Введение
Современная жизнь изобилует стрессами. Динамичный темп деятельности человека в сочетании с повышенными эмоциональными нагрузками при малоподвижном образе жизни стали причиной ухудшения здоровья, нервных срывов, снижения работоспособности. Стрессы ожидают нас на работе, учебе, в семье. В таких условиях поиск путей преодоления стресса составляет жизненно важную задачу современного человека.
Большинство людей знает, что в борьбе со стрессом большую помощь может оказать физкультура. Это убеждение подкреплено опытом и практикой. Возникает вопрос о том, какими физиологическими, психологическими и биохимическими процессами в организме объясняется это положительное влияние физической активности на преодоление стресса? Но вопросы о влиянии физкультуры на стресс имеют не только теоретический характер: в конечном счете, важно понять, как на практике, в конкретной стрессовой ситуации, использовать физические упражнения в борьбе со стрессом.
В качестве конкретной стрессовой ситуации в данной работе рассматривается учебный стресс первокурсника. Целью работы является определение роли физической культуры в восстановлении организма в условиях учебного стресса. Для достижения этой цели необходимо решить следующие теоретические задачи:
- выяснить общие характеристики стресса, его виды, факторы и признаки;
- изучить специфику учебных стрессов;
- определить физиологическую, биохимическую и психологическую природу влияния физкультуры на стресс.
Практическая часть работы состоит в том, чтобы сформулировать практические рекомендации по применению физкультуры в преодолении учебного стресса первокурсника на основе самооценки стрессоустойчивости и двигательной активности с помощью специальных тестов и наблюдений.
Для решения поставленных цели и задач были привлечены специальная научная литература по психологии и физиологии стресса и научные и научно-популярные исследования по проблеме влияния физкультуры на организм человека.
Общие теоретические проблемы изучения стресса представлены в исследованиях М.А. Одинцовой, Н.Л. Захаровой, В.А. Бодрова, Р.В. Куприянова, Ю.М. Кузьминой1.
Теоретические аспекты влияния физкультуры на стресс рассмотрены в работах К. Стасевич, Н.А. Зиновьева, Е.С. Быковой, А.М. Апальковой, В.В. Полынского, Н.А. Герасимовой2.
В работе также использованы исследования по психологии экзаменационного стресса у студентов3, по проблеме влияния физкультуры на умственную работоспособность и эмоциональное состояние студентов4.
В практической части работы использованы исследование Ю.В. Щербатых5, разработавшего тест на стрессоустойчивость; статьи И.В. Ефимовой и Н.Я. Батовой6, содержащие разработки по измерению уровня интеллектуального напряжения; таблица учета двигательной активности, предложенная М.Я. Виленским и В.И. Ильиничем7.
Глава 1. Общая характеристика стресса
Понятие стресса. Виды, факторы и признаки стресса.
Понятие «стресс» зачастую используют в повседневном общении, оперируя его обиходным смыслом: под стрессом имеют в виду сильное нервно-эмоциональное потрясение, негативные последствия личного переживания человеком неприятных событий и т.п. В энциклопедических словарях понятие «стресс» трактуется как состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных внешних воздействий. Эти внешние воздействия (факторы, выступающие в качестве источников формирования стресса) называют «стрессорами»8.
В научном отношении, стресс – это, прежде всего, реакция организма на внешние факторы воздействия. Причем ключевое значение имеет вопрос: какого рода реакция организма и на какие именно внешние воздействия? Ответ на этот вопрос был найден учеными-исследователями физиологии и психологии человека XX века. Само понятие стресса было введено в 1927 г. Уолтером Кенноном. Под термином «стресс» он объединил физиологические реакции, которые возникают в организме человека при воздействии угрожающих организму стимулов. Иначе говоря, У. Кеннон уточнил понятие «стрессоров», понимая под ними не все внешние воздействия, а только угрожающие организму (в современной науке их обозначают как экстремальные, значительные по силе и продолжительности воздействия раздражители, которые человек воспринимает как угрожающие безопасности и благополучию его существования). Исследователь обнаружил изменение физиологических показателей организма на угрожающие факторы (частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание) и предположил, что естественная ответная реакция организма, выработанная эволюцией, допускает две возможные стратегии: бегство или борьбу9.
Следующий шаг в научном понимании феномена стресса был сделан в 1936 г. Гансом Селье. Он обнаружил, что, независимо от природы стрессора, физиологические механизмы стрессовой реакции организма одни и те же. Открытие Г. Селье состояло в том, что независимо от источника стресса существует общая реакция организма, которую, следовательно, нужно считать неспецифической реакцией организма.
С учетом открытий У. Кеннона и Г. Селье, современная наука дает следующее определение стресса: «стресс - это неспецифическая реакция организма на внешние воздействия, нарушающие его равновесие (гомеостаз)»10. Нужно заметить, что это определение само по себе не предполагает исключительно негативного влияния стресса; ведь реакция организма на все, что выводит его из равновесия, в конечном счете, содействует его развитию, совершенствованию. Поэтому, ученые стали применять еще одно понятие «дистресс», то есть, стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм.
Важное дополнение в научное понимание стресса внес английский психолог И. Духмен, который определил стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящими адаптационные ресурсы человека факторами11. Но это дополнение ставит следующий вопрос: одинаковы ли адаптационные ресурсы разных людей? Ответ очевиден: не одинаковы. Следовательно, развитие стресса и, что более важно, его прогноз (то есть, преодоление стресса или разрушение защитных сил организма) зависят не только от характеристик стрессовых факторов, но и от индивидуальных особенностей человека. Сила стресса зависит от специфики отражения человеком экстремальных факторов. Так было введено понятие стрессоустойчивости.
Под стрессоустойчивостью понимают интегративное свойство личности, объединяющее интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые компоненты психической деятельности человека, которые обеспечивают эффективность сопротивления стрессовым ситуациям и содействуют их успешному преодолению. Кроме того, подверженность человека стрессу определяется не только суммой характеристик его личности, но также в большой степени, образом жизни. Именно этот факт является основой для постановки вопроса о влиянии физической культуры на подверженность стрессам и их преодолению. Хорошо известно, что двигательная активность содействует укреплению защитных сил организма и развитию мотивационных, эмоциональных и волевых свойств личности; следовательно, систематические и планомерные занятия физической культуры существенно влияют на подверженность человека стрессу12.
Для понимания природы стресса и определения способов развития стрессоустойчивости, в том числе, с применением средств физической культуры, важно определить виды и признаки стресса.
Виды стресса выделяют в зависимости от вызвавших его факторов (стрессоров):
1).Физиологический стресс – реакция на воздействия физико-химической природы. Физиологический дискомфорт возникает при несоответствии условий жизнедеятельности физиологическим потребностям человека (шум, холод, жара, плохая организация рабочего места, несоответствие темпа и нагрузок требуемой деятельности темпераменту и состоянию физического здоровья и т.п.)
2). Психологический стресс – реакция на воздействие комплекса психологических причин и состояний. Психологический стресс проявляется в состояниях, связанные с процессом психологического восприятия и когнитивной переработки стрессоров, воспринимаемых как угроза психическому равновесию человека (тревога, отчаяние, раздражение, разочарование, страх, фрустрация, вызванные невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей; возбуждение, психологическая дезадаптация, вызванные переутомлением)13.
Кроме того, стрессы бывают острые и хронические. Острый стресс не заметить невозможно. Он является серьезнейшим нервным потрясением и может выражаться в столь ярких проявлениях, как истерические обмороки, надрывные рыдания, носовые кровотечения, сильнейшие головные боли. Но в современном мире все более актуальны стрессы хронические, с виду не интенсивные, но изматывающие организм длительным физическим, а психику эмоциональным напряжением. Симптомы хронических стрессов, как правило, менее выражены. Нужно научиться распознавать признаки (симптомы) стресса.
Симптомы стресса можно разделить на несколько групп14:
1. Физиологические симптомы:
повышенное или пониженное артериальное давление;
приступы жара или озноба;
повышенная потливость;
тремор, мышечные подергивания;
появление мышечного гипертонуса;
боли неопределенного характера; чаще всего головные боли, боли в спине и желудке;
головокружение;
нарушение пищеварения;
изменение веса;
появление высыпаний аллергического характера;
нарушение или потеря сна;
нарушение или потеря аппетита;
2. Эмоциональные симптомы:
раздражительность
участившиеся приступы гнева;
беспокойство, повышенная тревожность даже в отсутствие повода;
повышенное нервное напряжение;
недовольство собой, своими достижениями, претензии к себе;
чувство одиночества;
чувство вины;
перекладывание ответственности за себя на окружающих.
3. Поведенческие симптомы:
увеличение конфликтов c людьми;
увеличение числа ошибок при выполнении работы, которая раньше давалась хорошо;
суетливость и ощущение хронической нехватки времени;
усугубление вредных привычек;
трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и личной жизни.
4. Интеллектуальные симптомы:
проблемы с концентрацией внимания;
ухудшение памяти;
постоянное и навязчивое возвращение к одной и той же мысли;
трудности в принятии решений.
Стрессы могут возникать в условиях и ситуациях различных видов деятельности человека. Довольно часто в отдельную группу выделяют учебные и/или учебно-информационные стрессы, которые требуют отдельного рассмотрения.
Ситуации учебных стрессов
Поступление в вуз всегда огромная эмоциональная встряска для вчерашних школьников. Учебный стресс характеризуется повышением умственных нагрузок и кардинальной сменой образа жизни. Стресс в жизни студента может иметь массу причин. Степень нервного напряжения зависит от того, насколько молодой человек готов к самостоятельной жизни и ответственности. Одним из главных факторов, который влияет на психофизическое состояние студента, является резкая смена обстановки и круга общения. Для несформированной личности это становится мощнейшим ударом. Молодые люди сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к стрессу: проживание в общежитии, съёмной комнате или квартире в другом городе; ослабление родительского влияния и контроля; необходимость заботиться о себе самому; смена круга общения и интересов; материальные трудности. Часто стресс может возникать и на фоне недопонимания или конфликтов с одногруппниками. Но самое главное это повышение требований к студенту в сравнении с уровнем школы. Информации к изучению даётся больше и нередко её приходится искать самому. Кроме повседневных умственных нагрузок, нужно отметить переживания об экзаменах. Длительное эмоциональное напряжение выливается в затяжной стресс. Большое влияние оказывает также нарушение режима дня.
Наряду с общими для всех студентов причинами стресса, могут быть и субъективные. К примеру, молодые люди, страдающие синдромом «отличника», часто оказываются в состоянии стресса из-за боязни не соответствовать ожиданиям окружающих. В зависимости от образа жизни список факторов может значительно меняться. На психофизиологическое состояние студентов влияют: неправильное, несбалансированное питание; отсутствие полноценного отдыха и сна; употребление алкоголя и наркотиков, курение; изменения в личной жизни; конфликты со сверстниками или преподавателями и др.15.
Ситуации учебных стрессов студента (и в особенности, первокурсника) складываются из нескольких составляющих:
1) физические (снижение двигательной активности, снижение продолжительности сна, нарушения в режиме и питании);
2) информационные (повышение объема входящей информации, усиленное пользование информационными технологиями);
3) эмоциональные (тревожность, включающая страх не соответствовать ожиданиям других, страх ситуаций проверки знаний и т.п.);
4) социальные (межличностные отношения в учебных коллективах, отношения с преподавателями);
5) профессиональное самоопределение (неопределенность будущего, выбор профессии, неуверенность в своих способностях к той или иной профессии и т.п.).
Наиболее выраженным типом учебного стресса, безусловно, становится экзаменационный стресс. В целом ситуации экзамена относят к стрессовым ситуациям оценивания, которые ожидаемы, периодичны, предполагают включенность в общественно важную деятельность, неравенство психологических позиций оцениваемого и оценивающего, но, тем не менее, являются нормативными стрессорами и определяют выбор тех или иных стратегий преодоления.
Проблема экзамена — более серьезная, чем принято считать, и к ней, по мнению специалиста в области психологии А.Р. Лурии, необходимо подходить с точки зрения педагогики и психогигиены. А.Р. Лурия заметил: «Экзамен не только вызывает острое аффективное состояние, он глубоко и на длительный срок истеризует экзаменующегося»16. Стимулирует ли экзамен психическую деятельность человека или нарушает ее? Чем характеризуется психофизиологическое состояние студентов до и после экзамена, и как реагируют на экзамен студенты с разным типом нервной системы, на кого экзамен оказывает наиболее сильное негативное воздействие? — над этими вопросами А.Р. Лурия задумался еще в 1920-е гг. В своих исследованиях он доказал, что экзамен оказывается наиболее сильным стрессором для лиц, принадлежащих к реактивнолабильному типу (неустойчивых). Эти люди, как правило, являются носителями неврастенических, истерических черт, аффективно неустойчивы, возбудимы, истощены и страдают от переутомления. Поведение во время экзамена у них принимает характер «резко-невротического», появляется сильное торможение центральной нервной деятельности, наблюдается распад моторики. Поэтому данные, которые можно получить от них на экзамене, вовсе не соответствуют уровню их истинных познаний и подготовки.
В современных исследованиях экзамен также относят к наиболее часто встречающимся в студенческой жизни факторам риска. По данным Ю.В. Щербатых, высокий уровень экзаменационного стресса обнаруживается более чем у 70% обучающихся, охватывает студентов разных специальностей и различных форм обучения, не зависит от возраста, но имеет личностную обусловленность. Исследования показывают, что студенты с низким уровнем стресса знают, как управлять своими эмоциями, более гибки, умеют анализировать свои действия, уверены в себе, им характерно позитивное мышление. Студентам с высоким уровнем стресса скорее характерны пассивно-приспособительные реакции, повышенная эмоциональность, неуверенность в себе, уязвимость в ситуации неопределенности и т.п.
Ю.В. Щербатых, опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Селье, выделил три «классические» стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов.
Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.
На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями. При этом перестройка вегетативной регуляции организма приводит к усиленной доставке кислорода и глюкозы к головному мозгу, однако такой уровень функционирования организма является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных резервов.
Если организму в течение определенного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы его истощились (например, билет попался очень трудный или возникла конфликтная ситуация с экзаменатором), то наступает третья стадия – истощения17.
В принципе, эти три фазы развития стресса можно проследить и на большем временном отрезке – на протяжении всей сессии, где фаза тревоги развивается в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза (адаптации) обычно наступает между вторым и третьим экзаменом, а третья фаза (истощения) может развиться к концу сессии.
Важно отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме. У некоторых студентов процедура экзаменов может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления невротических расстройств.
Известно, что кратковременное эмоциональное напряжение даже значительной силы достаточно быстро компенсируется нейрогуморальными механизмами организма, в то время как относительно небольшое, но длительное стрессовое воздействие может приводить к срыву нормальных психических функций мозга и вызывать необратимые вегетативные нарушения. Длительность учебной сессии продолжается две-три недели, что при определенных условиях достаточно для возникновения синдрома экзаменационного стресса, включающего в себя нарушения сна, повышенную тревожность, стойкое увеличение артериального давления и другие показатели18.
Традиционно тревожность относят к негативным явлениям, так как она проявляется в виде беспокойства, напряженности, чувства страха перед предстоящими экзаменами, мнительности и т.д. С другой стороны, отмечается, что существует оптимальный уровень тревожности, при котором достигается наибольшая успешность деятельности. Кроме того, исследователями доказано, что высокие показатели успеваемости демонстрируют студенты, обладающие одновременно высоким уровнем способностей и высоким уровнем личностной тревожности.
Негативный прогноз развития стресса возможен в случае с повышенным уровнем личной тревожности. Человек, страдающий неврозом тревожного ожидания, создает в своем сознании негативную «модель мира», для построения которой из всего многообразия сигналов окружающей среды он отбирает только те, которые отвечают его установке видеть все только «в черном цвете». В случае экзаменационного стресса студент, склонный к данному типу реагирования, мысленно перебирает в уме все негативные факторы, согласно которым его может ожидать неудача на экзамене: строгий преподаватель, пропущенные лекции, неудачный билет и пр. Сконструированный таким образом неблагоприятный прогноз будущих событий пугает невротика, вызывая у него страх перед будущим, и он даже не догадывается, что сам является автором этого «безнадежного» и «ужасного» будущего. Таким образом, «вероятность» неблагоприятного события превращается в сознании человека в реальную «возможность» его наступления.
В целом, изучение специальной литературы, посвященной ситуациям учебных стрессов, приводит к следующим выводам:
1) ситуации учебного стресса — особый класс ситуаций учебной деятельности, имеющих субъективную социальную значимость. Сами по себе они не столько представляют угрозу для психологического благополучия обучающегося, сколько стимулируют выбор определенных стратегий преодоления и мобилизуют личностные ресурсы.
2) В ситуации учебных стрессов изменить условия жизни и учёбы сложно; следовательно, необходимо найти способы нормализации психологического состояния.
Учебные стрессы, как и все другие, нельзя рассматривать вне вопроса о стрессоустойчивости личности. Данный вывод вновь заставляет обратиться к поиску способов повышения стрессоустойчивости. Очевидно, что в этом отношении, кроме психологических методов (эмоциональная разрядка, ведение дневника, смена обстановки и т.п.), весьма действенными являются средства физической культуры. Физические упражнения способны повысить стрессоустойчивость студентов, а также сыграть важную роль в борьбе с уже развившимся стрессом.
Глава II. Физическая культура как средство борьбы со стрессом
2.1. Антистрессовое действие физкультуры: физиологические и биохимические процессы в организме
Современный человек, находясь в ситуациях стрессов различного происхождения, в то же самое время является частью социума, и на развитие картины стресса существенное влияние оказывают глобальные проблемы современности. К ним следует отнести: повышенный темп деятельности, малоподвижный образ жизни (гиподинамия), информационные перегрузки, неблагоприятный экологический фон. В частности, интенсивная образовательная деятельность связана с повышенным нервно-эмоциональным напряжением и высокими умственными нагрузками при явном недостатке двигательной активности19.
Стрессовые нервно-эмоциональные нагрузки проявляются, прежде всего, на физиологическом уровне, так как они оказывают влияние на физиологические и биохимические процессы в организме. Так, например, проявляет себя недостаток двигательной активности в жизни студента. Многочасовые сидения в учебных аудиториях при явном недостатке двигательной активности создают условия для нарушений в опорно-двигательном аппарате, а непрерывная интеллектуальная работа – для усиления состояния напряженности основных функциональных систем организма. При этом свободное время студента, находящегося под влиянием учебного стресса, также в основном занято выполнением домашних заданий либо пассивным отдыхом.
Совершенно очевидно, что именно увеличение двигательной активности в состоянии разорвать порочный круг нарастания стрессовых ситуаций, в то же время усиливая организм и содействуя повышению стрессоустойчивости личности. Представленный в научных исследованиях экспериментальный материал свидетельствует о том, что с помощью средств физической культуры можно избирательно и направленно воздействовать на организм человека и нивелировать отрицательные факторы, приводящие к нервно-психическому напряжению20.
В общем виде физиологическая основа использования физкультуры в борьбе со стрессом, и в частности, учебным, представляется следующим образом. Расширенный двигательный режим содействует росту адаптационных возможностей организма. Улучшается функционирование тех систем организма, которые обычно подвергаются наибольшему напряжению при воздействии стресса (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной). Как следствие, повышается тонус центральной нервной системы и прежде всего, головного мозга, что приводит к повышению умственной работоспособности и нормализации нейродинамики, что в совокупности содействует росту стрессоустойчивости и скорейшей адаптации к учебному процессу21.
Следует отдельно упомянуть один интересный факт. Биохимическая основа влияния физической культуры на стресс стала интенсивно изучаться наукой только в последнее время. Так, в 2013 году сотрудники Принстонского университета опубликовали в «Journal of Neuroscience» работу, в которой описывали появление разных типов нейронов в группе мышей, занимавшихся «спортом». Физическая нагрузка стимулирует появление в мозге легковозбудимых нейронов, которые, как считается, могут повышать чувствительность к стрессу – просто потому, что реагируют на всё, что можно. Но, как оказалось, при этом появляются и другие нейроны, которые гасят активность первых. Благодаря им психологическая тревожность, если и появится, то быстро пройдёт22.
В другой статье, опубликованной в «Neuropharmacology», говорится о ещё одном антистрессовом механизме, связанном с физическими упражнениями. Филип Холмс (Philip Holmes) и его коллеги из Университета Джорджии описывают действие нейропептида галанина, который защищает синапсы и нейроны от разрушительного влияния стресса. Несколько лет назад исследователи обнаружили, что упражнения повышают уровень галанина в мозгу, причём именно в тех участках, чья задача – бороться со стрессом. На сей раз они решили выяснить, как связаны физические упражнения, стресс и галанин на уровне клеток и межклеточных цепочек. Известно, что стресс и депрессия вызывают атрофию нейронов и синапсов: связи между нервными клетками слабеют и рвутся, а новые не образуются. Говорят, что уменьшается синаптическая пластичность мозга. Нервная клетка становится «неконтактной» и ненужной, общее разнообразие нервных цепочек уменьшается, а уменьшение числа нервных контуров, в свою очередь, сказывается на когнитивных способностях и на умении находить выход из трудных ситуаций, в том числе и психологических. То есть стресс запускает порочный круг: чем больше стресса, тем меньше способностей ему противостоять из-за падающей пластичности.
Способность нейрона к образованию контактов с соседями можно оценить по количеству так называемых дендритных шипиков – так называют точки на отростках-дендритах, где есть все молекулярно-клеточные условия для формирования синапса. Оказалось, что у крыс, которые вели активный образ жизни, таких шипиков было больше, то есть их нейроны были более пластичными, готовыми к формированию различных цепочек. Такой же эффект был от инъекций галанина. А вот у животных, которых ограничивали в подвижности, способности нейронов к образованию синапсов уменьшались.
Затем крыс помещали в лабиринт и подвергали стрессу с помощью слабого удара током. Уровень стресса и способность сопротивляться ему оценивали по тому, будет ли животное исследовать лабиринт, или же предпочтёт затаиться. «Спортивные» крысы смело изучали новое пространство, несмотря на неприятности в виде удара током, так же вели себя и крысы с инъекцией галанина. Но, если упражнявшимся животным вводили вещество, блокирующее действие нейропептида, они вели себя так, как их малоподвижные товарищи, которые сильнее чувствовали стресс и не хотели никуда ходить.
Авторы работы делают вывод, что антистрессовое действие физических упражнений обусловлено галанином: он поддерживает в нейронах синаптическую пластичность, которая помогает преодолеть стресс и предотвращает сползание в депрессию23. (Напомним, что уровень галанина повышается как раз в тех участках мозга, которые отвечают за борьбу со стрессом.)
Кроме того, не секрет, что спортсмены и просто увлекающиеся спортом, аэробикой или фитнесом люди более устойчивы к психологическим перегрузкам. Главной причиной тому знаменитый «гормон счастья» эндорфин, уровень которого в крови заметно повышается даже после 10-15 минут занятий спортом24.
Для нас важно то, что природа наградила человека доступным средством собственного производства поистине бесценных антистрессовых биохимических агентов галанина и эндорфина – двигательной активностью. Основная роль в повышении двигательной активности, бесспорно, принадлежит физической культуре.
2.2. Физкультура и стресс: психологические механизмы воздействия
Стрессу подвержены все категории населения. Каждый человек по-разному избавляется от стрессового напряжения, но все-таки физическая активность признается большинством исследователей наиболее эффективным и полезным средством против нервного перенапряжения. Механизмы воздействия занятий физкультурой содействуют общему укреплению психологического здоровья и повышению работоспособности.
На психологическом уровне во время стресса человек может ощущать разочарование, раздражение, чувство вины, стыда, апатию, безнадежность, одиночество. В поведении происходит психологический сбой от возникновения непредвиденных и необычных обстоятельств, и человек интуитивно старается вернуться к привычным для себя способам поведения, что не всегда является возможным.
На психологическом и поведенческом уровнях занятия физкультурой могут способствовать организации и упорядочиванию активности, приведению действий и мыслей в порядок, получению ощущения контроля над ситуацией, дефицит которого испытывает человек во время стресса. Физические активность содействует повышению самооценки и уверенности в себе. Занятия спортом могут приносить радость и удовлетворение от достижения даже небольших результатов. Появляются цель и мотивация, чувство избавления от безнадежности, пассивности. Занятия физкультурой сами по себе есть отказ от деятельности и действенный способ отвлечения от негативных мыслей.
Происходящие во время стресса физиологические изменения требуют времени для стабилизации состояния. В этот период любая умеренная физическая нагрузка является полезной для психологического состояния человека, так как позволяет пережить негативные эмоции, не сосредотачиваясь на тревожащих и изнуряющих мыслях25.
Физические упражнения повышают самооценку за счет физической тренировки и улучшения ощущения своего тела, способствуют более доброжелательному отношению со стороны окружающих, так как привлекательная внешность заставляет других думать, что вы уравновешенны, чувствительны, добры, откровенны, общительны и успешны в профессиональной сфере.
Занятия физкультурой повышают жизненный тонус и работоспособность, так как здоровые люди реже болеют, менее подвержены несчастным случаям, а также в большей степени мотивированны на работу. Уменьшается тревожность, улучшается способность управлять собственной жизнью, в результате чего исчезают признаки стрессового поведения.
Психологическая взаимосвязь физкультуры и стресса проявляется, кроме того, в своеобразном парадоксе, который можно обозначить как «позитивный стресс против негативного». Стресс сопровождается обилием негативных эмоциональных переживаний: гневом, злостью, обидой. Занятие спортом тоже является своего рода стрессом (физиологическим и положительным) для организма, который с успехом вытесняет негативный психологический стресс. Энергия активности направляется не на разрушительные действия, как это бывает при сильном раздражении, а на совершенствование своего тела и сопровождается положительными эмоциями26.
Один из важных психологических механизмов, который служит обоснованием применения средств физической культуры в борьбе со стрессом, связан с понятием «доминанты». Доминанта – это господствующий участок возбуждения в коре головного мозга, который притягивает к себе возбуждения из других участков нервной системы, дополнительно усиливаясь за их счет.
Психологическая доминанта имеет и положительные, и отрицательные влияния на жизнь и деятельность человека. Доминанта обусловливает творческую деятельность, поглощенность идеей, заданием и т.п. Но она может сыграть и особую роль в развитии некоторых видов стресса, и особенно, учебно-информационного. Доминанта в умственной работе (например, концентрация на решении трудной задачи, написании курсовой работы, изучении массивного объема информации перед экзаменом) очень трудно поддается регламентированию во времени и силе. Человек, находящийся под влиянием доминанты умственной работы, отдает ей не только свое рабочее время, но и время отдыха, еды, сна, лишая полноценных свойств различные стороны своей жизни. Все это приводит к фиксации стрессовой ситуации.
Рабочая доминанта особенно сильна, если умственный труд сопровождается возбужденным эмоциональным состоянием (это может быть, тревога, ожидание негативной оценки, страх неудачи (провала), но впрочем, точно также и приподнято-взбудораженное состояние экстаза, эйфории, вдохновения в случае глубокой творческой вовлеченности в тему занятий). В любом случае, подобное состояние ведет к понижению работоспособности, к быстрой изнашиваемости высших нервных центров, к общему ослаблению нервной системы27.
Как же справиться с «бушующей» доминантой? Специалисты в области психологии убеждены: противостоять доминанте можно, только противопоставив ей еще более сильную доминанту – другой господствующий участок возбуждения в коре головного мозга. Физические упражнения обладают в этом отношении значительными преимуществами. Во-первых, двигательная система имеет мощное представительство в коре головного мозга. Во-вторых, при выполнении физических упражнений усиленно работают другие системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная)28. Все эти характеристики занятий физической культуры делают их мощным средством противостояния фиксации доминанты учебного задания и информационного блока в структуре психики человека и, следовательно, средством преодоления учебно-информационного стресса.
Авторитетный специалист в области психологии стресса Ю.В. Щербатых на основании изученного теоретического и эмпирического материала приходит к выводу, что занятия физкультурой и спортом являются существенным фактором профилактики и коррекции психологического стресса. В первую очередь это обусловлено тем, что физическая активность является естественным, генетически обусловленным ответом организма на стрессор (стратегии «борьбы или бегства»). Кроме того, занятия физкультурой и спортом отвлекают сознание человека от проблемной ситуации, переключают его внимание на новые раздражители, снижая тем самым значимость актуальной проблемы. Дополнительно спорт активизирует работу сердечно-сосудистой и нервной системы, сжигает избыток адреналина, повышает активность иммунной системы.
Активность тела, соединенная с положительными эмоциями, автоматически приводит к повышению активности психики, хорошему настроению. Как писал английский писатель Уильям Годвин, «самое важное свойство для физического здоровья представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти. Но бодрость духа придает новую жизнь нашему физическому организму и ускоряет циркуляцию соков».
Ю.В. Щербатых особенно подчеркивает значение занятий физкультуры в профилактике и преодолении профессиональных и учебных стрессов. Специалисты в области предотвращения производственных стрессов отмечают: «Использование различных видов специальных двигательных и дыхательных упражнений – давно и хорошо известный способ нормализации функционального состояния. Повышение общей физической подготовки на устойчивость к возникновению неблагоприятных состояний не требует специальных доказательств. Занятия спортом, различные системы закаливания, нормализация режима двигательной активности широко используются в этих целях». В многочисленных исследованиях было также показано, что у лиц с высокой физической работоспособностью оказалась выше и психическая работоспособность29.
Необходимо отметить, что в исследовательской литературе, посвященной психологии стресса, выделяют конструктивные и неконструктивные стратегии борьбы со стрессом, которые (осознанно или неосознанно) выбирают для себя люди.
Конструктивные способы решения проблем включают в себя:
• достижение цели своими силами (не отступать, добиваться того, чего хочешь);
• обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем;
• тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее развития или решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно, «не делать глупостей»);
• изменение своего отношения к проблемной ситуации, ее переосмысление;
• изменения в себе самом, в системе собственных установкой и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сам»).
Неконструктивные стратегии поведения:
• различные способы психологической защиты – вплоть до вытеснения проблемы из сознания, – не предполагающие повторного возвращения для ее разрешения («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать»);
• пассивность, избегание («стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);
• импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами;
• агрессивные реакции;
•разрушительные стратегии, сопряженные с нанесением вреда самому себе (алкоголь, наркотики)30.
Авторы психологических исследований не просто убедительно доказывают фатальность, гибельность для человека выбора неконструктивных стратегий преодоления стресса, но и ставят вопрос о том, что способствует предпочтению конструктивных стратегий. Достаточно эффективно справляться с жизненными трудностями человеку позволяют «ресурсы совладающего поведения». Они могут, как использоваться человеком, актуализироваться, так и не использоваться, оставаясь в потенциальном состоянии. К внутренним ресурсам относят: темперамент, который определяет цепочку «отзывчивости» человека на стресс и влияет на стиль, характеризующий стратегию совладания, личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей, усвоенные в родительской семье образцы разрешения кризисных жизненных ситуаций, уровень самооценки, социально-психологическая компетентность, уровень нервно-психической устойчивости. Внешние ресурсы совладания – это уровень и образ жизни, образование, социальная поддержка. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями31. Из этого можно сделать вывод, что в основе психологических механизмов воздействия физкультуры на преодоление стресса находится развитие с помощью средств физкультуры волевых и мотивационных компонентов личности человека.
Глава 3. Роль двигательной активности в преодолении
учебного стресса
3.1. Самооценка стрессоустойчивости, нервно-интеллектуального напряжения и двигательной активности
Теоретическое обоснование положительного влияния физической культуры на стрессоустойчивость человека, разумеется, требует дополнительной проверки практикой. Кроме того, в конкретной реальной ситуации человека, находящегося в состоянии стресса, важно не только понимать природу, механизмы стресса и влияние двигательной активности на его преодоление, но и разработать определенную стратегию применения средств физической культуры и владеть определенными методами самонаблюдения.
В данной работе поставлена задача разработать методику самооценки и рекомендации по практическому использования физической культуры в конкретной ситуации учебного стресса первокурсника. Решение этой задачи было разбито на несколько частей (элементов):
Использовать имеющиеся в научной литературе тесты для определения исходного уровня стрессоустойчивости, нервно-эмоционального напряжения и уровня двигательной активности;
В течение 6 недель наращивать уровень двигательной активности (меняя через двухнедельные интервалы ее составляющие и темп) и продолжать самонаблюдение с помощью выбранных тестов;
Сформулировать выводы о влиянии средств физической культуры на стрессоустойчивость и нервно-эмоциональное напряжение человека;
Предложить конкретные рекомендации по использованию физических упражнений в преодолении учебного стресса.
Для определения уровня стрессоустойчивости я использовал тест, разработанный Ю.В. Щербатых.
Тест на стрессоустойчивость Ю.В. Щербатых32
1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-балльной системе каждое событие, поставив любое число от 1 (совершенно не задевает) до 10 (очень сильно беспокоит и напрягает).
1.1. Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду).
1.2. Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег.
1.3. Машина, которая обрызгала вас грязью.
1.4. Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель).
1.5. Правительство, депутаты, администрация.
2. Отметьте по 10-балльной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов – если данное свойство у вас очень выражено, 1 – если оно отсутствует).
2.1. Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе.
2.2. Стеснительность, робость, застенчивость.
2.3. Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах.
2.4. Плохой, беспокойный сон.
2.5. Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты.
3. Как проявляются ваши стрессы на вашем здоровье (оцените по 10-балльной шкале признаки)?
3.1. Учащенное сердцебиение, боли в сердце.
3.2. Затрудненное дыхание.
3.3. Проблемы с желудочно-кишечным трактом.
3.4. Напряжение или дрожание мышц.
3.5. Головные боли, повышенная утомляемость.
4. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где 1 – совсем не характерно, а 10 – применяю почти всегда).
4.1. Алкоголь.
4.2. Сигареты.
4.3. Телевизор, компьютер
4.4. Вкусная еда.
4.5. Агрессия (выплеснуть зло на другого человека).
5. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где 1 – совсем не характерно, а 10 – применяю почти всегда).
5.1. Сон, отдых, смена деятельности.
5.2. Общение с друзьями или любимым человеком.
5.3. Физическая активность (занятия физкультурой).
5.4. Анализ своих действий, поиск других вариантов.
5.5. Изменение своего поведения в данной ситуации.
6. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние
три года? (Отметьте V.)
Значительно уменьшился |
Незначительно уменьшился |
Не изменился |
Незначительно возрос |
Значительно увеличился |
-20 |
-10 |
0 |
+10 |
+50 |
Подсчет результатов:
Фактически данный тест оценивает уровень стрессочувствительности – показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессоустойчивость человека. Нужно просуммировать результаты по первым 4 пунктам (шкалам). Получаем сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. Затем (по 5 пункту) подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5-му пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).
Затем к полученному результату добавляется показатель 6 пункта (с «+» или «–») в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.
Средние результаты по итогам теста:
Устойчивость |
Норма |
Повышенная чувствительность стрессу |
Менее 35 баллов |
От 35 до 85 баллов |
Более 86 баллов |
Интерпретация по отдельным шкалам:
Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели – от 15 до 30 баллов.
Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели – от 14 до 25 баллов.
Третья шкала – предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели – от 12 до 28 баллов.
Четвертая шкала – определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели – от 10 до 22 баллов.
Пятая шкала – определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели – от 23 до 35 баллов.
Анализ личных результатов по тесту Ю.В. Щербатых: Самооценка стрессоустойчивости выявила следующее. Общий результат 150 баллов (значительно, почти в 2 раза относительно средней нормы, повышенная чувствительность к стрессам). При этом в норме следующие показатели: первая шкала (25 баллов; то есть нормальная реакция на независящие от нас обстоятельства), четвертая шкала (20; нет преобладания деструктивных способов преодоления стресса). Превышение выявилось по второй шкале (32 балла; это склонность все усложнять) и по третьей (39 баллов; предрасположенность к психосоматическим заболеваниям). Особое значение имеет тот факт, что общий результат по первым четырем шкалам незначительно превышен (116 баллов при норме до 100), а значительный общий показатель стресса вырос на 50 баллов по шестому пункту (субъективная оценка изменения уровня стресса за последние три года в сторону значительного роста, что дает плюс 50 баллов). При этом вычитаемые из общего результата по пятой шкале баллы оказались сравнительно низкими (16 баллов, при норме от 23), что говорит о недостаточном внимании к конструктивным способам сопротивления стрессу.
Таким образом, личные результаты теста на стрессочувствительность приводят меня к выводу о наличии учебно-информационного стресса первокурсника и о важности применить конструктивные способы его преодоления, уделив особое место физкультуре.
Тест Ю.В. Щербатых обладает высоким уровнем объективности и он имеет универсальный характер (то есть, объективность независима от конкретного вида или фактора стресса). Тем не менее, понятно, что результаты теста не могут значительно изменяться в короткое время эксперимента в рамках данной работы (6 недель). Результаты теста помогут зафиксировать исходный уровень стрессочувствительности и показать в целом наличие динамики за этот период. Кроме того, поскольку речь идет конкретно об учебном стрессе первокурсника, нужно учитывать, что основой этого стресса являются информационные перегрузки и состояние постоянного нервно-интеллектуального напряжения. Значит, в моем эксперименте нужно было смоделировать ситуацию интеллектуального напряжения, которую можно объективно «измерить». С этой целью я использовал подходы и наблюдения И.В. Ефимовой и Н.Я. Батовой33, измерявших показатели нервно-эмоционального и интеллектуального напряжения студентов. Нужно оговориться, что в исследованиях этих специалистов применялись специальные приборы для определения характеристик сердечного ритма; в моем эксперименте данные носят более общий и приблизительный характер, так как измеряется только уровень артериального давления (АД) и частота сердечных сокращений, или пульс (ЧСС).
На основании исследований И.В. Ефимовой и Н.Я. Батовой я применял следующие подходы:
1). Интеллектуальная деятельность может быть изучена на модели серийных операций с помощью теста Бурдона. Задача испытуемого состоит в последовательном суммировании 3-х чисел строки в максимально быстром темпе. Показатели теста определяются по качеству выполнения интеллектуальной операции (среднее количество ошибок за единицу времени). На мой взгляд, этот тест достаточно хорошо моделирует ситуацию учебного стресса, так как исследуется напряженная умственная деятельность в условиях дефицита времени и эмоционального напряжения.
2). В этом же самом эксперименте фиксируются показатели А/Д и ЧСС, так как в процессе напряженной умственной работы возникают изменения показателей сердечного ритма.
Результаты исследования фиксировались в таблице:
Период проведения эксперимента |
Среднее количество ошибок по тесту Бурдона за 1 минуту |
Показатели А/Д (мм. рт. ст.) и ЧСС (ударов в минуту) |
Главной задачей практической части моей работы является определить влияние двигательной активности на стрессоустойчивость и преодоление стресса. Соответственно, важно измерить уровень двигательной активности. Для самооценки двигательной активности я применял таблицу-опросник, обнаруженную в исследовании М.Я. Виленского и В.И. Ильинича34.
Виды физических нагрузок |
Регулярно (баллов) |
Нерегулярно (баллов) |
Не выполняю (баллов) |
Утренняя гимнастика |
10 |
7 |
0 |
Подъем по лестнице без лифта |
5 |
3 |
0 |
Передвижение на работу (учебу) пешком |
5 |
3 |
0 |
Передвижение с работы (учебы) пешком |
5 |
3 |
0 |
Физкультурные паузы во время работы (учебных занятий) |
10 |
7 |
0 |
Физкультурные занятия в выходные дни |
20 |
10 |
0 |
Закаливающие мероприятия |
5 |
3 |
0 |
Участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях |
20 |
10 |
0 |
Физкультурные занятия в спортивных секциях и группах |
30 |
10 |
0 |
Выполнение физической работы по дому |
5 |
3 |
0 |
3.2. Рекомендации по использованию средств физической культуры в преодолении учебного стресса
Практическая часть моей работы состояла в том, чтобы после определения с помощью тестов исходного уровня стрессочувствительности, нервно-интеллектуального напряжения и уровня двигательной активности, перейти к наращиванию физической активности и фиксировать влияние физических упражнений на показатели стресса. Одновременно было важно определить виды двигательной активности, доступной в условиях дефицита времени и допустимой по ограничениям со стороны здоровья. Также было необходимо сравнить влияние на показатели стресса различных вариантов наращивания двигательной активности: количественное увеличение нагрузок или достижение большей регулярности и систематичности при тех же нагрузках.
Уровень двигательной активности наращивался в течение 6 недель эксперимента, и соответственно, измерялся четыре раза:
Исходный уровень – 25 баллов (утренняя гимнастика нерегулярно; передвижение с учебы пешком нерегулярно; физкультурные занятия в выходные дни нерегулярно; выполнение работы по дому регулярно).
Через две недели увеличения физической активности – 50 баллов (утренняя гимнастика регулярно; передвижение с учебы пешком регулярно; физкультурные паузы во время занятий нерегулярно; физкультурные занятия в выходные дни регулярно; выполнение работы по дому регулярно).
Через четыре недели увеличения физической активности – 56 баллов (утренняя гимнастика регулярно; передвижение на учебу пешком нерегулярно; передвижение с учебы пешком регулярно; подъем по лестнице без лифта нерегулярно; физкультурные паузы во время занятий нерегулярно; физкультурные занятия в выходные дни регулярно; выполнение работы по дому регулярно). На данном этапе в основном увеличивалось количество выполняемых упражнений во время самостоятельных физкультурных занятий и общая нагрузка физической активности.
Через шесть недель увеличения физической активности – 65 баллов (утренняя гимнастика регулярно; передвижение на учебу пешком (часть пути) регулярно; передвижение с учебы пешком (часть пути) регулярно; подъем по лестнице без лифта регулярно; физкультурные паузы во время занятий регулярно; физкультурные занятия в выходные дни регулярно; выполнение работы по дому регулярно; закаливающие мероприятия регулярно). На данном этапе количество и общая нагрузка физических упражнений не увеличивались, но упор был сделан на регулярность (систематичность) двигательной активности. Помимо того, общая длина дороги пешком на учебу и с учебы была сокращена до достаточно большой части пути, но такие пешие прогулки стали регулярными. Кроме того, в программу физкультурных упражнений выходных дней была дополнительно включена часовая пешая прогулка в быстром темпе (спортивная ходьба). Также были введены закаливающие мероприятия (контрастный душ и обтирания).
На всем протяжении эксперимента проводилась самооценка нервно-интеллектуального напряжения и стрессочувствительности. Изменения на всех этапах увеличения двигательной активности отражены в таблице.
Период проведения эксперимента |
Уровень двигательной активности (баллов) |
Результат теста на стрессочувствительность по Ю.В. Щербатых (баллов) |
Среднее количество ошибок по тесту Бурдона за 1 минуту |
Показатели А/Д (мм. рт. ст.) и ЧСС (ударов в минуту) во время прохождения теста Бурдона |
I Исходный уровень |
25 |
150 |
6 |
А/Д=135/85 ЧСС=93 |
II Через две недели |
50 |
140 |
4 |
А/Д=130/82 ЧСС=83 |
III Через четыре недели |
56 |
132 |
3 |
А/Д=125/80 ЧСС=77 |
IV Через шесть недель |
65 |
120 |
2 |
А/Д=115/70 ЧСС=70 |
Практическая часть работы дает основания сделать следующие выводы (сформулировать рекомендации по использованию физической культуры в преодолении стресса):
1. Усиленная умственная работа в условиях дефицита времени и эмоционального напряжения (включая адаптацию к учебному процессу в вузе) при недостатке двигательной активности составляет основу учебного стресса первокурсника. Она вызывает изменения в деятельности основных систем организма (прежде всего, нервной и сердечно-сосудистой). Их достаточно наглядно можно было увидеть на примере показателей сердечного ритма в тесте Бурдона. Общая стрессовая ситуация нашла свое отражение в показателях теста Ю.В. Щербатых.
2. Даже в условиях дефицита времени и ограничений по состоянию здоровья можно найти резервы увеличения двигательной активности. Среди них утренняя гимнастика, физкультурные паузы во время приготовления домашних заданий, выполнение комплекса гимнастических общеразвивающих упражнений с незначительными отягощениями в выходные дни (наклоны и повороты туловища, прогибания, приседания и т.п.), оздоровительная ходьба в выходные дни и преодоление пешком определенной части маршрута по дороге на учебу и с учебы, а также подъем по лестнице без лифта и выполнение работы по дому.
3. Увеличение двигательной активности показывает видимый положительный эффект в условиях учебного стресса: появляется положительная динамика в результатах теста по Ю.В. Щербатых, а интеллектуальная деятельность в тесте Бурдона дает лучшие результаты при меньшем напряжении сердечно-сосудистой системы (снижается количество ошибок в тесте и улучшаются показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений).
4. Положительный эффект физических упражнений в преодолении стресса объясняется общеукрепляющим влиянием физкультуры на организм, сопутствующими позитивными биохимическими изменениями в организме (выработка галанина и эндорфина), переключением психологических реакций с негативных на положительные, с пассивных на активные.
5. Можно допустить, что в преодолении стресса наибольшее значение имеет регулярность и систематичность физических упражнений. Особенно большой эффект дают чередование умственного туда и двигательной активности (включая физкультурные паузы) и те виды двигательной активности, которые сопряжены с психологической разрядкой (пешие прогулки, спортивная оздоровительная ходьба).
Заключение
Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей. Поэтому в преодолении стресса субъективно важно занять активную жизненную позицию. В этом отношении занятиям физкультурой принадлежит особая роль.
Физическое воспитание позволяет не только укрепить опорно-двигательный аппарат и сердечнососудистую систему, оно помогает человеку справиться со многими эмоциональными расстройствами, в том числе и со стрессом. В основе положительного влияния физкультуры на преодоление стресса лежат глубокие и разнообразные физиологические, биохимические и психологические механизмы.
Практический опыт измерения характеристик стрессочувствительности и нервно-эмоционального напряжения в условиях роста двигательной активности убедительно доказывает эффективность использования физкультуры в борьбе со стрессом.
Список использованной литературы
Апалькова А.М., Полынский В.В., Герасимова Н.А. Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса // Юный ученый. 2018. №2.
Асеев Г.М., Норкина Т.Е., Флеровский Е.А. Умственный труд и физическая культура. М., 1961.
Батова Н.Я. Двигательная активность и эмоциональная устойчивость // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006.
Быкова Е.С. Физическая культура как средство борьбы со стрессом у студентов // www. science. forum.ru
Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., 1987.
Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л. Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 6 (77). Т. 5.
Ефимова И.В. Показатели сердечного ритма при интеллектуальном напряжении у студентов с разным уровнем двигательной активности // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988.
Зиновьев Н.А. Физическая культура и стресс // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. 2011. № 1.
Кринчик Е.П. Экзамен и психика // Психология в вузе. 2009. № 2.
Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Экзамен и психика // Лурия А.Р. Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. М., 2003.
Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса. Учебник и практикум для вузов. М., 2019
Психодиагностика стресса: Практикум / Сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. Казань, 2012.
Симптомы стресса: влияние на организм и поведение // http://www.mayoclinic.com/health/stress-symptoms/SR00008_D/ [Дата обращения: 1.11.2019]
Стасевич К. Почему физкультура спасает от стресса // Наука и жизнь. www. nkj. ru
Третьяков А.А., Горелов А.Н. Нервно-эмоциональное напряжение и повышение устойчивости студентов к его воздействию // Сова. 2012. № 4 (15).
Учебный стресс первокурсника https://psyhoday.ru/stress/faktory-v-processe-ucheby-studentov.html[Дата обращения: 1.11.2019]
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. М., 2006.
1Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса: Учебник и практикум для вузов. М., 2019; Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006; Психодиагностика стресса: Практикум / Сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. Казань, 2012.
2Быкова Е.С. Физическая культура как средство борьбы со стрессом у студентов // www. science. forum.ru; Стасевич К. Почему физкультура спасает от стресса // Наука и жизнь. www. nkj. ru; Зиновьев Н.А. Физическая культура и стресс // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. 2011. № 1; Апалькова А.М., Полынский В.В., Герасимова Н.А. Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса // Юный ученый. 2018. №2. С. 140-144. – URL https://moluch.ru/young/archive/16/1129/.
3Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Экзамен и психика // Лурия А.Р. Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. М., 2003; Кринчик Е.П. Экзамен и психика // Психология в вузе. 2009. № 2.
4Третьяков А.А., Горелов А.Н. Нервно-эмоциональное напряжение и повышение устойчивости студентов к его воздействию // Сова. 2012. № 4 (15); Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л. Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 6 (77). Т. 5.
5Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. М., 2006.
6 Ефимова И.В. Показатели сердечного ритма при интеллектуальном напряжении у студентов с разным уровнем двигательной активности // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988; Батова Н.Я. Двигательная активность и эмоциональная устойчивость // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988.
7 Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., 1987.
8 См.: Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса: Учебник и практикум для вузов. М., 2019. С. 9.
9 Там же. С. 9-10.
10 См.: Психодиагностика стресса: Практикум / Сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. Казань, 2012. С. 7.
11 См.: Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Указ. соч. С. 10-11.
12 См.: Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. С. 10-15.
13 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Указ. соч. С. 11-12.
14 Симптомы стресса: влияние на организм и поведение // http://www.mayoclinic.com/health/stress-symptoms/SR00008_D/ [Дата обращения: 1.11.2019].
15 Учебный стресс первокурсника https://psyhoday.ru/stress/faktory-v-processe-ucheby-studentov.html[Дата обращения: 1.11.2019].
16 Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Экзамен и психика // Лурия А.Р. Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. М., 2003.
17 Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. М., 2006. С. 139-142.
18 См.: Кринчик Е.П. Экзамен и психика // Психология в вузе. 2009. № 2. С. 31-34.
19 См.: Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. С. 142.
20 См., напр.: Третьяков А.А., Горелов А.Н. Нервно-эмоциональное напряжение и повышение устойчивости студентов к его воздействию // Сова. 2012. № 4 (15). С. 155.
21 Там же. С. 161.
22Стасевич К. Почему физкультура спасает от стресса // Наука и жизнь. www. nkj. ru [Дата обращения: 2.11.2019].
23Стасевич К. Почему физкультура спасает от стресса // Наука и жизнь. www. nkj. ru [Дата обращения: 2.11.2019].
24Быкова Е.С. Физическая культура как средство борьбы со стрессом у студентов // www. science. forum.ru. [Дата обращения: 4.11.2019].
25Третьяков А.А., Горелов А.Н. Нервно-эмоциональное напряжение и повышение устойчивости студентов к его воздействию // Сова. 2012. № 4 (15). С. 157-158.
26Апалькова А. М., Полынский В. В., Герасимова Н. А. Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса // Юный ученый. — 2018. — №2. — С. 140-144. — URL https://moluch.ru/young/archive/16/1129/ [дата обращения: 04.11.2019].
27См. : Асеев Г.М., Норкина Т.Е., Флеровский Е.А. Умственный труд и физическая культура. М., 1961. С. 21-22.
28Там же. С. 23.
29Подробнее см.: Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. М., 2006. (Раздел 6.2. Физические упражнения).
30См.: Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания. Новосибирск, 2012. С. 24-25.
31 Там же. С. 26.
32Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. М., 2006. С. 199-202.
33См.: Ефимова И.В. Показатели сердечного ритма при интеллектуальном напряжении у студентов с разным уровнем двигательной активности // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988. С. 133-138; Батова Н.Я. Двигательная активность и эмоциональная устойчивость // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988. С. 171-172.
34Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., 1987. С. 29-30.