Понятие профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Понятие профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе

Зубанова П.И. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет" Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «профессиональное самоопределение» используется в психолого-педагогической литературе для обозначения процесса взросления личности, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии.

Большой вклад в исследовании вопроса профессионального самоопределения принесли отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, С.П. Крягжде, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, Г.П. Щедровицкий.

Профессиональное самоопределение личности изучается с различных позиций, таких как:

- способность, возможность и готовность человека строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью;

- способность к саморегуляции;

- способ взаимодействия личности и общества [3].

Профессиональное самоопределение в психологической литературе принято определять либо как акт, момент выбора профессии, либо как длительный процесс, занимающий большую часть жизни индивида.1В процессе профессионального самоопределения человек перестает ощущать себя только объектом воспитательных воздействий, так как начинает действовать как субъект [1].

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [7].

Рассмотрим, каким образом определяют понятие «профессиональное самоопределение» отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

Позиция Э.Ф. Зеера в вопросе профессионального самоопределения заключается в следующем, он считает, что профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [2].

Е.А. Климовым профессиональное самоопределение понимается «как частный случай включения человека в группу с вытекающими отсюда последствиями (принятие, усвоение целей, ценностей, норм, образа жизни, способов поведения и действий). Такое включение можно рассматривать и как процесс постепенного приобщения к профессиональной группе, имеющей свои этапы, закономерную последовательность, и как уровень и степень этого приобщения [3].

Обобщая данную проблему, Е.А. Климов пришел к выводу, что профессиональное самоопределение является не созданием пределов развитию человека, не впадением в профессиональную ограниченность, а поиском возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание [3].

С.П. Крягжде, рассматривая характеристики профессионального самоопределения, отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения он носит двойной характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ранга; профессиональной школы - социальный выбор. Ссылаясь на ряд авторов, отмечающих этот феномен, С.П. Крягжде указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Таким образом, по мнению С.П. Крягжде, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя кругом профессий, это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения, неполное, незавершенное профессиональное самоопределение [5].

Н.С. Пряжников рассматривает сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения [8].ра

В работах П.Г.Щедровицкого прослеживается связь с трудами Н.С. Пряжникова, он отмечает, что «смысл» самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Он считает, что неправильно понимать самоопределение как «определение относительно себя». Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Но нельзя ориентироваться и на однозначные «пределы» и «пространства», иначе исчезнет сам смысл слова «самоопределение». При этом смысл самоопределения П.Г. Щедровицкий видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность [9]. .

Таким образом, профессиональное самоопределение является сложным многоплановым процессом, в котором происходит порождение и реализация новых смыслов деятельности. Результатом профессионального самоопределения могут являться:

- в качестве промежуточного результата - готовность к профессиональному выбору (Е.А. Климов) [3];

- в качестве итогового - нахождение смыслов деятельности (Н.С. Пряжников) [8];

- профессиональный выбор (Д.А. Леонтьев) [6].

В работах И.С. Кон отмечал следующее: человек начинает путь к профессиональному самоопределению в детстве, благодаря детским играм, ребенок примеряет на себя разнообразные профессиональные роли, и выполняет связанные с ними функции. И завершает в ранней юности, когда перед ним встает необходимость принятия решения, которое в дальнейшем сможет определить всю жизнь человека [4].

Проанализировав понятие «профессиональное самоопределение» и его роль в становлении личности в психолого-педагогической литературе можно сказать, что проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических задач. Благоприятным возрастом для профессионального самоопределения определяют подростковый возраст, именно тогда главной социальной задачей данного возраста принято считать выбор профессии, и от успешности этого выбора  зависит завершение пути личности в профессиональном самоопределении в следующем возрастном периоде.

Таким образом, вопрос профессионального самоопределения интересовал и интересует многих педагогов и психологов.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2013. - 299 с

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер. - Воронеж: МОДЭК, 2013.- 195 с.

3.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.

4.Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

5. Крягжде, С.П. Управление формированием профессиональных интересов / С.П. Крягжде , 1985. - 300 с.

6.Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/ Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии.- Вып.1. - М.: Вопросы психологии, 2011. - С. 57-65.

7. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с

8. Пряжников, Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.

9. Щедровицкий, Г. П. Лекции по педагогике / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 11. - М., 2014. - 400 с.

3

Просмотров работы: 2087