Первоочередная и самая важная задачу любого вуза – это наличие компетентных преподавателей.
Как известно, преподаватель должен обладать как профессиональными навыками, относящиеся к предмету преподавания, так и определенными социальными навыками для общения со студентами.
Согласно опросу [1] проведенному среди студентов в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева в 2013, преподаватель должен иметь следующие качества:
— Заинтересованность в своем предмете
— Профессионализм
— Знания
Под профессионализмом понимается умение применять свои навыки в деле.
Можно сделать вывод, что помимо навыков, связанных с преподаванием и знанием самого предмета, преподавателю желательно иметь опыт практического применения своих знаний. Студентам интереснее слушать реальные примеры использования изучаемого предмета, чем просто записывать «сухую» информацию. К тому же наглядный пример всегда будет лучше усваиваться, поскольку «вузовское обучение сегодня носит комплексный, междисциплинарный характер, и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на способность их использовать в профессиональной деятельности» [2, с. 54].
Конечно, это относится не ко всем предметам. Практический опыт труднее будет передать в предметах фундаментальной науки.
Но для приобретения практического опыта, преподавателю надо работать по специальности. Из этого вытекает проблема. Что следует делать преподавателю сначала: набраться опыта в своем деле, устроившись на работу по специальности, или же преподавать и работать в университете?
Если выбрать первый вариант и начать работать по специальности, то со временем может случиться так, что отвыкнешь от университетской «атмосферы» и возможно пропадет желание преподавать.
При выборе второго варианта, можно будет начать «прокачивать» навыки педагога, помогая на лабораторных работах. Но опыт работы в университете все равно будет отличаться от опыта работы вне университета, потому что на предприятиях ставят другие цели и задачи. Также важно то, что большинство выпускников не остаются работать в университете, поэтому им будет более интересно узнать про опыт на производственных предприятиях и т.п.
Возможен третий вариант, когда можно совместить и работу по профилю. Но в данном случае одна из главных проблем — это найти место, где позволят совмещать работу с преподаванием в университете. Также это может плохо отразиться на развитии как преподавательских навыков, так и навыков специалиста, потому что будет трудно развиваться сразу в нескольких направлениях. ««Впросак» в первую очередь попадают молодые специалисты, которые только закончили ВУЗы и не имеют полноценного опыта работы, без которого шансы на трудоустройство крайне низкие» [3, с. 267].
Конечно, нельзя сказать с полной уверенностью, что пытаться погнаться за двумя зайцами плохо. В конечном счете все будет зависеть от личных качеств преподавателя, а не просто от его распределения времени.
К тому же реальные примеры необязательно должны произойти с самим преподавателем. О них можно узнать и от коллег по работе, из СМИ, интернета и т.д.
Список используемой литературы
М. А. Крушева, Н. С. Ефимова ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ/ Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 2016. - 3 с.
Иванова А.Д., Бармина О.В. Анализ личностных и профессиональных требований, предъявляемых к подготовке системного аналитика // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. - С. 54-59. URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/view?id=1596 (дата обращения: 23.09.2018).
Лунёва А.А., Тагирова Э.И., Иванова А.Д. Социальные сети как сфера развития молодежного предпринимательства // Современные социальные технологии работы с молодежью в интернет-коммуникациях / Сб. статей III Межд. научно-практ. конф. (г. Уфа, 20 – 21 декабря 2018 г.). – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – с. 267-272.