ТВОРЧЕСТВО ИОГАННА ГОТФРИДА ГЕРДЕРА В РАМКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕЧЕНИЯ «БУРЯ И НАТИСК» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТВОРЧЕСТВО ИОГАННА ГОТФРИДА ГЕРДЕРА В РАМКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕЧЕНИЯ «БУРЯ И НАТИСК»

Калиш Д.В. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поистине длинной и богатой историей обладает литература Германии, каждое направление, течение и каждая веха которой достойны пристального и глубокого исследования. Однако в этой статье рассмотрению подлежит такой литературный феномен, как движение под названием "Буря и натиск".

Восприняв антифеодальный, гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители "Бури и натиска" отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом [1, c. 181].

Интересен тот факт, что название этого течения происходит от одноименной драмы "Sturm und Drang" (нем.), автором которой является Фридрих Максимилиан Клингер. В данном произведении нашло выражение чувство социального критицизма. В центре повествования изображена вражда двух аристократических семей, которая мешает соединиться влюблённым людям - Карлу и Каролине. Гнев заставляет героя совершать решительные поступки. Недовольство феодальным правопорядком толкает его на путь активной борьбы за свободу: Карл сражается в Северной Америке в рядах повстанцев против английского господства. Там он обретает и свое личное счастье - ему удается соединиться с Каролиной [2].

В этом произведении автор будто агитирует народ: встаньте на защиту общественного интереса, и вы найдёте счастье. Подобное наводит на мысль, что «буря и натиск» — это метафора борьбы с условиями, вызывающими недовольство, борьбы, которая приведёт к получению желаемого и к реальному улучшению жизни. А потому не удивляет, что представители данного течения избрали именно такое название.

Сами учёные-литературоведы говорят об уместности названия, ведь движение носило поистине бунтарский характер. Его представители протестовали против всех религиозных, сословных и феодальных связей, которые сковывают людей, желали без каких-либо ограничений развиваться личностно и влиять на жизнь общества, изменяя его [3].

Встречей двух известных писателей Иоганна Готфрида Гердера и Иоганна Вольфгана Гёте в Страссбурге в 1771 году было положено начало данному течению. Случилось так, что именно Гердер стал вождём штюрмерского (от "Sturm") течения и человеком, создавшим его эстетику, оказавшим влияние на многих деятелей, включая Гёте [4].

Взгляды Гердера на многочисленные аспекты человеческой жизни очень широки и представляют огромную ценность для понимания концепций данного литературного течения, а также для понимания культуры Германии.

Невозможно представить себе народ, у которого не было бы поэтического языка, но были бы великие поэты, не было бы гибкого языка, но были бы великие прозаики, не было бы точного языка, но были бы великие мыслители... Если мы вообще выполним мудрое предложение Зульцера, как и другое - «чтоб не становился писателем тот, кто не знает древних» (языков), - то мы лишимся всех оригинальных писателей [5, с. 117].

В своем трактате, фрагмент которого представлен выше, философ утверждает мысль о том, что подражание каким бы то ни было образцам бесплодно, а настоящей силой выражения, реальной важностью и полезностью в раскрытии писательского потенциала и культуры человечества обладает национальное искусство, язык и традиции народа, которые, по мнению великого немецкого учёного, нельзя игнорировать.

Последние остатки живого народного образа мыслей всё стремительнее катятся в бездну забвения!..О если б мне только удалось...основательно высмеять жалкий лепет наших новейших немецких сочинителей романсов, всю эту смехотворную породу подражателей...показать, какая разница между подлинной народной песней, живым поющимся романсом и новейшим слащавыми уличными песенками [5, с. 86-87].

Читая данный отрывок, можно ещё больше убедиться, что Гердер находит источник поэтической красоты в подлинном искусстве народа. Более того, подобные слова свидетельствуют, что сам автор является приверженцем собирательства фольклора, что своим примером он хочет воздействовать на других писателей и поэтов. Можно с уверенностью сказать, что ему это удается, ведь и другие штюрмеры ищут вдохновения в богатстве народных песен, как, например, Гёте, написавший огромное число произведений, основанных на немецкой поэзии прошлого.

Весь род человеческий и даже мертвая природа, любой народ и любая семья подчиняются одним тем же законам изменения: от плохого к хорошему, от хорошего к превосходному, от превосходного к худшему и к плохому— такой круговорот совершает всё на свете. Такова же участь всякого искусства и всякой науки: они зарождаются, зреют, цветут и отцветают [5, с. 119].

Новаторство Гердера, прослеживаемое в данном отрывке, заключается в перевороте, который совершён немецким деятелем в области философии истории: он провозглашает поступательность движения истории. Гердер уверен, что любой феномен окружающего нас мира существует по общим для всей объективной действительности законам.

Во всех изящных искусствах я искал человечности, но далеко не всегда находил ее... Я прослушал целые пьесы, в которых не было ни одного нечленораздельного возгласа природы и страсти, звучащего искренне, целые спектакли - и не увидел ... ни одного шага, который бы растрогал... Истинное выражение страсти - безыскусственность... [5, с. 328 - 332].

Как разносторонний человек, Иоганн Готфрид Гердер был также ценителем театрального искусства. Немецкий писатель и поэт считал, что современный театр развит недостаточно. Он должен быть местом для проявления тонкости и мастерства, а кроме того, природного дара – искренности. Театр, по его мнению, – это искусство, которое должно трогать душу и переносить зрителя в мир произведения – в иную эпоху и время.

Таким образом, можно прийти к выводу, что Иоганн Готфрид Гердер – уникальная личность в истории Германии, чья деятельность развивалась в русле литературного движения «Буря и натиск». Его творчество было полно новаторских для того времени идей, которые стали основными концепциями уже названного течения, и по праву достойны глубокого изучения всеми людьми, интересующимися мировой культурой.

Список используемой литературы:

1. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. Издание четвёртое. М.: «Советская энциклопедия», 1998.

2. Клингер Ф. М.История немецкой литературы.

[Электронный ресурс] http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/fridrih-maksimilian-klinger.htm

3. История немецкой литературы. В трех томах. Т. 1. От истоков до 1789 г.

Перевод с нем. А.Гугнина, Е.Маркович, М. Раевского, Г.Ратгауза и Т.Холодовой. [Электронный ресурс]

https://docviewer.yandex.ru/view/ /?page=284&*=b7ZwFAJuS%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%3D%3D&lang=ru

4. История немецкой литературы XVIII века. [Электронный ресурс] https://m.fictionbook.ru/author/galina_sinilo/istoriya_nemeckoyi_literaturyi_xviii_veka/read_online.html?page=12

5. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.-Л.: государственное издательство художественной литературы, 1959.

Просмотров работы: 14