Рассмотрение АЗС в качестве СМО (система массового обслуживания) и определение её характеристик, позволит определить какие параметры необходимо повысить для решения возникших вопросов.
Цель данной работы – расчёт количества топливораздаточных колонок на АЗС и произвести подбор ТРК.
Представим расчёт количества ТРК (топливораздаточная колонка). Так как на АЗС, используются монотопливные колонки, количество реализуемых видов нефтепродуктов равно трём, а среднее время одной заправки равно 5 мин, то в зависимости от интенсивности поступления заявок на каждый вид топлива, можно сделать вывод, что на данной АЗС потребуется установка 3-х ТРК, по одной для каждого вида топлива (n = 4).
Для начала рассчитаем количество обслуживаемых автомобилей. Для расчета количества обслуживаемых автомобилей за месяц воспользуемся следующей формулой (1):
Км=(i*tсут)*Nмес, (1)
где Км – количество автомобилей обслуживаемых за месяц;
i – интенсивность поступления заявок i–го вида нефтепродуктов;
tсут – среднее количество часов в сутках, ч;
Nмес – среднее количество дней в месяце, дни.
Таким образом, получаем расчёт:
Км=((2,5*24)+(1,9*24)+(2,9*24))*30=5256 авт./мес.
Робщ=i*tсут*Nмес*Vi , (2)
Р92=2,5*24*30*0,03=54 м3,
Р95=1,9*24*30*0,035=47,88 м3,
РДТ=2,9*24*30*0,038=79,344 м3,
Робщ=54+47,88+79,344=181,224 м3,
где Робщ – общий месячный расход топлива, м3;
Vi – средний объём одной заправки i–го вида нефтепродукта, м3.
µ = 1/tср, (3)
.
Определяем интенсивность нагрузки по формуле (4):
ρ = λобщ * tср, (4)
ρ = 7,3 * 0,15 = 1,095.
Интенсивность нагрузки ρ= 1,095 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.
Определяем вероятность, что канал свободен (доля времени простоя каналов) по формуле (5):
; (5)
Следовательно, 32,9% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 19,8 мин.
Определим вероятность того, что каналы заняты обслуживанием по формуле (6):
занят 1 канал:
p1 = ρ1/1! p0, (6)
p1 = 1,095/1! * 0,329= 0,361,
заняты 2 канала:
p2 = ρ2/2! p0, (6.1)
p2 = 1,0952/2! * 0,329= 0,197,
заняты 3 канала:
p3 = ρ3/3! p0, (6.2)
p3 = 1,0953/3! * 0,329= 0,0721.
Определим долю заявок, получивших отказ:
ротк = (рn+m/ n!)*p0, (7)
ротк = (1,0953+4/343!)* 0,329= 0,00128.
Заявки не получают отказ. Обслуживаются все поступившие заявки. Определим вероятность обслуживания поступающих заявок.
В системах с отказами, события отказа и обслуживания составляют полную группу событий, поэтому расчёт производится по формуле (8):
pотк + pобс = 1. (8)
Относительная пропускная способность: Q = pобс.
pобс = 1 – pотк
Получаем расчёт: pобс = 1 – 0,00128= 0,999.
Следовательно, 99% из числа поступивших заявок будут обслужены. Приемлемый уровень обслуживания должен быть выше 90%.
Определим среднее число каналов, занятых обслуживанием по формуле (9):
nз = ρ * pобс, (9)
nз = 1,095* 0,999 = 1,094 канала.
Определим среднее число простаивающих каналов по формуле (10):
nпр = n – nз, (10)
nпр = 3 – 1,094 = 1,9 канала.
Определим коэффициент занятости каналов обслуживанием по формуле (11):
Кз = nз / n, (11)
Кз = 1,094 / 3 = 0,4.
Следовательно, система на 40% занята обслуживанием.
Определим абсолютную пропускную способность по формуле (12):
A = pобс * λобщ, (12)
A = 0,999 * 7,3 = 7,29 заявок/час.
Определим среднее время простоя СМО по формуле (13):
tпр = pотк * tср, (13)
tпр = 0,00128 * 0,15 = 0,000192 час.
Определим среднее число заявок, находящихся в очереди по формуле (14):
; (14)
Определим среднее время простоя СМО (среднее время ожидания обслуживания заявки в очереди) т по формуле (15):
Точ = Lоч/А, (15)
Точ = 0,0611 /7,29 =0,008 час.
Определим среднее число обслуживаемых заявок по формуле (16):
Lобс = ρ * Q, (16)
Lобс = 1,095 * 0,999= 1,094.
Определим среднее число заявок в системе по формуле (17):
LCMO = Lоч + Lобс, (17)
LCMO = 0,0611 + 1,094 = 1,155.
Таким образом, число заявок, получивших отказ в течение часа: λ * p1 = 0,00934 заявок в час.
Номинальная производительность АЗС: 3 / 0,15 = 20 заявок в час.
Фактическая производительность АЗС: 7,29 / 20 = 36% от номинальной производительности.
Так как необходимы монотопливные ТРК, которые будут обеспечивать полученную производительность, стоимость которых не велика, но в то же время современные, надежные и функциональные, то выбираем ТРК типа «ЕВРОЛАЙН» указанный на рисунке 1.
Рисунок 1 – ТРК «ЕВРОЛАЙН»
Базовая модель с L–образным дизайном отличается надежностью конструкции и доступной ценой. Может использоваться на ведомственных и коммерческих АЗС. Существуют модификации для выдачи от одного до пяти видов топлива. Возможное количество раздаточных рукавов: от одного до десяти. Блок индикации находится с двух сторон. Покраска производится в фирменные цвета Заказчика. Диапазон температур эксплуатации от – 47°С до + 60°С без подогрева. Разработаны для применения в сложных условиях. Отлично зарекомендовали себя в работе при повышенной влажности, скачках напряжения, а также в условиях запыленности атмосферы.
Колонки серии «ЕвроЛайн» выпускаются в модификациях, как с напорной, так и с всасывающей гидравликой. В ТРК с всасывающей гидравликой используются моноблок и измеритель объема, производства «Bennett» (США), и взрывозащищенный электромотор. В насосный моноблок встроен фильтр тонкой очистки, газоотделитель, перепускной клапан. Ресурс насосного моноблока составляет более двенадцати лет. Во всех модификациях установлен электромагнитный клапан, уменьшающий скорость потока топлива через измеритель объема в конце выдаваемой дозы, а затем перекрывающий поток при окончании выдачи. Отключение в две ступени уменьшает погрешность измерения топлива. Стабильную точность отпуска обеспечивает проверенная на практике передовая система дозирования, применяемая в измерителе объема Bennett. Она значительно уменьшает потери топлива, связанные с износом.
Колонки выпускаются с алюминиевым или пластиковым пистолетоприемником на выбор Заказчика. Внутренние трубопроводы изготавливаются из нержавеющей стали. Топливораздаточные рукава, изготовлены из бензостойких, морозостойких шлангов производства одного из трех мировых лидеров: Elaflex (Германия), Semperit (Чехия) или Good Year (США) на выбор Заказчика. Увеличенный радиус действия топливораздаточного рукава и малое усилие вытягивания создают удобство при работе с пистолетом. Хромированные фитинги, разрывные муфты изготовлены из нержавеющей стали или латуни. Все узлы ТРК адаптированы для работы в регионах с очень низкими температурами до –47ºС.
ТРК отличается хорошо продуманной конструкцией и собрана на базе прочной рамы, а также компонентов и материалов, максимально устойчивых к коррозии, с соблюдением стандарта качества производства. Одно из достоинств конструкции – корпус может выдерживать большие нагрузки, а также не деформируется при обрыве раздаточного рукава, панели не отлетают. Корпус изготовлен из холоднокатаной стали, с применением лазерной резки и гибки. Точность изготовления комплектующих 0,01мм. При проектировании ТРК особое внимание уделено организации удобного доступа к узлам при проведении технического обслуживания, за счет использования элементов и компоновок удобных для сервиса, а также использования узлов, унифицированных по всем колонкам Цертус. Привлекательный внешний вид – классический L–образный дизайн, качественные материалы и точная сборка.
Декоративные панели легко меняются без демонтажа ТРК и остановки АЗС в случае повреждения. ТРК окрашиваются стойкими полимерными красками в цвета Заказчика (применяются полимерные краски только для агрессивной среды).
Головной блок – защита электроники от воздействия внешней среды. Включает в себя корпус и две прозрачные боковые крышки из каленого стекла, выполненные в виде дверок. Стекло окрашено керамической краской. Срок гарантии на краску стекла – 50 лет. Использование настоящего стекла, дает гарантию, что дверки не потускнеют на солнце и не потеряют прозрачность, в отличие от пластика. По периметру корпуса головного блока устанавливается уплотнитель. Он герметично уплотняет прилегание дверок к корпусу. На гидроблоке монтируется уплотнитель с металлическим кордом. Использование уплотнителя гарантирует стабильную работу колонки на морозе в течении многих лет, а также низкий уровень шума от гидроблока.
Для отображения информации о заправке, применяются светодиодные индикаторы, что позволяет работать колонке при очень низких температурах, в отличие от ЖК–дисплеев. В электронике применяются радиодетали с расширенным температурным диапазоном, поэтому колонки Цертус не требуют подогрева зимой и не перегреваются в жару. Все операции сохраняются в электронном журнале «глубиной» в несколько лет. Уровень защиты электроники колонки от несанкционированного вмешательства находится на высоком уровне, а также трк устойчива к противоправным действиям персонала АЗС и сервисных служб в таблице 1 предоставлены технические характеристики ТРК «ЕВРОЛАЙН».
Таблица 1 – Технические характеристики ТРК «ЕВРОЛАЙН»
Наименование характеристики |
Общие данные |
Производительность |
50 л/мин; 125 л/мин; 250 л/мин;500 л/мин |
Вид топлива |
бензин, дизельное |
Минимальная доза выдачи, дм3 (л) |
5 л/мин |
Минимальный объем выдачи, дм3 (л) |
2 л |
Масса |
135–250 кг |
Габариты ШхВхД (мм) |
485х2081х1072–2253 |
Температура эксплуатации |
от – 47°С до + 60 °С |
Гарантия |
18 месяцев |
Производитель (страна) |
Россия |
Комплектация терминалом самообслуживания |
опция |
Количество одновременно заправляемых автомобилей |
2 |
Фильтр тонкой очистки |
да |
Электромагнитный клапан |
двухходовой |
Количество сортов топлива |
1–5 |
Количество шлангов |
1–10 |
Производитель рукавов |
Elaflex/Semperit /Good Year |
Устройство сматывания рукава |
нет |
Длина рукава |
не менее 4м |
Разрывные муфты |
Elaflex (Германия) |
Материал корпуса |
сталь |
Дизайн |
«ЕвроЛайн» |
Окраска |
Полимерные эмали в цвет Заказчика |
Электроника |
«Айрон–Системс» |
Обогрев электроники |
без обогрева |
Зимняя эксплуатация |
до – 47°С |
Табло индикации |
двустороннее |
Вид табло |
светодиодный, матричный, сверхяркий |