Региональный маркетинг Республики Дагестан - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Региональный маркетинг Республики Дагестан

Юсупов Ю.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понимание необходимости маркетинга региона приходит разными путями. Где-то столкнулись с фактом снижения привлекательности региона для туристов, инвесторов, других лиц, способных придать региону новые силы, влить в него «свежую кровь». Возникает трудность с оттоком финансовых, трудовых и других ресурсов из региона. И наконец, часто можно встретить такую проблему как обеспечить привлекательность региональных товаров внутри территории и в то же время сделать более выгодным их экспорт за пределы региона.

Некоторые регионы специально формируют в сознании сугубо региональные брэнды продуктов, их ассоциации с названиями регионов. Чаще всего названия регионов ассоциируются с продуктами питания. В качестве примеров таких ассоциаций в отношении отдельных штатов США можно привести «апельсины Флориды», сыр «Висконсина», «виски Кентукки», «картофель Айдахо». В России известны уже упоминавшиеся «московская» и «столичная» водки, тамбовский окорок, вологодское масло, тульские пряники. Сходная ситуация с предметами, входящими в сферу народных промыслов: мы знаем гжельский фарфор, хохломскую роспись, тульские самовары, жостовские подносы, уральские самоцветы, каслинское литье. Крым ассоциируется с отдыхом, а к названию сорта яблок «апорт» многие готовы добавить: «алма-атинский». [1]

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма.

Определяющей функцией маркетинга региона — является позиционирование среди других регионов, а также на международных рынках сбыта. Оно помогает регионам и центру увидеть, на каких направлениях деятельности и рынках сбыта данному региону целесообразно играть роль лидера отечественной экономики, на каких — действовать в режиме партнерства, а с каких — уйти. Такое позиционирование предполагает выявление пропорций между объемами продаж ведущих групп товаров на конкретных рынках сбыта в сравнении с ведущим регионом-конкурентом, а также определение перспективности активных усилий на конкретных рынках в связи с уровнем их валового внутреннего продукта на душу населения и долей продаж в структуре продаж регионального товара, с учетом уровня развития рыночной и социальной инфраструктуры (см. рис.1.).

Рис.1. Относительная доля региона (для 4 регионов).

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки и совершенствования системы управления стабилизацией и развитием экономики регионов, позволяющей создать условия для значительного повышения эффективности развития и на этой основе обеспечить повышение уровня жизни населения.

Переход к рыночным отношениям для многих регионов Российской Федерации, в том числе и для Республики Дагестан, явился причиной глубокого экономического кризиса. Медленное решение проблемы рыночного реформирования привело к существенному снижению за последнее десятилетие основных показателей, характеризующих уровень развития региона, вызвало общую дестабилизацию социально-экономического положения и привело к депрессивности экономики.

В работах российских и зарубежных ученых разработаны общетеоретические вопросы рыночной трансформации регионов, формы и методы регионального планирования и прогнозирования, механизмы оптимизации территориальных пропорций, согласования отраслевых и территориальных решений, предложены различные системы регулирования экономического роста регионов. Вопросы экономического развития такого осложненного проблемами региона как Республика Дагестан исследовались в работах В.Г. Алиева, А.Ш. Ахмедуева, М.А. Багомедова, Г.А. Гаджимагомедова, М.А. Гасанова, СВ. Дохоляна, М.М. Магомедовой, A.M. Мирзабекова, Ю.Н. Сагидова, М.М. Чернышева.[2]

Для разработки и обоснование теоретических и методологических основ стабилизации и развития экономики Республики Дагестан необходимо решить следующие задачи:

проанализировать социально-экономическое положение Республики Дагестан как объекта стабилизации экономики, тенденции и перспективы ее реформирования;

исследовать основные направления и формы деноминации финансово-инвестиционного процесса в депрессивном регионе;

разработать основные положения программы финансово - экономической стабилизации экономики региона;

обосновать основные направления бюджетной стабилизации экономики административно-территориальных образований региона;

раскрыть инвестиционные аспекты стабилизации и предложить финансово-кредитный механизм расширения инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов региона;

разработать модель финансовой стабилизации экономики Республики Дагестан и определить роль ее основных составляющих в развертывании и реализации процесса стабилизации. [3]

Анализ теоретических и практических основ стабилизации экономики региона показывает, что невозможно эффективно осуществлять стабилизацию экономики без осуществления ее структурной перестройки. Структурная перестройка является внутренним содержанием процесса экономической стабилизации. Вместе с тем, стабилизация экономики, как определенная стадия экономического цикла, по своему содержанию, характеру и задачам шире, объемнее, чем первоначальный этап структурных изменений экономики. По сути, это объединяющий процесс, который позволяет согласовать, совместить решение проблем сохранения экономического потенциала, его стабилизации и проблем структурной перестройки экономики региона.

В настоящее время пока отсутствует взаимосвязь финансового пространства с экономическим пространством. Финансовая стабилизация является тем механизмом, развитие которого позволяет перейти к фазе стабилизации и устойчивого развития экономики региона, реально добиться успеха в ключевых производственных сферах.

В экономике депрессивного региона, такого, как Республика Дагестан, представляющего собой, не структурированную систему, а механический конгломерат малосвязанных хозяйствующих агентов, комплексность и синхронность финансовых и экономических стабилизационных мер является одним из важнейших условий развития.

Можно сделать вывод, что преодоление экономического отставания республики будет достигнуто, прежде всего, за счет повышения оснащенности экономики республики основными фондами. Решение этой задачи существенно осложняется дотационным характером экономики Республики Дагестан. Об этом свидетельствует превышение использования ВРП над его производством.

Одной из проблем региона является нехватка инвестиций.

Основными элементами процесса наращивания инвестиционной составляющей местных бюджетов в Республике Дагестан являются:

стимулирование региональных и муниципальных органов власти по укреплению собственной доходной и бюджетной базы для целей инвестиционного использования;

совершенствование обеспечения инвестиционно-заемной деятельности республиканского и местных бюджетов, а также хозяйствующих субъектов целях аккумуляции ресурсов на их развитие.

Повышение имиджа Республики Дагестан.

развития и укрепления межрегиональных хозяйственных связей между предпринимателями регионов России, СНГ и зарубежья;

создания доступной системы деловой информации, интегрированной в российские и зарубежные информационные системы;

содействия инвестициям, совместным проектам и предприятиям;

развития предпринимательской активности в регионе.

Реклама и пропаганда деятельности производителей Республики Дагестан.

Проведение выставок и ярмарок с участием республиканских товаропроизводителей, в республике и за ее пределами. [4]

Хотя в основном в Республике Дагестан развито рыболовство, народные промыслы, легкая промышленность,
а также сельскохозяйственная и перерабатывающая промышленности, необходимо отметить, что посвоим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов Республика Дагестан является одним из перспективных регионов России для развития индустрии туризма и отдыха.

Таким образом, на сегодняшний день стоит задача обеспечить надёжное экономически обеспеченное существование региона, его реальную заинтересованность в увеличении доходной базы, реализации инвестиционного развития.

Список использованной литературы:

«Развитие трудового потенциала конкурентной рыночной среды» Лавров И.И. – журнал Регионы России 2012 №1

«Российские регионы и муниципалитеты: кризисный год позади, что дальше?» Редькин Владимир – журнал РЦБ 2010 №2

«Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов» Вагизова, В. И. 2013год.

«Мониторинг предприятий экономики Дагестана»Ильясов С.М. – журнал Деньги и кредит 2008 № 2.

Просмотров работы: 5