В последнее время мы часто стали слышать, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности любого предприятия и что связан со всеми сферами её деятельности. И вряд ли среди нас найдутся люди, которые с этим не согласятся.
Все мы знаем что, маркетинг играет очень важную роль в формировании успеха деятельности фирмы, поэтому маркетинговые приемы должны активно использоваться в фирмах. Непринятие во внимание такого важного структурного элемента, как маркетинговая деятельность неприемлемо в современных условиях, развивающихся столь быстрыми темпами.
В теории все предельно ясно но, к сожалению, в практике все обстоит совсем не так. Если же за рубежом маркетинг стал развиваться еще с 1860 года, то в России только с 1990 года, после принятия закона о собственности. Распространенной точкой зрения является то, что экономика развивается в соответствии с простым единым экономическим законом. Таким образом, можно предположить, что Российская экономика по прошествии некоторого периода времени будет иметь тот же вид, что и в странах с развитыми рыночными отношениями сегодня.
Говоря о маркетинге в нашей республике, следует отметить, что только в последние 5-10 лет маркетинг стал бурно развиваться. Но, к сожалению, в настоящее время не во всех фирмах имеются службы маркетинга или хотя бы отдельные маркетологи. Поскольку маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее и большее число предприятий начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе.
Можно назвать достаточно предприятий, использующих маркетинговый подход в своей деятельности, в которых имеются службы маркетинга либо отдельные маркетологи - это: завод М. Гаджиева, ОАО «Денеб», «Визаж», «05ru», «ЗМ», «Бланка Deluxe», «Эльстар», «Москва», «Дизайн Сервис», «Pacucci», «Пир», «Кикуни», «Декарт Медиа», «Бронницкий», «Rimma Allyamova», «Эрлайн» «Istore» и другие.
В истории развития и становления маркетинга в республике важную роль сыграл межрегиональный маркетинговый центр (ММЦ) «Дагестан – Москва», который осуществляет свою деятельность с 1997 года в рамках Системы ММЦ.
ММЦ «Дагестан - Москва» создан для:
развития и укрепления межрегиональных хозяйственных связей между предпринимателями регионов России, СНГ и зарубежья;
создания доступной системы деловой информации, интегрированной в российские и зарубежные информационные системы;
содействия инвестициям, совместным проектам и предприятиям;
развития предпринимательской активности в регионе.
Основным направлением деятельности ООО ММЦ «Дагестан-Москва» является проведение маркетинговых исследований на рынке республики Дагестан по исследованию процессов и тенденций развития рынка, как в целом, так и в отдельных секторах хозяйства.
Нельзя не отметить, что большой вклад в распространение и использование концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами внесла кафедра «Коммерции Маркетинга» Дагестанского Государственного Университета.
Уже проведены 15 научно-практических конференций, среди которых и Всероссийские и Международные, участниками которых являлись не только научные работники, студенты вузов, руководители крупных и малых предприятий, индивидуальные предприниматели, члены Правительства РД, а также представители из-за рубежа – Болгарии, Уругвая и др.
Следует заметить, что с 2013 года органы власти активно подключились к работе. В Министерстве торговли и внешнеэкономических связей Республики Дагестан был открыт отдел координации торговой деятельности и маркетинга, также при поддержке Министерства был образован «Торговый Дом «Дагестан» в целях развития торгово-экономических связей Республики Дагестан с субъектами РФ и зарубежными странами, продвижения республиканской продукции на внутреннем и внешнем рынке и для наиболее полного удовлетворения общественных потребностей в продукции, товарах и услугах.
Приоритетными направлениями деятельности «Торговый Дом «Дагестан» являются:
Реклама и пропаганда деятельности производителей Республики Дагестан.
Организация и проведение выставок и ярмарок с участием республиканских товаропроизводителей, в республике и за ее пределами.
Приём на реализацию продукции производителей Республики Дагестан и содействие в дальнейшем ее реализации на республиканском сетевом рынке товарооборота.
Издательская деятельность.
Создание торговых площадей, агропромышленных парков, магазинов, складов оптово-розничной торговли, цехов по производству товаров и услуг различного вида.
Начальником отдела маркетинга «Торговый Дом «Дагестан» является Алигимов М., который является и руководителем «Клуба маркетологов Дагестана».
Клуб маркетологов Дагестана - это профессиональное сообщество общество специалистов по маркетингу, созданное в целях содействия развитию маркетинговой деятельности в различных сферах экономики Дагестана: бизнесе, науке, образовании. Они занимаются организацией общения в профессиональной среде, изучением и публичным рассмотрением опыта эффективного маркетинга и менеджмента, анализом различного опыта применения маркетинга на предприятиях региона, проведение открытых встреч, общественных акций, круглых столов для профессионального роста членов Клуба.
Многолетний опыт работы зарубежных фирм и зарождающийся отечественный опыт свидетельствуют о том, что степень риска для тех предприятий, где используются современные методы управления и имеются службы маркетинга, существенно снижаются. По данным западных аналитиков, до 25-30 % успешной работы предприятия обеспечивает маркетинг. Применение отдельных составляющих маркетинга не дает должного эффекта, примером служат отечественные предприятия, использующие, только средства маркетинга в сфере сбыта.
Конечная цель функционирования всех маркетинговых служб – подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка.
Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает местные предприятия начинать использовать маркетинговую информацию при формировании планов производства. На сегодняшний день без хорошо налаженной системы маркетинговых служб предприятиям трудно, а порой невозможно выжить в конкурентной борьбе. В быстро меняющейся внешней среде производители вынуждены формировать план производства под рыночные условия. Необходимыми условиями при этом становятся гибкое производство, развитая информационная база маркетинга и его интегрированность с деятельностью других подразделений и служб предприятия.
По мере развития рыночных отношений маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, полученная входе маркетинговых исследований.
Список использованной литературы:
Каменева Д.В. Роль маркетинга в управлении инновациями. В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2016. С. 4455-4459.
Белянкин Г.А. Управление инновациями и менеджмент систем управления в бизнесе на примере молочных ферм. Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 13. № 3-2. С. 214-218.
Будрин А.Г., Буруби М.Р., Бурас А. Роль маркетинга в управлении инновациями. Вестник науки и образования. 2015. № 7 (9). С. 48-53.
Гарипова Г.Р., Галимулина Ф.Ф. Сетезация компаний в малом бизнесе как путь реализации инноваций. В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 126-128.