РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Филоненко Е.А. 1, Рамазанов Д.И. 2
1Ивановский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова, 2 курс
2Ивановский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях рыночной экономики возрастает все больший интерес к вопросам экономической безопасности РФ, особенно на фоне постоянно трансформирующихся стратегических рисков. Причем безопасность в этом контексте рассматривается как интегральная характеристика всех сфер отечественной жизнедеятельности, последовательно выражающаяся во всех происходящих в них изменениях с присущими им взаимосвязями [7].

На сегодняшний день под экономической безопасностью в России следует понимать такое состояние национальной экономики, которое будет всесторонне защищено от внешних и внутренних угроз, которое сможет обеспечить РФ не только ее экономический суверенитет, но и единство всего ее огромного экономического пространства, создав тем самым максимально комфортные условия для реализации национальных стратегических приоритетов [8].

Существует множество угроз экономической безопасности, но для России основными в нынешнее время являются [9]:

- сокращение численности населения;

- использование развитыми странами новейших технологий в качестве основного преимущества в глобальной конкуренции;

- значительное усиление внутренних диспропорций в мировой экономике, особенно росту государственного долга у большинства стран, что влечет к увеличению их финансовой зависимости;

- дискриминационное воздействие стран ЕС и США в частности в отношении ключевых секторов экономики РФ, что весьма ограничивает ее доступ к иностранному капиталу и современных технологиям;

- постоянное усиление конфликтов не только в зонах экономических интересов России, но и даже вблизи нее;

- развитие «зеленых технологий», что чревато колебаниями мирового спроса на углеводородное сырье России;

- постоянно нарастающие колебания конъюнктуры мирового товарного и финансового рынков;

- сильная зависимость банковской и финансовой систем РФ от рисков мировой экономики, а в частности от составляющих ее информационных данных;

- полное отсутствие отечественных не сырьевых компаний в списках глобальных лидеров мировой экономики;

- заниженный объем инвестиций в реальное производство;

- сокращение действующих месторождений, довольно низкий потенциал российского не сырьевого экспорта и др.

Эти и другие проблемы экономической безопасности в условиях интернационализации экономики становятся основным аспектом разработки экономической политики России. Разрешение экономических проблем возможно только путём создания и правильного функционирования правового механизма, позволяющего принимать целенаправленные и последовательные решения в области экономических отношений, соответствующие требованиям экономической безопасности и эффективной реализации национальных проектов, являющихся основным факторов влияющим на нее [1].

Национальные проекты охватывают наиболее проблемные и жизненно важные сферы. Во многом это попытка активизации человеческого капитала на стадии предоставления конкретных благ и условий для дальнейшего его развития. Проблемы этих сфер никогда не будут интересны другим странам, но именно в разрешении этих проблем кроется ликвидация угрозы для будущего развития страны, формирования устойчивости ее экономики. С позиций обеспечения экономической безопасности страны стратегически важно, чтобы намеченные проекты были реализованы в полной мере [5].

Согласно прогнозам Росстата уже к концу 2035 году в РФ будет проживать не боле 115 миллионов человек, из которых численность русского населения не превысит 65%, значительно возрастет доля выходцев из Китая, Казахстана и Средней Азии, что еще усугубится сокращением экономически активного населения трудоспособного возраста, и в частности высококвалифицированных инженеров и рабочих, так как большинство из них либо уже выйдет на пенсию либо вовсе не доживет до нее, что тем самым приведет с деградации технологической составляющей нашей экономики. В целях обеспечения экономической безопасности страны необходимо серьезно пересмотреть объемы, состав и качество трудовой миграции в Российскую Федерацию. 

В целях недопущения данных прогнозов начата реализация национального проекта образование, согласно которому образовательный процесс будет полностью модернизирован, в ВУЗах будут внедрены адаптивные и практико-ориентированные образовательные программы, посредством которых студенты как будущие специалисты смогут еще получить необходимый им опыт у настоящих мастеров своего дела. Также согласно данному национальному проекту 80 вузов страны будут заниматься подготовкой кадров для базовых отраслей экономики РФ и ее социальной сферы (к концу текущего года данный проект начнет свою реализацию) [4].

Помимо этого реализация проекта «Образование» позволит обеспечить качество подготовки студентов - мировому уровню к 2024 году.

Реализация национального проекта «Наука» позволит значительно перевооружиться российской экономике, посредством использования импортных технологий и локального стимулирования российских разработок, особенно в области энергосырьевого сектора. Посредством реализации данного проекта предусмотренного до 2024 года, Россия сможет в перспективе не только отказаться от импортируемых технологий, который на сегодняшний день даже не назовешь передовыми, но и создать свои более современные, тем самым привлечь недостающий иностранный капитал [2].

Реализация национального проекта «Малое предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» направлен на обеспечение инвестиционной безопасности РФ, с использование участия иностранного капитала в устойчивом прогрессе национальной экономики. Сегодня инвестиционная безопасность России не предполагает каких-либо ограничений или угроз для иностранного капитала. Она нацелена лишь на упорядочение процесса перелива капитала с международных рынков на российский рынок.

В целях стимулирования привлечения в страну новых технологий необходимо законодательно закрепить ряд налоговых льгот и преференций для отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивающих их внедрение в российскую экономику. Кроме того, подобные льготы следует предоставлять любым производствам наукоемкой и инновационной продукции.

Реализация приоритетного национального проекта в области обеспечения экономической безопасности России невозможна без проведения жесточайшей чистки государственного и муниципального аппарата от коррупции, клановости. Как справедливо отметил в этой связи Президент Российской Федерации В.В. Путин, данные вопросы должны стать приоритетом национальной политики страны. Ряд ученых в этой связи предлагают обязать лиц, занимавших должности выше руководителя отдела (управления) в федеральных и региональных органах государственной власти начиная 2001 г., отчитаться об источниках доходов и приобретения ими самими и членами их семей объектов недвижимости, а также иных активов, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Следует ввести систему жесткого контроля не только целевого характера использования бюджетных средств, но и эффективности подобного использования. В связи с этим некоторые авторы отмечают необходимость реализации в системе государственного управления популярного за рубежом аудита эффективности использования бюджетных средств, под которым следует понимать оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти и иных организаций по выполнению государственных функций, использованию государственных ресурсов, а также принятие рекомендаций по совершенствованию их работы, причем его главной целью является повышение эффективности управления общественными ресурсами [10].

Сегодня вопросы обеспечения экономической безопасности тесно переплетаются с реализацией национальных проектов социально-экономического развития. Отсюда смещение основного акцента оценки общего уровня экономической безопасности от макроэкономических пороговых значений к оценке результатов, достигнутых на конкретной территории, в конкретном регионе. Это позволит конкретизировать критерии экономической безопасности с позиции приоритетов общенационального развития, что в свою очередь будет способствовать формированию нового качества российской экономики.

Список литературы

Аверьянова О. В. Система и структура обеспечения экономической безопасности / О. В. Аверьянова // Экономика, управление, финансы: IV междунар. науч. конф. Пермь, 2015.- С. 34

Афонасова М. А. Инновационная безопасность региона в контексте проблемы развития интеграционных процессов// [Электронный ресурс] //h Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/8028 ( дата обращения 23.11.2019)

Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2018.-№ 12.-С.35

Национальный проект Образование. Целевые показатели и основные результаты // [Электронный источник] режим доступа: // http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (дата обращения 23.11.2019)

Рабкин С.В. Национальные интересы: приоритеты и безопасность// Приоритеты России, 2017-№ 7.-С.5

Тропин С. А. Экономическая безопасность России // Законодательство и экономика. 2014.-№5.-С.27-29

Экономическая безопасность России. Часть 1. Изд.: ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2018.- С.7

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»

Угрозы экономической безопасности современной России: опыт и последствия: монография. Электрон. дан. М.: Научный консультант, 2017. 174 с.

Цуциев М. Внешний финансовый контроль — необходимый атрибут государства (интервью с Н. Столяровым, ответственным секретарем Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР)) // Бюджет. 2017. -№7-С.23

Просмотров работы: 418