Экономико-статистический анализ занятости и безработицы в России - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Экономико-статистический анализ занятости и безработицы в России

Филоненко Е.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В любом современном обществе всегда имеется часть населения, которая желает работать, причем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным. Эти люди и составляют трудовые ресурсы страны. Также есть те, кто нанимает желающих работать для производства каких-нибудь товаров или услуг. И те, и другие, а также государство вступают в контакты друг с другом по поводу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и употребления их в процессе производства. Возникающая при этом совокупность отношений между ними носит название рынок труда [4, с.26].

Исследование экономической активности населения является одной из основных целей любого современного государства. Анализ тенденции в изменениях экономической активности населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика субъекта. В связи с этим, актуальной задачей государственной статистики отслеживание этих изменений структуры и динамики показателей рабочей силы с целью дальнейшей корректировки текущих и разработки новых программ.

Проблема занятости населения должна быть в центре внимания государственных органов, так она касается не только экономической составляющей страны, но и социальной. Поэтому, в основе проводимой в России социально-экономической политики лежит увеличение уровня занятости и нацеленность на борьбу с безработицей, путем предупреждающих мероприятий [3, с.69].

Безработица сегодня представляет собой значительную проблему в Российской Федерации [4, с.27].

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения, не смотря на желание, не находит применения своего труда. Безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органах службы занятости с целью поиска соответствующей работы, ищущие работу и готовы приступить к ней.

Госорганы России разрабатывают программы социальных реформ, нацеленные на усовершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.

К ним можно отнести [3, с.70]:

-Государственная программа «Содействие занятости населения» (2013- 2020 гг.) [1], нацеленная на обеспечение создания правовых, экономических и институциональных условий в целях способствования эффективному развитию рынка труда;

-ряд программ, направленных на увеличение числа рабочих мест;

-программы содействия найму кадров (например, субсидирование безработицы в целях обеспечения трудоустройства инвалидов);

-программы по подготовке и переподготовке специалистов (стимулирование профессионального обучения, выплата стипендий, организация стажировок работников и выпускников вузов) и другие.

Для оценки результативности таких программ анализируют широкий спектр показателей и проводят постоянный контроль их динамики.

Многие из данных показателей, так или иначе, связаны с такими понятиями, как безработица и занятость. Вместе эти два показателя составляют экономически активное население - состоит из тех, кто, будучи незанятым, ищет рабочее место, тех, кто хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другое или дополнительное рабочее место, и занятых, но рискующих потерять рабочее место (см.Табл.1).

Таблица 1 - Динамика экономически активного населения России, тыс. чел. [5]

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Экономически активное население

75676

75529

75428

76588

76636

76109

76 534

Продолжение Таблицы 1

-занятые

71545

71391

71539

72324

72393

72142

73057

-безработные

4131

4137

3889

4264

4243

3967

3519

Лица, не входящие в состав рабочей

силы

35546

34693

34076

34187

33590

34057

33056

из них потенциальная рабочая сила

1401

1439

1338

1343

1203

1115

1102

Численность безработных,

зарегистрированных в органах

службы занятости населения

1065

918

883

1001

895

776

693

из них безработные, которым

назначено пособие по безработице

876

767

724

848

756

660

657

За последние годы в России наблюдается положительная динамика экономически активного населения и сокращение уровня безработицы.

Среднегодовой темп прироста экономически активного населения в России за последние 15 лет составляет 0,34%, однако в последние годы наблюдается замедление роста данного показателя [5].

Начиная с 2012 года, число безработных постоянно снижалось вплоть до 2014 года. В 2014 году численность занятых в экономике снизилось на 0,21%, по сравнению с 2013.

В последующие годы численность занятых равномерно увеличивалось. Количество безработных, наоборот, сократилось почти на 0,5%.

С экономическим кризисом в 2013 году занятость в экономике снизилась. Это связано с уменьшением производства, из-за чего участились сокращения работников и увольнения по собственному желанию в связи с сокращением заработной платы.

Реализуемая государственная политика (импортозамещение, сопрограммы по поддержке населения, малого бизнеса), поспособствовала созданию новых рабочих мест, что не только стабилизировало ситуацию в целом, но и привело к резкому уменьшению безработных в 2014 году на 5,99% [5].

Однако, в связи с нестабильной экономической ситуацией, вызванной введением антироссийских санкций в 2015 году произошло резкое увеличение числа безработных на 9,64% (см. Рис.1).

Рисунок 1 – Динамика численности экономически активного населения с 2009 по 2018 гг.[5]

Уровень экономической активности населения в России в 2016 году превысил впервые 69,5% от общего числа трудовых ресурсов. Это является самым высоким показателем, после 1992 года (70,1%) по данным Российской статистики.

В 2017 году наблюдается несколько иная ситуация – произошло сокращение экономически активного населения почти на 0,7%. Вместе с этим, снизилось число занятых и безработных в стране. Численность безработных уменьшилось в 2017 году на 6,5 % по сравнению с 2016 годом. В 2018 году сохранилась тенденция сокращения безработицы, при этом, темпы сохранения превысили 11%. Также, произошло сокращение безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Все это в купе с ростом числа экономически активного населения говорит об улучшении ситуации на рынке рабочей силы в России (см. Табл.2).

Таблица 2 - Показатели динамики [5].

Показатель

Значения

показателей

Абсолютный прирост

Темп

прироста, %

2016

2017

2018

2017/

2016

2018/

2017

2017/

2016

2018/

2017

Численность занятые

72393

72142

73058

-251

916

-0,35

1,27

Численность безработные

4243

3967

3514

-276

-453

-6,50

-11,42

в т.ч. численность

безработных,

зарегистрированных в органах службы занятости

населения

895

776

693

-119

-83

-13,30

-10,70

Лица, не входящие в состав

рабочей силы

33590

34057

33058

467

-999

1,39

-2,93

Интересно рассмотреть изменение структуры занятых по возрастным группам с 2000 по 2017 год.

За последние 18 лет серьезно сократилась доля занятой молодежи (15-24 года) – уменьшившись в 2 раза, а также зрелого населения (40-49 лет) – почти на 6% по сравнению с 2000 годом. В то же время, увеличилась доля занятых в возрасте 25-34 лет на 5% и населения предпенсионного возраста (50-59 лет) на 7,5%.

Наибольшую долю среди не занятых трудовой деятельностью людей занимают пенсионеры. До 2011 года наибольшую долю в структуре занятых имели группы экономически активного населения 35-39 и 40-45, однако, после 2012 года структура поменялась и в нынешней ситуации наибольшая доля занятых приходится на возрастные группы 25-29 и 30-34 года.

Таким образом, на данный момент в России наиболее распространена молодежная безработица (населения страны до 25 лет), уровень которой составил 24,5% (от 15 до 19 лет – 4,7%, от 20 до 24 лет – 19,8%).

В 2017 году проблема не перестает быть актуальной и главной ее причиной является отсутствие опыта работы у молодежи. Молодым людям приходится устраивать на работу более низкой квалификации, что, несомненно, отталкивает молодежь.

Активное население при поисках работы обращается в Федеральные службы. В целях государственной статистики экономического положения в стране, в данных органах ведется учет количества зарегистрированных безработных граждан [6, c.17]. Поэтому, следует рассмотреть показатели эффективности их работы.

Важными показателями положения на рынке труда и эффективности работы органов службы занятости субъекта, является среднее время поиска работы (со времени регистрации человека как "безработный" до снятия его с учета из-за его трудоустройства [2, c.43]).

Структура безработных по продолжительности поиска работы в процентах представлена в Таблице 3.

Таблица 3 - Структура безработных по продолжительности поиска работы, % [5].

Год

до 3

месяцев

от 3 до 6

месяцев

от 6 до 12

месяцев

12 месяцев

и более

Среднее время

поиска работы,

месяцев

2000

22,2

12,6

19,0

46,2

9,6

2010

30,0

22,6

17,4

30,0

7,5

2015

34,3

17,8

20,6

27,3

7,3

2016

31,3

17,9

21,1

29,6

7,6

2017

32,0

17,3

20,3

30,4

7,6

Большая часть безработных (почти треть) в 2017 году находит работу в течение первых 3 месяцев поиска. Также, велика доля (около 30%) тех, кто находится в поиске работы более 12 месяцев.

При этом, в 2017 году сократилось среднее время поиска работы почти на 2 месяца, но средний срок поиска работы все еще велик – 7,6 месяцев.

В таблице 4 представлены данные по трудоустройству населения органами службы занятости населения.

Таблица 4 - Анализ трудоустройства населения органами службы занятости населения [5].

Численность

граждан,

ищущих

работу

Обратились по вопросу

трудоустройства, тыс. чел.

Трудоустроены

в %

от числа

всего, обратившихся

всего, обратившихся

тыс.

чел.

доля

мужчин

%

доля

женщин

%

всего,

тыс.

чел.

м

ж

2000

4745,9

46,28

53,72

3199,4

47,86

52,14

67,4

2010

6411,5

49,59

50,41

3983,5

50,23

49,77

62,1

2015

4290

49,33

50,67

2639,5

49,86

50,14

61,5

2016

4002,3

50,44

49,56

2577,4

50,31

49,69

64,4

2017

3761

49,96

50,04

2511,9

50,51

49,49

66,8

Так, доли мужчин и женщин, обратившихся в органы занятости населения по вопросам трудоустройства примерно равны. В 2017 году всего по данному вопросу обратилось 3761 тыс. чел.

Также, доля трудоустроенных мужчин и женщин практически равна.

Однако, наблюдается незначительный перевес числа трудоустроенных мужчин. Результативность работы органов службы занятости можно частично оценить по доле трудоустроенных данной службой граждан, которая составила 66,8 % в 2017 году.

Стоит отметить, что за последние годы наблюдается рост трудоустроенных граждан, как в абсолютных, так и в относительных значениях, что говорит о повышении результативности работы данных служб.

Таким образом, государству необходимо продолжать реализовывать политику, направленную на решение проблем в области занятости населения, и обеспечение социально-экономической защищенности ее на законодательном уровне.

Список использованных источников

1.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения 21.11.2019).

2.Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие // Л.А. Голуб. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 311 с.

3.Колесник В.С. Государственное регулирование рынка труда в сельской местности// Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10- 1. С. 69-72.

4.Леманова В. П. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда // Успехи современной науки. 2016. – № 7. – С. 26-28.

5.Портал Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 21.11.2019).

6.Практикум по общей теории статистики: учебное пособие // ред. М. Г. Назаров. - М.: КноРус, 2015. - 208 с.

Просмотров работы: 377