ПРОБЛЕМЫ НАСЫЩЕНИЯ РЫНКА КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОБЛЕМЫ НАСЫЩЕНИЯ РЫНКА КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

Ханакаева З.Р. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Россия сейчас занимает второе после Китая место среди производителей

контрафактной продукции. Причём если в начале десятилетия российские«народные умельцы» подделывали в основном иностранные бренды, то внастоящее время они чаще проявляют интерес к отечественным маркам.На Юге рынок контрафактной продукции испокон веку обширен и многообразен — от лермонтовских «честных контрбандистов» и воробьяниновского «Титаника» до советскихцеховиков и кавказских водочников времён «лихих девяностых». При развале системы ГОСТа полки продовольственных магазинов заполнились либо откровенным фальсификатом, либо продукцией сомнительных разливочных и разделочных подпольных цехов. А когда в России появились фирменные магазины мировых марок, параллельно вовсю работали пошивочные, обувные мастерские, выбрасывающие на рынки продукцию «под Шанель». Среди главных центров производства контрафакта традиционно были Ростов-на-Дону, Пятигорск, Махачкала.

С подпольными мастерами пытались бороться, и даже добились некоторых успехов, главным образом в сфере продаж аудио- и видеопродукции. Поданным Федеральной антимонопольной службе, если в 2000 году уровеньконтрафактной продукции на юге России в определённых товарных группахдостигал 60%, то к концу десятилетия эта цифра снизилась до 10–5%. Однако в масштабах страны размах рынка всё равно остаётся гигантским: общиепотери добросовестных производителей от контрафактщиков, по некоторымоценкам, достигают 30 млрд. долларов в год.

С началом нового экономического кризиса ситуация в этой сфере вновьобострилась. ЭкспертыВысшей школы экономики установили, что в ЮФО иСКФО чаще всего подделывают программное обеспечение, парфюмерию,Бытовую химию, спортивную одежду и обувь, ГСМ, продукты, минеральнуюводу, алкоголь и медикаменты — большинство соответствующей продукциина Юге в больших количествах выпускают легальные производители.

Одним из самых коммерчески выгодных считается производство контрафактной минеральной воды, которое (особенно в весенне-летний сезон) приносит владельцам подпольных цехов доход, сопоставимый с нелегальной торговлей оружием. Доля подделок на этом рынке колеблется от 50 до 75% всегообъёма, причём без адекватной реакции контролирующих структур оборотконтрафакта будет только расти. Объём российского рынка питьевой и минеральной воды сегодня превышает 300 млн. дал (или 1,2–1,5 млрд. долларов) иежегодно увеличивается на 12–15%, особенно в сегменте бутилированной воды и бутылок большого литража для кулеров. Если средний европеец ежегодно потребляет свыше 100 литров бутилированной воды, то житель Россиивсего 10–15 литров, что даёт значительныйпотенциал роста для производителей контрафакта под известными марками, многие из которых зарегистрированы на Юге.

Большую тревогу вызывает и рост контрафакта в сегменте фармацевтических препаратов, где доля фальсификата оценивается на уровне 15–20% иприносит доходы теневому бизнесу на уровне 300–350 млн. долларов в год.

Рынок контрафактной косметики и парфюмерии (главным образом из ТурцииОАЭ) превышает половину от всей поставляемой на российские прилавкипродукции (в Москве — до 80%) и приноситтеневикам до 3 млрд. долларов.

Для Северного Кавказа особая контрафактная статья — подделка горючего. В Дагестане хищения сырой нефти из трубопроводаБаку — Махачкала— Новороссийск стали повсеместным явлением и без преувеличения высоко-технологичным бизнесом. Специалисты«Транснефти» говорят, что авторынезаконных врезок в «трубу» используют спутниковые технологии и частоявляются сварщиками высочайшего уровня, способными сделать врезку, несмотря на давление в несколько атмосфер. По мнению отраслевых экспертов, из ежегодно прокачиваемых через Дагестан 4,5– млн. тонн нефти на территории республики воруют 300–00 тысяч тонн. Нефть перерабатывают в низкокачественное топливо на нелегальных мини-НПЗ, а затем продают на заправках под брендами-подделками типа «Росснефть», «Русьнефть», «Лукойл», «Укойл» и даже ЮКОС.

Ещё одна популярная среди подпольных умельцев отрасль южной экономики —производство алкогольной продукции, и здесь наличие контрафактного следа, как выясняется, может выступать весомым аргументом в борьбеза легальные активы. Например, контрафактные мотивы обнаружились в недавней инициативе руководства Дагестана, решившего приватизировать ГУП«Кизлярский коньячный завод» —старейшего российского производителяконьяка и одного из крупнейших налогоплательщиков в республике. Однимиз аргументов в пользу перехода предприятия в частные руки стало якобыслучившееся на ККЗ снижение качества продукции, в том числе из-за поставок на завод так называемых «грязных спиртов».

Затем с более подробным разъяснением в интервью РИА «Дагестан» выступил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия республики Гайдар Шуайбов. По его словам, анализ договоров о поставке виноматериалов и коньячных спиртов, заключённых заводом в 2011-2013 годах, вызывает серьёзные сомнения в их качестве. Продукция приобреталась у предприятий из Дагестана и Кабардино-Балкарии, которые фактически не осуществляли переработку винограда и не имели производственных мощностей длясобственного виноградного спирта. «Испорченные спирты, которыепропахли ацетоном, могли окончательно уничтожить авторитет продукциизавода», —заявил г-н Шуайбов, заметив, что «грязные спирты» навязывалисьзаводу из Махачкалы некоей «крышей».Поэтому позиция руководства Дагестана заключается в том, что негативные процессы, идущие на заводе, требуют вмешательства и незамедлительного оздоровления производственногопроцесса.

Заметим, что речь в данном случае идёт не о прямых подделках марок,выпускаемых ККЗ, а о выпуске низкокачественных напитков с названиями,напоминающими известные бренды типа «Лезгинка» и «Кизляр». Нескольколет назад в ходе кампании Росалкогольрегулирования по перелицензированию предприятий алкогольной отрасли ряд такихпроизводителей не смоглипродлить лицензии, однако это не привело к исчезновению сомнительнойпродукции, выдающей себя за настоящий Кизлярский коньяк. Купить такиегрубые подделки из коньячных спиртов неизвестного качества, смешанных сректификатом и ароматизаторами, легко можно и в Дагестане, и за его пределами.

Вторая после алкоголя по масштабу подделок сфера, благодаря которойслово «контрафакт» прочно вошло в обиход, —это программное обеспечение. Крупнымпроизводителям ПО стоило невероятных усилий и многомиллионных маркетинговых бюджетов доказать россиянам необходимость платить за операционные системы, антивирусные программы и специализированный софт. Однако и здесь юг России не сдаётся - по оценке игроков иэкспертов рынка, уровень проникновения пиратского софта в регионе стабильно выше, чем в стране в целом.

Ситуация в том или ином сегменте ПО полностью зависит от политикисамих производителей. Валерий Исланов, гендиректор компании «ИнсайтАльянс», занимающейся дистрибуцией и поддержкой продуктов 1С, говорит, что сегодня объём контрафактной продукции в его сегменте сведён кминимум —именно вследствие жёсткой политики производителя в отношениинелицензионных продуктов. «В основном это касается технической поддержки: полный функционал также доступен только зарегистрированнымпродуктам, —поясняет г-н Исланов. —Важную рольиграет и уголовная ответственность за незаконное использование нелицензионного софта юридическими лицами».

Компания Microsoft вообще одной из первых начала инициировать публичное обсуждение проблем контрафакта и последствий его использования:«По информации, которой мы располагаем, в 2013 году правоохранительныеорганы выявили около 140 случаев нарушения авторских прав корпорации вЮФО и в СКФО, —сообщает Александр Метечко. —Из них около 80 случаев — это установка или продажа контрафактного ПО, а примерно 60 — этоиспользование нелицензионного ПО в деятельности организаций».

Несмотря на то, что использовать нелицензионное ПО зачастую простоневыгодно, так как оно не обновляется и не справляется даже с базовымифункциями, уровень его проникновения на Юге по-прежнему высок.

Новые приёмконтрафактщики начали применять и в сфере машиностроения. Они заводят в интернете сайты с адресами, похожими на названия подлинных заводов-изготовителей, но с другими реквизитами, и торгуют черезних продукцией либо уже бывшей в использовании, либо собранной в кустарных мастерских неизвестными «умельцами». Из-за подобных схем в последнее время обострились проблемы с контрафактом у южных производителей компрессорного и газоразделительного оборудования. Успешный опытборьбы с контрафактом, по-видимому, может быть накоплен лишь при наличии своеобразного административного ресурса.

Список литературы:

Гражданский кодекс Российской Федерации -URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/44bf2477089f6ece7185aaf3e37bae5ace2954cf/

Вельш, П. Г. Проблема разграничения терминов «контрафактная продукция» и «альтернативные производители» при раскрытии и расследовании преступлений // Вестн. Владим. юрид. ин-та. 2011. No 3(20)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001No 195-ФЗ -URLhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661

Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями)

Просмотров работы: 2