В любом современном обществе всегда имеется часть населения, которая желает работать, причем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным. Эти люди и составляют трудовые ресурсы страны. Также есть те, кто нанимает желающих работать для производства каких-нибудь товаров или услуг. И те, и другие, а также государство вступают в контакты друг с другом по поводу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и употребления их в процессе производства. Возникающая при этом совокупность отношений между ними носит название рынок труда [4, с.26].
Исследование экономической активности населения является одной из основных целей любого современного государства. Анализ тенденции в изменениях экономической активности населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика субъекта. В связи с этим, актуальной задачей государственной статистики отслеживание этих изменений структуры и динамики показателей рабочей силы с целью дальнейшей корректировки текущих и разработки новых программ.
Проблема занятости населения должна быть в центре внимания государственных органов, так она касается не только экономической составляющей страны, но и социальной. Поэтому, в основе проводимой в России социально-экономической политики лежит увеличение уровня занятости и нацеленность на борьбу с безработицей, путем предупреждающих мероприятий [3, с.69].
Безработица сегодня представляет собой значительную проблему в Российской Федерации [4, с.27].
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения, не смотря на желание, не находит применения своего труда. Безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органах службы занятости с целью поиска соответствующей работы, ищущие работу и готовы приступить к ней.
Госорганы России разрабатывают программы социальных реформ, нацеленные на усовершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.
К ним можно отнести [3, с.70]:
-Государственная программа «Содействие занятости населения» (2013- 2020 гг.) [1], нацеленная на обеспечение создания правовых, экономических и институциональных условий в целях способствования эффективному развитию рынка труда;
-ряд программ, направленных на увеличение числа рабочих мест;
-программы содействия найму кадров (например, субсидирование безработицы в целях обеспечения трудоустройства инвалидов);
-программы по подготовке и переподготовке специалистов (стимулирование профессионального обучения, выплата стипендий, организация стажировок работников и выпускников вузов) и другие.
Для оценки результативности таких программ анализируют широкий спектр показателей и проводят постоянный контроль их динамики.
Многие из данных показателей, так или иначе, связаны с такими понятиями, как безработица и занятость. Вместе эти два показателя составляют экономически активное население - состоит из тех, кто, будучи незанятым, ищет рабочее место, тех, кто хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другое или дополнительное рабочее место, и занятых, но рискующих потерять рабочее место (см.Табл.1).
Таблица 1 - Динамика экономически активного населения России, тыс. чел. [5]
Год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Экономически активное население |
75676 |
75529 |
75428 |
76588 |
76636 |
76109 |
76 534 |
Продолжение Таблицы 1
-занятые |
71545 |
71391 |
71539 |
72324 |
72393 |
72142 |
73057 |
-безработные |
4131 |
4137 |
3889 |
4264 |
4243 |
3967 |
3519 |
Лица, не входящие в состав рабочей силы |
35546 |
34693 |
34076 |
34187 |
33590 |
34057 |
33056 |
из них потенциальная рабочая сила |
1401 |
1439 |
1338 |
1343 |
1203 |
1115 |
1102 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения |
1065 |
918 |
883 |
1001 |
895 |
776 |
693 |
из них безработные, которым назначено пособие по безработице |
876 |
767 |
724 |
848 |
756 |
660 |
657 |
За последние годы в России наблюдается положительная динамика экономически активного населения и сокращение уровня безработицы.
Среднегодовой темп прироста экономически активного населения в России за последние 15 лет составляет 0,34%, однако в последние годы наблюдается замедление роста данного показателя [5].
Начиная с 2012 года, число безработных постоянно снижалось вплоть до 2014 года. В 2014 году численность занятых в экономике снизилось на 0,21%, по сравнению с 2013.
В последующие годы численность занятых равномерно увеличивалось. Количество безработных, наоборот, сократилось почти на 0,5%.
С экономическим кризисом в 2013 году занятость в экономике снизилась. Это связано с уменьшением производства, из-за чего участились сокращения работников и увольнения по собственному желанию в связи с сокращением заработной платы.
Реализуемая государственная политика (импортозамещение, сопрограммы по поддержке населения, малого бизнеса), поспособствовала созданию новых рабочих мест, что не только стабилизировало ситуацию в целом, но и привело к резкому уменьшению безработных в 2014 году на 5,99% [5].
Однако, в связи с нестабильной экономической ситуацией, вызванной введением антироссийских санкций в 2015 году произошло резкое увеличение числа безработных на 9,64% (см. Рис.1).
Рисунок 1 – Динамика численности экономически активного населения с 2009 по 2018 гг.[5]
Уровень экономической активности населения в России в 2016 году превысил впервые 69,5% от общего числа трудовых ресурсов. Это является самым высоким показателем, после 1992 года (70,1%) по данным Российской статистики.
В 2017 году наблюдается несколько иная ситуация – произошло сокращение экономически активного населения почти на 0,7%. Вместе с этим, снизилось число занятых и безработных в стране. Численность безработных уменьшилось в 2017 году на 6,5 % по сравнению с 2016 годом. В 2018 году сохранилась тенденция сокращения безработицы, при этом, темпы сохранения превысили 11%. Также, произошло сокращение безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Все это в купе с ростом числа экономически активного населения говорит об улучшении ситуации на рынке рабочей силы в России (см. Табл.2).
Таблица 2 - Показатели динамики [5].
Показатель |
Значения показателей |
Абсолютный прирост |
Темп прироста, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|
Численность занятые |
72393 |
72142 |
73058 |
-251 |
916 |
-0,35 |
1,27 |
Численность безработные |
4243 |
3967 |
3514 |
-276 |
-453 |
-6,50 |
-11,42 |
в т.ч. численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения |
895 |
776 |
693 |
-119 |
-83 |
-13,30 |
-10,70 |
Лица, не входящие в состав рабочей силы |
33590 |
34057 |
33058 |
467 |
-999 |
1,39 |
-2,93 |
Интересно рассмотреть изменение структуры занятых по возрастным группам с 2000 по 2017 год.
За последние 18 лет серьезно сократилась доля занятой молодежи (15-24 года) – уменьшившись в 2 раза, а также зрелого населения (40-49 лет) – почти на 6% по сравнению с 2000 годом. В то же время, увеличилась доля занятых в возрасте 25-34 лет на 5% и населения предпенсионного возраста (50-59 лет) на 7,5%.
Наибольшую долю среди не занятых трудовой деятельностью людей занимают пенсионеры. До 2011 года наибольшую долю в структуре занятых имели группы экономически активного населения 35-39 и 40-45, однако, после 2012 года структура поменялась и в нынешней ситуации наибольшая доля занятых приходится на возрастные группы 25-29 и 30-34 года.
Таким образом, на данный момент в России наиболее распространена молодежная безработица (населения страны до 25 лет), уровень которой составил 24,5% (от 15 до 19 лет – 4,7%, от 20 до 24 лет – 19,8%).
В 2017 году проблема не перестает быть актуальной и главной ее причиной является отсутствие опыта работы у молодежи. Молодым людям приходится устраивать на работу более низкой квалификации, что, несомненно, отталкивает молодежь.
Активное население при поисках работы обращается в Федеральные службы. В целях государственной статистики экономического положения в стране, в данных органах ведется учет количества зарегистрированных безработных граждан [6, c.17]. Поэтому, следует рассмотреть показатели эффективности их работы.
Важными показателями положения на рынке труда и эффективности работы органов службы занятости субъекта, является среднее время поиска работы (со времени регистрации человека как "безработный" до снятия его с учета из-за его трудоустройства [2, c.43]).
Структура безработных по продолжительности поиска работы в процентах представлена в Таблице 3.
Таблица 3 - Структура безработных по продолжительности поиска работы, % [5].
Год |
до 3 месяцев |
от 3 до 6 месяцев |
от 6 до 12 месяцев |
12 месяцев и более |
Среднее время поиска работы, месяцев |
2000 |
22,2 |
12,6 |
19,0 |
46,2 |
9,6 |
2010 |
30,0 |
22,6 |
17,4 |
30,0 |
7,5 |
2015 |
34,3 |
17,8 |
20,6 |
27,3 |
7,3 |
2016 |
31,3 |
17,9 |
21,1 |
29,6 |
7,6 |
2017 |
32,0 |
17,3 |
20,3 |
30,4 |
7,6 |
Большая часть безработных (почти треть) в 2017 году находит работу в течение первых 3 месяцев поиска. Также, велика доля (около 30%) тех, кто находится в поиске работы более 12 месяцев.
При этом, в 2017 году сократилось среднее время поиска работы почти на 2 месяца, но средний срок поиска работы все еще велик – 7,6 месяцев.
В таблице 4 представлены данные по трудоустройству населения органами службы занятости населения.
Таблица 4 - Анализ трудоустройства населения органами службы занятости населения [5].
Численность граждан, ищущих работу |
Обратились по вопросу трудоустройства, тыс. чел. |
Трудоустроены |
в % от числа всего, обратившихся |
||||||
всего, обратившихся тыс. чел. |
доля мужчин % |
доля женщин % |
всего, тыс. чел. |
м |
ж |
||||
2000 |
4745,9 |
46,28 |
53,72 |
3199,4 |
47,86 |
52,14 |
67,4 |
||
2010 |
6411,5 |
49,59 |
50,41 |
3983,5 |
50,23 |
49,77 |
62,1 |
||
2015 |
4290 |
49,33 |
50,67 |
2639,5 |
49,86 |
50,14 |
61,5 |
||
2016 |
4002,3 |
50,44 |
49,56 |
2577,4 |
50,31 |
49,69 |
64,4 |
||
2017 |
3761 |
49,96 |
50,04 |
2511,9 |
50,51 |
49,49 |
66,8 |
Так, доли мужчин и женщин, обратившихся в органы занятости населения по вопросам трудоустройства примерно равны. В 2017 году всего по данному вопросу обратилось 3761 тыс. чел.
Также, доля трудоустроенных мужчин и женщин практически равна.
Однако, наблюдается незначительный перевес числа трудоустроенных мужчин. Результативность работы органов службы занятости можно частично оценить по доле трудоустроенных данной службой граждан, которая составила 66,8 % в 2017 году.
Стоит отметить, что за последние годы наблюдается рост трудоустроенных граждан, как в абсолютных, так и в относительных значениях, что говорит о повышении результативности работы данных служб.
Таким образом, государству необходимо продолжать реализовывать политику, направленную на решение проблем в области занятости населения, и обеспечение социально-экономической защищенности ее на законодательном уровне.
Список использованных источников
1.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения 21.11.2019).
2.Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие // Л.А. Голуб. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 311 с.
3.Колесник В.С. Государственное регулирование рынка труда в сельской местности// Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10- 1. С. 69-72.
4.Леманова В. П. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда // Успехи современной науки. 2016. – № 7. – С. 26-28.
5.Портал Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 21.11.2019).
6.Практикум по общей теории статистики: учебное пособие // ред. М. Г. Назаров. - М.: КноРус, 2015. - 208 с.