История станции Кольцевой линии Московского метрополитена «Павелецкая» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

История станции Кольцевой линии Московского метрополитена «Павелецкая»

Чаплинский А.Б. 1
1РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Станция «Павелецкая» Кольцевой линии расположена между станциями «Добрынинская» и «Таганская». Выход осуществляется к улицам — Павелецкая площадь, улица Зацепа и Дубининская, Садовое кольцо (Валовая улица и улица Зацепский Вал), Новокузнецкая улица. Открыта в 1950 году в составе участка «Парк Культуры» — «Курская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 35 станций. Станция более трёх лет — с 1 января 1950 года по 21 февраля 1953 года (когда в вестибюль был выведен северный эскалаторный наклон радиальной станции) — не имела пересадки на станцию Замоскворецкой линии. 30 июля 1955 года был открыт переход на радиальную станцию в центре зала.

Единственный вестибюль станции — общий с одноимённой станцией Замоскворецкой линии. Вестибюль расположен в цоколе и на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице, который позднее занял Метрогипротранс. Вестибюль представляет собой ансамбль из двух помещений.

Рис.1. Вестибюль станции

Круглый эскалаторный зал перекрыт куполом. В него открываются верхние арки эскалаторных тоннелей обеих станций, а также арочные проёмы, обозначающие входы и выходы [1, С. 279]. Оставшиеся простенки заняты большими сводчатыми окнами. Поверхность купола украшена лепными розетками, к вершине уменьшающимися в размере, в центре — углубление синего цвета, создающее ощущение неба. Фриз под куполом украшен смальтовым панно (художник — И. А. Рабинович). Тема мозаики — «Сталинский план преобразования природы», на ней изображены гирлянды в виде хлебов, плодов, цветов, овощей. За гирляндами видны леса, сады, реки. На одном фоне изображен возрожденный Сталинград с новыми зданиями и большим белым монументом И. В. Сталина. Гирлянды разделяются знаменами из яшмы. В середине этих знамен изначально размещались небольшие бронзовые профили И. В. Сталина, затем их заменили металлическими пятиконечными звездами. На знаменах также выложены слова «Гимна о лесах», посвященного плану преобразования природы, каждое знамя — одна строка. Если сложить все вместе, то получится:

В леса, сады мы обрядим Отчизну,

Мы на пустыни двинемся войной,

Конец навечно засухе положим,

Изменится лицо земли родной!

На карнизе над фризом ранее осуществлялась подсветка мозаики. Без подсветки мозаика стала темной, малозаметной. В простенках зала имеются ниши, в которых установлены крупные торшеры.

Пространство над эскалатором украшает кессонированный потолок, на котором крепилась люстра, такая же, как в подземной части станции. Стены вестибюля вокруг эскалаторного спуска были украшены бронзовыми бра в стиле люстр. Они же висели на простенках подходных залов. Позже на стене над эскалаторным спуском на кольцевую линию был установлен большой медальон с изображением Красной площади с мавзолеем, Собором Василия Блаженного, памятника Минину и Пожарскому, красным флагом над ними, на флаге до 1961 года располагался профиль Сталина. Изображение площади расположено на фоне знамен с лентами, на которых начертаны названия городов, между которыми должны были быть созданы государственные защитные лесные полосы по плану преобразования природы. Между лент изображено изобилие плодов, которое должна принести реализация данного плана [2, С. 162].

Кассовый зал охватывает эскалаторный в виде широкой дуги и соединяется с ним арочными проёмами. Он украшен стройными гранёными колоннами, облицованными светлым мрамором [1, С. 280].

Снаружи часть дома, занятая вестибюлем, оформлена глубоким портиком на широких и тонких пилонах-простенках и со сводчатыми проходами [1, С. 281].

Рис.2. Зал станции

«Павелецкая» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — Н. Я. Колли, И. Н. Кастель. Диаметр центрального зала — 9,5 метров [2, С. 161].

Рис.3. Пилон

Массивные кубические пилоны облицованы светлым мрамором «коелга» и коричневым мрамором; по углам они украшены декоративными трёхчетвертными колоннами светлого мрамора с коринфскими капителями [1, С. 278]. Светлые пилоны дополнительно декорированы геометрическим орнаментом красного с белыми включениями мрамора месторождения Салиэти [1, С. 279], который скрывает вентиляционные решётки. Они несут общее перекрытие, на которые опираются относительно пологие разновысотные своды центрального и боковых залов. Межпилонные проходы простых прямоугольных форм перекрыты куполами и первоначально подсвечивались [2, С. 161]. Подсветка придавала куполам легкость, расширяя пространство станции. Путевые стены наполовину облицованы коелгинским мрамором [1, С. 279]. Залы освещаются десятирожковыми люстрами, подвешенными по оси сводов [1, С. 279].

Рис.4. Мозаичное панно в торце зала

Пол выложен чёрным габбро и украшен геометрическим узором брусьев серого гранита [1, С. 279]. Единственным элементом художественного оформления станции является большое мозаичное панно на тему единства советских рабочих и крестьян (автор — П. Д. Корин). Первоначально на месте панно находился медальон с изображениями Ленина и Сталина (автор — М. Г. Манизер), который подсвечивался двумя бра с обеих сторон. Медальон был перенесён сюда со станции «Площадь Революции», где он висел на восточном торце станции до завершения строительства второго выхода этой станции [2, С. 74].

Рис.5. Медальон торцевой стены

Рис.6. Посадочная платформа

Переход на Замоскворецкую линию, открытый 30 июля 1955 года, является самым длинным в Московском метрополитене [2, С. 120]. Он начинается в центре зала с лестничной камеры. Разделённые спуск и подъём выводят в переходный коридор. Стены лестничной камеры облицованы красным грузинским мрамором месторождения Салиэти, а окаймляющий стены парапет — белым мрамором. В красном мраморе имеются окаменелости древних обитателей морей: морских лилий, наутилусов, губок и других [3]. Сводчатый коридор освещается светильниками, упрятанными в небольшие имитирующие окна арки, расположенными по всей его длине. Между арками — устройства обеззараживания воздуха ультрафиолетом, представляющие собой небольшие коробочки из нержавеющей стали [4, С. 181]. Переход заканчивается в центре зала радиальной станции лестницами на спуск и на подъём.

Рис.7. Переход на Замоскворецкую линию

Около станции от путей Кольцевой линии ответвляется соединительная ветвь на станцию «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии, используемая для служебных перевозок [5]. «Павелецкая» — единственная привокзальная станция на Кольцевой линии, не имеющая прямого выхода к вокзалу. Павелецкий вокзал обслуживает поезда дальнего следования южного направления. От Павелецкого вокзала начинается Павелецкое направление Московской железной дороги, которое связывает Москву с южными регионами России и Средней Азией [6, С. 483]. Между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово ходит по расписанию скоростной поезд «Аэроэкспресс», время в пути — 35 минут. Пригородные поезда от вокзала следуют по Павелецкому направлению. В рамках строительства подземного торгового центра под Павелецкой площадью планируется построить второй выход со станции, который будет выводить в этот торговый центр. Подземный торговый центр расположится на месте пустующего с 2010 года котлована [7]. Этот выход также будет ближе к Павелецкому вокзалу.

Список литературы

Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с.

Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с.

Палеонтология Московского Метро [Электронный ресурс] // Павелецкая. Статья. – URL http://www.paleometro.ru/metro48.php

Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2005

World Metro Track Map - Схемы путевого развития [Электронный ресурс] //Схема путевого развития Московского Метрополитена – URL http://trackmap.ru/img/trackmap.gif

Павелецкий вокзал // Москва: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 688 с.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы [Электронный ресурс] // Подземный торговый центр построят на Павелецкой площади. Статья. – URL https://stroi.mos.ru/news/podziemnyi-torghovyi-tsientr-poiavitsia-na-pavielietskoi-ploshchadi-na-miestie-kotlovana

Просмотров работы: 61