ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА ВО СЛАВУ РОССИИ: АКАДЕМИК С. И. РЕСНЯНСКИЙ (к 75-летию со дня рождения). - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА ВО СЛАВУ РОССИИ: АКАДЕМИК С. И. РЕСНЯНСКИЙ (к 75-летию со дня рождения).

Копылова В.Н. 1, Косорукова М.И. 2
1МГОУ
2РЭУ им Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начале ХХI века необходимо проанализировать не только историю России, но и ее верных исследователей, тех, кто внес особый вклад в сохранение и изучение исторических источников, кто верно нес эстафету и передавал знания молодому поколению. Необходимо подвести итог вкладу в науку каждого из историков и создать галерею их литературных портретов.

Целью данной статьи является анализ жизни и научного творчества одного из тех, кто преумножил славу исторической науки, доктора исторических наук, профессора Сергея Ивановича Реснянского. Научная новизна заключается в том, что впервые в научном историческом исследовании на основе исторических источников, таких как научные работы самого профессора Сергея Ивановича Реснянского, историографические и критические статьи, посвященные его научному творчеству, так и работы (книги и статьи), на которых оказал влияние этот профессор, дается цельный образ жизни и творчества этого известного ученого.

Актуальность статьи связана с широким празднованием юбилея (75-летия) С.И.Реснянского, потому структура данной статьи подразумевает первоначально знакомство с биографией профессора Реснянского. После чего будет предпринят анализ его научных концепций и мировоззрения.

Реснянский Сергей Иванович родился 26 сентября 1944 года в Воронеже. Еще с детства он был воспитан в духе уважения к своим родителям, особенно к матери, которую звали Ириной. Так, до настоящего времени он участвует в Ирининских чтениях в память о ней. Его мать- участница Великой отечественной войны, медсестра в медсанбате и эвакогоспитале два года находилась в действующей армии, награждена медалями и орденом Отечественной войны .Отец- Бурмистров Иван Капитонович, майор, командир батальона, погиб под Кенигсбергом в марте 1945 года.

После прохождения срочной службы в армии ( служба на Дальнем Востоке на советско-китайской границе), в 1969 году поступил, а в 1975 году закончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Больше 9 лет, с 1975 по 1984 гг. работал на кафедре истории в качестве старшего преподавателя, доцента во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. В 1981 году в МГУ им. М. В. Ломоносовапосле окончания аспирантуры защитил под руководством И. Е. Горелова кандидатскую диссертацию на тему: «Большевики Центрального промышленного района в борьбе за рабочие массы в период спада Первой русской революции: 1906 – июнь 1907 гг.». После в должности доцента проработал в ряде вузов, таких как МИНХ им. Г В. Плеханова (1984 –1988), Московская высшая партийная школа в 1988 –1991 гг. (сейчас это РГСУ, Российский Государственный Социальный Университет), Российской академии сферы быта и услуг (1991–2000 гг.). В 2001 году с блеском защитил докторскую диссертацию на тему: «Российская историография взаимоотношений государства и церкви в период петровских преобразований» [14]. С. И. Реснянский продолжал научные и творческие исследования, переходя из вуза в вуз в поисках коллектива единомышленников: в 2000 – 2003 гг. был директором Института социального туризма, профессором кафедры Отечественной истории РГСУ; в 2003 –2013гг. – заведовал кафедрой культурологии и философии в Российском государственном университете туризма и сервиса.

Достижения и заслуги профессора С.И. Реснянского признаны в российской и международной научной общественности . Профессор С.И. Реснянский - член Союза журналистов России; член Диссертационного совета РУДН (Исторические науки и археология) , член Диссертационного совета МГОУ по историческим наукам, член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; академик Российской академии естественных наук (член бюро секции «Российские энциклопедии»), член Императорского православного палестинского общества.

С 2003 г. по настоящее время С.И.Реснянский преподает в Российском университете дружбы народов, сначала, с 2003 по 2008 г. – в Центре антропологических исследований, с 2008 г. и до текущего момента он профессор кафедры истории России РУДН. Одновременно, с 2013 г. по настоящее время он совмещает преподавание в РУДН с чтением лекций на кафедре истории средних веков и нового времени МГОУ (Московский Государственный областной университет).

Под руководством профессора Сергея Ивановича Реснянского были подготовлены 15 кандидатских и 8 докторских диссертаций по отечественной истории. Сфера научных интересов профессора Реснянского широка и многообразна: это и история Русской Православной церкви [12], и историография России [15], и творчество Сальвадора Дали [11], историография, взаимоотношения государства и церкви, источниковедение, русская идея, аксиология, соборность, история религии. историческая психология, русский религиозный раскол, геополитика, история России [13].

Профессор С.И.Реснянский автор ряда популярных учебников и учебных пособий, таких как «Отечественная история IX–XIX вв.» (в соавторстве) [17], «История общественной мысли России. XI–XX вв.» (в соавторстве) [18] и др.

Среди научных исследований профессора С.И. Реснянского особый интерес представляют лекции по интеллектуальной истории России XI–XXI вв. [10] В книге подчеркиваются и освещаются недостаточно изученные в отечественной исторической учебной литературе и историографии вопросы о воздействии текста Библии на мировоззрение древнерусского летописца, о влиянии исторической структуры киевского «Синопсиса» на русскую литературу и общественное сознание XVIII–XX вв., о возникновении 2 типов исторического знания: научного и социально ориентированного (на примере исторических текстов М.В. Ломоносова и Г.Ф. Миллера), а также политики памяти, которую пыталась пропагандировать посредством своих исторических произведений Екатерина II.

Среди самых ярких идей, составляющих сущность оригинального мировоззрения доктора исторических наук С.И. Реснянского, кроме изучения аксиологии, русской идеи и соборности выделяется мысль, что триада «Москва - Третий Рим» суть потенциал мессианской устремлённости в будущее России её православного архетипа. Эта идея, как считает С.И.Реснянский, кардинально определила направление русской духовной жизни в целом и деятельности Русской Православной Церкви.

Профессор С. И. Реснянский пользуется заслуженным уважением и авторитетом, как у профессиональных историков [19, с. 129], которые занимаются изучением проблем в самых различных областях, вопросах истории эмиграции [20, с. 607], вопросах гендерных и изучения педагогики и поведения молодежи [1, с. 2], вопросах исследования национальной идеи [8, с. 121], истории церкви и ХХ века [4, с. 15].

Публикация его статей всегда вызывает широкий общественный резонанс. Так, например, исследователи В. Ю. Дашевский и С. А. Чарный подчеркивают, что в статье «Поиски “масонского заговора” и кризис правой идеологии в предреволюционной России», опубликованной в журнале «Вопросы истории» 2017 г. № 9, историки В. Э. Багдасарян и С. И. Реснянский «камня на камне не оставили от „масонских“ конспирологических теорий» [22, с. 316].

Научное творчество и идеи профессора С. И. Реснянского оказали влияние не только на формирование научной школы, но и уже нашли отражение в популярных художественных произведениях (Мария Магдалинова «Дети перестройки. Предупреждение». Антиутопия. [9] https://www.labirint.ru/books/622491/, Severo Мигель. Планета Афон. Дева Мария [21]и др.).

Следует отметить не только научные изыскания, но и личностные качества профессора С.И. Реснянского: доброжелательность, отзывчивость, стремление помочь людям, попавшим в беду, участие в судьбе коллег, терпение, отсутствие высокомерия, что так редко можно встретить в научной среде начала ХХI века [6, с. 41]. Молодые ученые подтверждают, что даже с аспирантами и студентами профессор С.И. Реснянский общается как с равными [3, с. 79]. Реснянский Сергей Иванович считает, что «образование – это, прежде всего, выстраивание личности, ибо восстановление духовного в сегодняшнем человеке — самая главная проблема ХХI столетия» [16].

Профессор С.И. Реснянский подтверждает свои научные идеи о торжестве нравственности всем своим поведением [2, с. 244]. Он не только авторитетный, пользующийся заслуженным уважением историк церкви, но и действительно воцерковленный человек. Он защитил диссертацию по теме истории церкви во время правления Петра I, истинно верующий христианин, соблюдающий посты и прочие церковные ритуалы, постоянный активный участник Рождественских чтений (так, например, в 2018 г. он участвовал сразу в 3 секциях, в том числе и в Храме Христа Спасителя, и на Пречистенке у кандидата в Президенты РФ С. Н. Бабурина) и в РУДН), Ириннинских чтений в церкви св. Ирины г. Москвы на ул. Энгельса под предводительством архиепископа Витебского Дмитрия, является членом Императорского православного палестинского общества.

Профессор С.И. Реснянский не только рассуждает в научных трудах о Православии, но и своей жизнью показывает пример исполнения заповедей Божьих. Так, например, на праздник Крещения профессор С.И.Реснянский купается в проруби, доказывая своим примером правильность христианского пути. Необходимо отметить, что в результате этого он выглядит не по годам здорово, сохраняя военную выправку, гусарскую удаль, бодрую походку, неистощимую энергию и интерес ко всему новому.

Сергей Иванович Реснянский известен и как примерный семьянин (у него двое детей и трое внуков), его отличает любовь к животным, особенно собакам. Его хобби – страсть к путешествиям, не только по миру, но больше по необъятным просторам России и созерцание русских церковных и светских исторических памятников архитектуры.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы. Сегодня в России наблюдается глубокий и всесторонний кризис ценностей и смыслов и только обращение к православию способно вернуть культуре ее духовно-нравственную составляющую [7, с. 191].

Сегодня идет война за умы подрастающего поколения, идет война за историю и культуру России [5, с. 145]. Идет вытеснение культурно-нравственной составляющей Русской идеи и подмены ее утилитарными, потребительскими целями. Можно говорить о навязывании потребительского мировоззрения и подмене духовно-нравственных ценностей материальными.

В настоящее время происходит кризис внутри личности с самим собой. Со своим народом. Утрачивается роль истории, прошлого и места личности в смене поколений.

Происходит снижение планки морально - нравственных требований к личности. В этой связи, профессор С. И. Реснянский выполняет свою важную миссию по воспитания молодого поколения в духе патриотизма и уважения к русской идее, православии и духовно-нравственным идеалам России, повторяя слова И.А.Ильина, что Россию нужно не просто знать, но любить её сердцем. Необходимо взять на вооружение творческие и научные достижения профессора С.И.Реснянского, его поведение, как образец достойного современного ученого.

Список литературы

1. Баринова В., Косорукова М.И. Женщина в современной политической культуре (на примере России и Русского Зарубежья) // Nauka.me. 2019. № 1. С. 2.

2. Барсегян М.А., Васина М.А., Перекальский М.М., Косорукова М.И. Семья: семь или не семь я? //В сборнике: XXIII Международные Рождественские образовательные чтения X направление «Церковь, государство, общество». Сер. «Секция "Православие и духовно-нравственные основы в экономике, предпринимательстве, торговле, политике и культуре России"» 2016. С. 241-247.
3. Васина М.А., Косорукова М.И.«Во имя жизни на Земле...» // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-4. С. 79.

4. Ермолов А. Ю. Лабиринты модернизации. // Российская история. 2014. № 1. С. 12-17.

5 Косорукова М.И. Культура России на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции и перспективы (Общая характеристика) // В сборнике: Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 144-148.

6. Косорукова М.И. Роль культуры в воспитании молодежи в современной России //В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе.  Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 38-46.

7. Косорукова М. И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития // Наука и школа, МПГУ, 2013. № 6. С. 188-193.

8. Косорукова М.И. Национальная идея и ее роль в развитии русской культуры за рубежами России (20 - 30-е гг. XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2004.

9.Магдалинова Мария. Дети перестройки. Предупреждение. М., Алгоритм. 2018.. https://www.labirint.ru/books/622491/

10.Маловичко С. И.Мухутдинов А. А.Реснянский С. И. Интеллектуальная история России. Курс лекций. М.: Изд. МГУ. 2018. 438 с.

11. Реснянский С. И. Философская эстетика сюрреализма; мир и миф Сальвадора Дали // Межвузовский научный центр историко-антропологических исследований. М.: РУДН. Эконом-информ. 2009. 16 с.

12. Реснянский С. И.Симонова М. А. Социальная миссия Русской Православной Церкви в контексте церковно-государственных отношений. М.: Изд. РУДН. 2015. 185 с.

13. Реснянский С. И.Багдасарян В. Э.Орлов И. Б. Антироссийские исторические мифы. СПб.: 2016. 384 с.

14. Реснянский С. И.Киенков А. А. Церковно-государственная политика Петра I в отечественной историографии. Орехово-Зуево: РГТУ. 2016. 434 с.

15. Реснянский С. И.Киенков А. А. Русское духовенство при царе-реформаторе: историографическое осмысление. Орехово-Зуево: 2017. 462 с.

16. Реснянский С.И.: Современные подходы духовно- нравственного воспитания в высшей школе в контексте модернизации образования. // Духовное образование в Русской Православной Церкви (документы). М., 2017.

17. Реснянский С. И.Белов А. Ю.Багдасарян В. Э. Отечественная история IX–XIX вв. Учебник. М.: Кнорус. 2016. 604 с.

18. Реснянский С. И.Маловичко С. И.Мухутдинов А. А. История общественной мысли России. XI–XX вв. Учебное пособие. М.: Изд. МГУ. 2016.

19. Рябова Л. К. «Новый журнал»: публицистика 1953-1963 гг. // Новейшая история России. 2014. № 2 (10). С. 128-142.

20. Рябова Л.К., Косорукова М.И. Русские эмигранты во Франции в отражении советских литературных журналов первой половины 1920-х годов. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18.  3. С. 605-618.

21. Severo Мигель. Планета Афон. Дева Мария. М., Алгоритм, 2019.

22. Чарный С. А. Дашевский В. Ю., Рец.: Миронов В. Б. Первая мировая война. Борьба миров. М.: ОЛМА Медиа групп, 2014. 304 с.: ил. // Историческая экспертиза.  2017.  № 4. С. 314-319.

List of references

1. Barinova V., Kosorukova M. I. Woman in modern political culture (on the example of Russia and Russian abroad) // Nauka.me. 2019. No. 1. C. 2.

2. Barseghyan M. A., Vasina M. A., Perekalsky M. M., Kosorukova M. I. Se-mya: seven or not seven I? // In the collection: XXIII International Christmas educational readings X direction "Church, state, society". Ser. "Section" Orthodoxy and spiritual and moral foundations in the economy, entrepreneurship, trade, politics and culture of Russia "" 2016. Pp. 241-247.

3. Vasina M. A., Kosorukova M. I. " In the name of life on Earth...» //

International student scientific Bulletin. 2016. No. 3-4. Pp. 79.

4. Yermolov A. Y. Labyrinths of modernization. // Russian history. 2014. No. 1. Pp. 12-17.

5 Kosorukova M. I. Culture of Russia at the turn of the XX-XXI centuries: trends and prospects (General characteristics) / / in the collection: Humanities in modern education: problems, solutions, prospects of development collection of scientific works. Moscow, 2014. Pp. 144-148.

6. Kosorukova M. I. the Role of culture in the education of youth in modern Russia / / in the collection: Humanitarian education in economic University. Materials of the IV international scientific and practical correspondence Internet conference. 2016. Pp. 38-46.

7. Kosorukova M. I. Cultural heritage of Russia as a resource of its revival and development. Nauka I SHKOLA, MPSU, 2013. No. 6. Pp. 188-193.

8. Kosorukova M. I. national idea and its role in the development of Russian culture abroad in Russia (20-30s of XX century). Thesis for the degree of candidate of historical Sciences. Moscow, 2004.

9. Mary Magdalene. Children of perestroika. Warning. Moscow, 2018. https://www.labirint.ru/books/622491/

10.Malovichko S. I., mukhutdinov A. A., Resnyansky S. I. Intellectual history of Russia. Course of lectures. Moscow: Ed. Moscow State University. 2018. 438 PP.

11. Resnyansky S. I. Philosophical aesthetics of surrealism; the world and the myth of Salvador Dali / / Intercollegiate scientific center of historical and anthropological research. Moscow: RUDN. Economy-inform. 2009. 16 PP.

12. Resnyansky S. I., Simonova M. A. Social mission of The Russian Orthodox Church in the context of Church-state relations. Moscow: Ed. People's friendship University. 2015. 185 PP.

13. Resnyansky S. I., Bagdasaryan V. E., Orlov I. B. anti-Russian historical myths. SPb.: 2016. 384 PP.

14. Resnyansky S. I., Kienkov A. A. Church-state policy of Peter I in domestic historiography. Orekhovo-Zuyevo: RGTU. 2016. 434 PP.

15. Resnjansky S. I., A. A. Kiekow the Russian clergy with the king-the reformer: a historiographical reflection. Orekhovo-Zuyevo: 2017. 462 PP.

16. Resnyansky S. I.: Modern approaches of spiritual and moral education in higher school in the context of modernization of education. // Spiritual education in the Russian Orthodox Church (documents). Moscow, 2017.

17. Resnyansky S. I., Belov A. Yu., Bagdasaryan V. E. Domestic history of IX-XIX centuries Textbook. M.: KnoRus. 2016. 604 PP.

18. Resnyansky S. I., Malovichko S. I., mukhutdinov A. A. History of Russian public thought. XI–XX centuries textbook. Moscow: Ed. Moscow State University. 2016.

19. Ryabova L. K. "New journal": journalism 1953-1963. / / Modern history of Russia. 2014. No. 2 (10). Pp. 128-142.

20. Ryabova L. K., Kosorukova M. I. Russian emigrants in France in the publication of Soviet literary magazines of the first half of the 1920s. // Vestnik of the peoples ' friendship University of Russia. Series: History Of Russia. 2019. T. 18. No. 3. Pp. 605-618.

21.Severo Miguel. Planet IPhone. virgin Mary. M., Algorithm, 2019.

22. Char'ny S. A. Dashevsky V. Yu., REC.: Mironov V. B. the First world war. The struggle of worlds. Moscow: OLMA Media group, 2014. 304 p.: Il. // Historical expertise. 2017. No. 4. Pp. 314-319.

Просмотров работы: 70