ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРКОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРКОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чимагомедова К.С. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Туризм в представлении большинства людей связан с отды­хом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культу­ры, обычаи и традиции разных народов. 

Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый деся­тый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех на­логовых поступлений и треть мировой торговли услугами. раз­вития. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяй­ства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и мно­гие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Российская Федерация обладает существенными туристскими ресурсами. На ее территории находятся богатые рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия с мировым именем, проходят экономические, культурные, общественные, спортивные события международного масштаба. Многие регионы обладают большим потенциалом для привлечения туристов, который пока не реализован.

В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм  важное и относительно новое направление развития экономики.
Перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из главных направлений перехода к инновационному социально – ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

По итогам 2014 года из России с туристическими целями выехало почти 18,3 млн человек. Турпоток вырос на 19,3%, сообщает Росстат. Въездной поток туристов в 2013 году вырос всего на 3,7% и составил почти 2,7 млн человек.

Наибольшее количество российских туристов в прошлом году посетило Турцию. Турпоток в эту страну составил почти 3,1 млн человек и вырос на 22,35%. Турция для многих россиян стала альтернативой Египту, в котором весь прошлый год сохранялась политическая нестабильность. Несмотря на это количество российских туристов в Египте по итогам года достигло 1,9 млн. Этот показатель примерно равен данным по итогам 2012 года.

Третью строчку занимает Греция. По итогам года эту страну посетило почти 1,176 млн российских туристов, что на 70,3% превышает показатель 2012 года. Турпоток в Китай снизился на 19,7% и составил 1,067 млн человек. Эксперты считают, что в негативной динамике виноват укрепляющийся юань и ослабевающий рубль.

А вот турпоток в Таиланд  продолжает расти, несмотря на то, что в Бангкоке происходит политическое противостояние правящей власти и оппозиции. По итогам 2013 года количество российских туристов в Таиланде почти достигло 1,035 млн, что на 17% больше, чем годом ранее. Перешагнуть планку в миллион в 2013 году также удалось Испании. В прошлом году турпоток из России в эту страну вырос на 28% и составил 1,013 млн. Отметим, что данный показатель несколько ниже, чем посчитали в самой Испании – в стране насчитали как минимум 1,5 млн российских туристов. Далее идет Финляндия - 905 тыс., Италия – 726 тыс.

Основным туристическим «донором» для России в 2013 году стала Германия, отправившая на отдых в нашу страну почти 380,3 тысячи туристов. Рост турпотока составил всего 1,3%. На втором месте с небольшим отставанием Китай – 372 тыс. туристов и рост более 8%. Количество туристов из США в 2013 году составило более 197 тыс. Прирост – почти 10%. Далее в рейтинге следует Великобритания. В 2013 году в Россию приехало почти 158 тыс. туристов из этой страны, что на 16% больше, чем в 2012 году. Замыкают перечень стран, отправивших в Россию более 100 тыс. туристов, Турция (почти 123 тысячи и плюс 22%) и Италия (118 тысяч и минус 0,7%). Немного не дотянули до 100 тысяч Франция (97 тысяч) и Финляндия (94 тысячи). Однако обе страны показали отрицательную динамику – минус 3% и 22% соответственно.

Наибольший рост турпотока продемонстрировала Куба – плюс 122% и почти 6 тысяч туристов. Почти на 27% вырос турпоток из Румынии, на 26% - из ОАЭ. Турпоток из Японии вырос на 23% (55 тысяч туристов), а из Турции – на 21,6% (122,7 тысяч).

Основные экскурсионные центры: России - Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца - знают во всем мире(Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Кострома, Суздаль, Владимир и другие),Казань, республика Тува-один из немногих центров буддистской культуры в России, СКФО . Помимо них есть еще и другие уникальные места и достопримечательности, посетив которые каждый россиянин или иностранец получит новые незабываемые впечатления.

Северо-Кавказский Федеральный округ (СКФО) является одним наиболее перспективных регионов России для развития международного туризма, т.к. обладает богатым культурным и историческим наследием, огромным туристско-рекреационным потенциалом, но на сегодняшний день, к сожалению, не реализованным в достаточных масштабах. Большинство республик, входящих в состав Северокавказского Федерального округа, являются дотационными, характеризуются слабым развитием туристической индустрии.

К основным проблемам, сдерживающим рост въездного туристического потока СКФО, да и в целом по России являются:

– несовершенство нормативно-правового регулирования туристской отрасли;

– отсутствие мероприятий по обустройству и реконструкции заповедных и природоохранных зон туристско-рекреационного типа;

– низкий уровень развития туристской инфраструктуры, (недостаточность, а в ряде случаев отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга);

– невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров.

– несоответствие качества оказываемых туристских услуг их стоимости;

– слабое имиджевое продвижение СКФО как привлекательного туристского направления;

– нестабильная политическая и экономическая ситуация в СКФО;

– отсутствие инноваций в сфере туризма;

- отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру.

Для возможного привлечения потока туристов и получения различных видов прибыли необходима продуманная работа по продвижению и созданию брендов регионов. Способность регионов проводить международные мероприятия различного уровня оказывают благотворное влияние на повышение деловой активности людей, способствуют привлечению инвестиций регион, внедрению инновационных технологий в развитие туристской отрасли.

Все это способствует развитию международных связей, появлению других видов туризма, сервисных услуг, новых форм культурно-коммуникативной деятельности людей, новых рабочих мест и т.д.

Образовательные программы, зарубежное вещание, возможность туристических маршрутов в Россию или делового сотрудничества с российским бизнесом – это лишь наиболее очевидные направления, влияющие на эффективность внешней политики России, продвижение бренда России.

Дальнейшее развитие РФ требует сочетания различных методов внешнеполитического влияния, одним из которых является публичная дипломатия (public diplomacy) – инструмент, с помощью которого государство может рассказать миру о себе.

Инвестиции в РИА-Новости, создание телеканала Russia Today, создание фонда «Русский мир», «Голос России», победа в борьбе за проведение Олимпийских игр в Сочи, создание Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова – все это уверенные шаги по усилению «мягкой власти» (soft power) страны.

Иначе говоря, речь идет о необходимости широкого применения методов и средств публичной дипломатии для разработки механизмов налаживания обратной связи с зарубежной общественностью.

Туризм должен стать отраслью, сопровождающей не только экономические, но и политические проекты. Но для этого туризм в стране должен динамично развиваться. Иначе говоря, туризм должен стать средством, социально-культурным механизмом поддержания международного престижа России . При этом очевидно, что только после укрепления взаимного доверия стран можно рассчитывать на приток иностранных инвестиций в разные отрасли экономики России.

Хорошим подспорьем для развития внутреннего туризма в России может стать такая научная парадигма, как маркетинг территорий. Он предполагает изучение территории как обладающей определенной совокупностью капитала. В рассматриваемом случае под капиталом понимается совокупность географических, климатических, социально-экономических, демографических и прочих ресурсов. Часто выделяют несколько составляющих капитала, а именно: символический капитал, имиджевый капитал, экономический капитал и т.д. Маркетинг территорий специфичен – он занимается товарными брендами и укрепляет их. Это драйвер развития территории, повышения ее конкурентоспособности.

Эффект маркетинга территорий способен включать рост инвестиций, экономические успехи в индустрии гостеприимства, туризма, общественного питания, развлечений, развитие инфраструктуры, повышения уровня и качества жизни на территории. Этот эффект может быть достигнут за счет создания макрорегиональных туристских продуктов по типу автобусных туров в Европу. Данные маршруты могут носить линейный или кольцевой характер. Макрорегионом можно назвать объедение административно-хозяйственных образований на основе пространственной близости, необходимой логистики, ресурсной общности, совместного выполнения хозяйственных функций национального масштаба и их роли в обеспечении взаимодействия с внешней средой.

Создание туристских макрорегионов способна снизить межрегиональную конкуренцию и перенаправить расходуемые ресурсы на развитие туризма в целом.

Развитие туристической отрасли в России может являться мультипликатором для развития экономики регионов, реализации их богатого природного и культурного потенциала. Это всё требуетогромных финансовых затрат, в том числе и инвестиционных. В связи с этиминвестиционная составляющая имеет особое значение в процессеформирования в РФ современного конкурентоспособного туристскогокомплекса.

Инвестиции в сфере туризма способствуют стремительному развитию этой индустрии. Новые информационные технологии, появление новых маршрутов требуют развития и усовершенствования потоков финансирования. Туризм является капиталоёмкой отраслью, капитал привлекается на долгий период и возвращается медленно.

Особая роль практически во всех странах в финансировании и создании инфраструктуры туризма принадлежит государству в виде субсидий, льготных займов, бонификации процентов, налоговых льгот. Так, система субсидий широко используется в Греции, Австрии, Франции, Англии. В Италии существуют финансовые и налоговые поощрения иностранных инвесторов, в том числе в форме сокращения ставок налога на добавленную стоимость.

Государственные инвестиции недостаточны при отсутствии частных инвестиций и рыночных механизмов. В России делаются определенные шаги по вливанию государственных и частных инвестиций в целях создания туристского объекта. Например, подписано трёхстороннее соглашение с администрацией Владимирской области, ООО «Ювелирный завод Адамант» и ОАО «Сбербанк России» о строительстве во Владимире гостиничного комплекса Hilton.Участники проекта будут включены в действующие федеральные и региональные программы, направленные на поддержку инвестиционных проектов региона, в том числе туристической отрасли.

Полномочия государства необходимы для снижения цены на землю, инвестирования инфраструктуры (транспорт, коммуникации). Так, в 2015 г. планируется сдать туркомплекс «Золотое кольцо» в Ярославской области. Он включен в ФЦП развития туризма, состоит из отелей разного уровня, автокемпинга, киноконцертного комплекса, торговых центров, фитнес и спа-центра, спортивных сооружений. Стоимость объекта около 10 млрд. рублей. Однако для привлечения международных туристов одних инвестиций мало. Необходимо расширить спектр услуг, связанных с общественной безопасностью, дорожным движением, медицинским обслуживанием и т. д. Например, Центр активного отдыха и туризма "Y.E.S" в Вологодском районе (открытый в 2013 г.), была построен с учетом всех коммуникаций — от системы водоотведения, электроснабжения, газопровода до автомобильной дороги.

В 2014 г. в Санкт-Петербурге откроется два капсульных отеля рядом с Невским проспектом. Девелопер проекта хочет развивать бренд, для которого выбрано название Simple Hostel. На создание одного капсульного отеля потребуется порядка 12 миллионов рублей, срок окупаемости – 3- 4 года.

Для решения проблем развития туристической отрасли в России предпринимались и предпринимаются различные меры как на местном, так и на федеральном уровнях. Все же самой действенной, по оценкам специалистов, является принятие федеральной программы развития туризма в российских регионах. По своим масштабам и необходимости она сравнима со многими социальными федеральными программами, принятыми в Российской Федерации, так как туризм является очень перспективной отраслью для России. Развитие туризма способно привести к увеличению валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, созданию дополнительных рабочих мест, а также стимулировать развитие транспорта и связи, строительства, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и т.д.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать о дальнейшей стабилизации развития туризма в России в будущем и увеличении темпов роста выездного и въездного туризма в целом.

Список использованной литературы:

1.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gsk.ru/, свободный.(дата обращения:24.10.14).

2. Петрова А.Н. Создание макрорегионов как путь для развития туризма в РФ.//Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии.-2013 г.-№5.- с 207-212

3.Таранова В.Т. Развитие туризма как перспективной отрасли экономики России.- Альманах современной науки и образования.- 2012г.-№ 12 (67) часть 2- с.161-163

5. Суханова Н.Е.Роль и место туризма во внешней политике России.-2014 г.-№3-с.110-113

6.Лобанова С.Н. Особенности современного этапа развития туризма в России.//Научно-теоретический журнал.-2013 г.-№2.-с. 92-94

7. Тараненко О.Н. Основные направления разработки инновационной политики в сфере туризма России.//Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития.-2012г.-№11-с.96-101

8. Романова М.М. Основные тенденции и закономерности развития гостинично-туристского комплекса в Российской Федерации // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.- 2013,- № 5.- с. 95—99.

9. Королев Д.С. Туризм в России в культорологической ретроспективе // Аналитика культурологи.-2011 г.-№7-с.6-10

Просмотров работы: 47