ПОТРЕБНОСТИ. ПОТРЕБИТЕЛИ. КОНСЬЮМЕРИЗМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОТРЕБНОСТИ. ПОТРЕБИТЕЛИ. КОНСЬЮМЕРИЗМ

Зугумов А.И. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главная цель и смысл деятельности фирмы - это потребитель. С потребителем нельзя спорить, его интересы обязательно должны быть учтены и реализованы. Забота о потребителе это одновременно решение проблем производителя, посредника, розничного торговца с целью получения материальной выгоды. Для удовлетворения всесторонних человеческих потребностей производителю необходимо иметь о них четкое представление.

Предприниматели, не обращающие достаточного внимания на изучение потребностей людей, в отличие от своих конкурентов, находятся на низших ступенях лестницы бизнеса, создававшейся на протяжении веков. Наибольшего успеха достигает бизнес, который постоянно стремится отыскать более совершенные способы подхода к людям, для удовлетворения их покупательских потребностей.

Все усилия фирмы должны быть сконцентрированы на привнесении в товар "образа жизни потребителя", т.е. своего рода "очеловечения товара". Однако, для того чтобы это было осуществимо, нужна полная ясность в отношении потребности людей. Производитель должен направлять на рынок только качественные товары и услуги, которые будут соответствовать ожиданиям потребителей.

Для того чтобы не ошибиться с правильным выбором производителей, а если же это случится, суметь себя защитить и не потеряться в этой сложной паутине, потребитель должен четко знать свои права.

Основные права потребителей:

право на безопасность, защита против товаров и услуг, опасных для нужд и здоровья;

право быть информированным, предоставление информации необходимо для правильного выбора товара;

право выбора — предоставление достаточного разнообразия товаров, при наличии конкуренции и ограничении монополизма;

право быть услышанным — гарантия тому, что интересы потребителей получат поддержку со стороны предприятия и правительства;

право на возмещение ущерба — ответственность перед потребителями за введение в заблуждение, продажу некачественных товаров и неудовлетворительность услуг;

право на потребительское образование;

право на здоровую окружающую среду.

Кто же защищает потребителя от навязывания ему продукции низкого качества, неудобного ассортимента и по высокой цене? Защищают себя сами потребители, объединяясь в различные общества, организации, союзы. Организованное движение потребителей в защиту своих прав получило название консьюмеризм. Слово "консъюмер" в переводе с английского означает "потребитель".

История возникновения консюмеризма берет начало с конца девятнадцатого столетия. Еще в 1899 году в США была создана Национальная лига потребителей. Движение потребителей усилило свои позиции в период между двумя мировыми войнами. В 1936 году в США возникла независимая общественная организация – "Союз потребителей".

Консьюмеризм - это движение конечных потребителей в защиту своих прав. Возник в середине 60-х гг. на смену понятия "суверенитет потребителя". Консьюмеризм является продуктом экономической эволюции, переходом от экономики производителей к экономике потребителей.

Наиболее характерные проявления:

издание специализированных журналов, газет и других печатных средств;

создание и функционирование общественных организаций по защите прав потребителей;

организация специальных консультаций для оказания помощи потребителям;

создание системы для проведения независимых экспертиз товаров и услуг;

разработка и принятие законодательных актов по защите прав потребителей.

Новый подъем движения американских потребителей произошел в 60-е годы. В это время и появился термин "консюмеризм". Движение стало столь могущественным, что с ним не могли не считаться даже первые лица государства. Так, 15 марта 1962 года Джон Кеннеди подписал Декларацию основных прав потребителей, которая включала право на безопасность, право на информацию, право выбирать и право быть выслушанным.

Союз потребителей США и издаваемый с 1936 года журнал "Консъюмер рипотс" не принимают никакой финансовой поддержки от различного рода компаний и фирм. Это позволяет им сохранять беспристрастность в своих анализах и оценках. Журнал не публикует коммерческой рекламы. Доходы Союза формируются от издания журнала, справочников и книг, образуются за счет средств благотворительных организаций.

Сегодня консьюмеризм это уже сфера самовыражения общества, а не только движение за расширение и защиту прав потребителей. Причем ценностные приоритеты в этой сфере со временем меняются, в зависимости от уровня благосостояния общества. В период кризиса все меняется, потребители становятся более щепетильными и строгими в процессе выбора товаров и услуг.

Экономический кризис в первую очередь отразился на доходе потребителя, заставил его приобретать более универсальную продукцию. Как следствие, продукция, выбранная с точки зрения консьюмеризма, является экономически разумной. Не случайно в период экономического кризиса идет пропаганда био- и эко- моды, пропагандирующие простоту во всем, включая простоту вещей.

Считается, что культура консьюмеризма формируется в основном в благоприятных условиях и финансовая состоятельность потребителя составляет основную часть этих условий. Но потребители даже не догадываются о том, что все их вкусы, предпочтения, мнения формируются под влиянием обобщенных мнений их родных, близких и знакомых. Не последнюю роль играет в формировании «собственных предпочтений» потребителя играет реклама и медийная продукция. В итоге собственное мнение потребителя скорее продукт массового мнение, а это уже ведет к массовому консьюмеризму.

Консьюмеризм проявил себя не только в сфере потребления, также он проник в сферу социальных отношений, превратившись в предмет публичных обсуждений. Доказательством служит огромное влияние медийной продукции на формирование стиля жизни разных социальных групп через консьюмеризм. Все чаще возникают движения в защиту прав потребителя, причем в движениях участвуют не только гражданские лица, но и государственные организации. Одно из главных требований движения это обеспечение качества товаров и честная реклама.

В международном масштабе, возможности консьюмеризма сводятся в основном к проблемам дифференциации и унификации глобального потребления и производства. А также к проблемам экономического роста, генезиса общемировой собственности и эффективного использование и сохранения невоспроизводимых ресурсов. Как общественное движение, консьюмеризм делится на три основные группы:

Это государство, которое действует через законодательство и регулирование.

Это так же бизнес, который действует через прямую конкуренцию и саморегулирование в интересах потребителя.

Это различные конфедерации и союзы, группы которые в первую очередь ориентированы на потребителя, тот же “Greenpeace” например. Их задача предоставить потребителю актуальную на данный момент информацию о продукции, для адекватного выбора.

Не смотря на то, что в этих организациях и движениях есть свои существенные различия, основная тенденция консьюмеризма все равно просматривается. Практически все они занимаются просветительской деятельностью, защищают потребителя в случае нарушения его прав и оказывают юридическую помощь. Занимаются сбором и анализом информации о товарах, проводят тесты товаров, а также участвуют в работах по стандартизации услуг и товаров. Концентрацию их деятельности можно отметить вокруг следующих вопросов:

Удовлетворение жалоб потребителя.

Честность в рыночных отношениях.

Безопасность и качество услуг и товаров.

В заключении следует подчеркнуть значимость потребителей для всех субъектов рынка. Товарно-денежные отношения между потребителями и производителями играют важную роль в экономике. А качество этих отношений, которое достигается путем правильного изучения рынка и потребительских предпочтений производителями, является главным фактором успешной динамики функционирования рынка.

Список использованной литературы:

Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы [Электронный ресурс]/ Васильчикова Н.В., Шевченко М.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009.— 165 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1684.html.— ЭБС «IPRbooks»

Агешкина Н.А. Потребитель. Защита ваших прав, гарантии, сервис, возврат, интернет-покупки [Электронный ресурс]/ Агешкина Н.А., Харитонова Л.И.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Эксмо, 2012.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5012.html.— ЭБС «IPRbooks»

Денисова Е.С. Поведение потребителей [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисова Е.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Евразийский открытый институт, 2010.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11061.html.— ЭБС «IPRbooks»

Хмелевская Т.И. Поведение потребителей [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хмелевская Т.И.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2010.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14383.html.— ЭБС «IPRbooks»

Просмотров работы: 68