ч. 1. С. 242.
9 Власова А. В. Инклюзивное образование в России и за рубежом // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. №121-2. С. 50.
10 Иванов В. А., Минайлова Е. В. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. № 2. С. 37.
Барнаул 2019