Возможности концентрации и самоорганизации сознания - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Возможности концентрации и самоорганизации сознания

Макаров М.А. 1, Абакарова Э.Г. 2
1Ставропольский Государственный Медицинский Университет
2Ставропольский государственный медицинский университет.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования:

Рассмотреть возможности способов концентрации внимания в работе с информацией и реакцией на изменение подходов к ее обработке.

Для начала дадим определение термину концентрация, исходя из энциклопедических справочников, — это удержание внимания на каком-либо объекте, цели, посредством кратковременной памяти, неразрывно связанное с определением “внимания”. Концентрация в аспекте внимания может являться произвольным, непроизвольным и поспроизвольным вниманием. В аспекте целеполагания — вынужденным, временным, приоритетным видами внимания.

В настоящее время с развитием интернета и скоростью обновления информационных потоков появилась ещё одна проблема, мешающая концентрации, — это актуальность воспринимаемой информации, и её быстрое устаревание, требующая постоянного обновления и дополнения, а в связи с этим, коррекции данных, получаемых об объекте или приоритетном направлении внимания или концентрации.

Что такое концентрация в бытовом аспекте жизни обыкновенного студента?

а) Внимание к восприятию информации посредством концентрации на учебном процессе.

б) Повышенная концентрация на теме для точного изложения в период экзаменационного процесса.

Но все виды концентрации прочно связаны с кратковременной или устойчивой памятью и обуславливаются внутренними нейронными связями в мозге отдельных индивидов или вынужденным целеполаганием, без отрыва от общей картины внешнего мира и, как правило, служат для лучшей прорисовки позиции в предлагаемой реальности.

На сегодня, с развитием современных технологий, кратковременная концентрация перехватывает инициативу у сложного проникновения в суть происходящего посредством личного погружения в изучение процесса и получила определение «клиповое мышление». Данное понятие подразумевает, что суть потребления, изучения и обработки информации сводится к отрывочному набору коротких и малосвязанных информационных осколков, отдалённо складывающихся в общую картину окружающего мира, и перегружающих внимание лишними раздражителями, мешающими основному целеполаганию, и порой перенаправляющими саму концентрацию на множество не содержащих главную информационную матрицу картинках. [1]

В момент подготовки к экзаменам для студента важны такие характеристики памяти, как объём, переключаемость и устойчивость к работе с информационным потоком. И в случае рассогласования между этими характеристиками сознания, возникает нарушение концентрации, характеризующееся как “рассеянность внимания”, что тоже обусловлено отличиями нейронных связей в мозге отдельных индивидов и также ведёт субъект к ложному целеполаганию. [2]

Как с этим бороться?

Для улучшения или коррекции концентрации существует много психологических приёмов. Но давайте на простых примерах рассмотрим, что же такое концентрация?!

Возьмём, как пример, увеличительное стекло и лист бумаги. Мы знаем, что сконцентрировав солнечный свет в точку и удерживая её на одном месте, мы сможем прожечь в листе бумаги отверстие. И вот Вы, впервые узнав об этом, берете линзу и начинаете водить сконцентрированным лучом по бумаге и вместо точек превращаете лист в воспламенённый обрывок уже никому ненужного листа. Это пример того, как направленное внимание, неконтролируемое сознанием и неудерживаемое нужным целеполаганием, в итоге приобретает скорее разрушающее свойство. Поэтому самое важное для концентрации внимания — это структурирование процесса, умение выбирать приоритеты согласно выстроенной логике и выстраивать пошаговые алгоритмы к выбранной цели, то есть умение выбрать один план действий и двигаться вдоль его направления, пусть иногда корректируя в частностях, но не меняя направления в целом. [3]

Естественно, сознание, как несовершенная черта, будет неоднократно перескакивать на множество отвлекающих точек, но самоконтроль и концентрация — это, прежде всего, тренировки и постоянное удержание внимания на самом действии, умение создать алгоритм, где стремясь к единой и главной цели, мы попеременно можем решать только по одной задаче, не перескакивая на множество отвлекающих факторов. Подобную тему для поддержания концентрации продумал Бьюзен , разложив путь для достижения цели на несколько взаимовытекающих друг из друга процессов и промаркировав их как карточки, где решение предыдущей является уже шагом к последующей карте, приближающим Вас к решению цели, но удерживающим внимание в единой парадигме нужного направления мысли. [4]

Но при всех доступных и испытанных способах удержания концентрации единого и приемлемого способа не существует, так как не существует одинаково мыслящих людей. Как правило, темперамент, черты характера, интеллектуальные способности мозга к запоминанию, нейронные внутримозговые связи и ещё сотни характеристик не позволяют создать единой системы, универсально подходящей каждому для идеально стабильной концентрации, поэтому я расскажу о собственном опыте удержания внимания на выбранном приоритете.

Самым важным для концентрации внимания является отсутствие или минимизация отвлекающих от цели раздражителей. Но увы, мозг устроен так, что помимо нашего желания впитывает информацию от разных источников, что досталось нам от далёких предков как инстинкт самосохранения. Поэтому я изложу несколько примеров из личного опыта, облегчающих задачу фиксации внимания на выбранной цели:

а) Исключение многозадачности из процесса. К примеру, подготовка к экзаменам. Тут важно устранение ненужного социального общения и правильный подход к повтору ранее изученного материала, что знает каждый студент. Это структурированное повторение тем согласно написанным билетам. Собственно важна и физическая, и психологическая стабильность, нормальный сон и питание, при этом исключение перегрузок материалом в один день. Лучше, как правило, остановиться на изучении нескольких билетов, что позволяет укладывать в голове максимум из читаемого материала, где очень часто информация из предыдущих билетов дополняет или упрощает понимание следующих. [5]

б) Делать всё своевременно, приучая мозг к режиму, чередуя с приемами пищи и отдыхом. Нельзя забывать давать организму в целом кратковременные передышки, нельзя исключать прогулки — при этом мозг забывает, что его ждет новая нагрузка, и кратковременно полностью выключается из информационной матрицы изучения материала, концентрируясь на короткое время на окружающем мире и давая отдых сознанию.

Вывод

Помните, мозг человека совершенен настолько, что сам выберет нужный алгоритм, наиболее ровно поддерживающий связь с приоритетной целью только потому, что сама цель для сознания принимает главную позицию в данном отрезке времени.

Да, абсолютных форм концентрации, подходящих для всех не существует, но гибкость мозга способна выбрать наиболее идеальные пути к цели, исходя из собственных ресурсов и влияния внешних отвлекающих факторов. Потому что сколь не спорен вопрос о том, что человек — вершина эволюции, он всё-таки остаётся наиболее точным отражением интеллектуальной приспосабливаемости нашего вида Homo sapiens. Из всего изученного материала делается единственный вывод: правильный подход к выполняемой задаче и самовоспитание сознания без отрыва от здорового образа жизни. Жизнь, как фактор реальности, способна уступить систематическим тренировкам мозга при правильном целеполагании и твёрдой мотивации субъекта.

Список литературы:

Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

Юнг К. Г. А 64 Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия / Сост. В. М. Лейбин. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия»).

Шайкин В.И. Ш 17 Концентрация внимания. Глеб Евгеньевич Котельников: новые материалы и исследования/ В. И. Шайкин.- Рязань: РВВДКУ, 2012. – 157 с.

Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен — «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 2018

Бьюзен. Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам / Т. Бьюзен; Пер. с англ. А. Прокопчук. - М.: 000 «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002. - 253 с: ил. - (Библиотека практической психологии).

Просмотров работы: 1156