Успех сельскохозяйственного производителя напрямую зависит от понимания процессов, протекающих на предприятии в современных рыночных условиях и соответственно, экономически верного исчисления показателей эффективности данного производства.
Происходящие ᅚв ᅚагропромышленном ᅚкомплексе ᅚорганизационные ᅚизменения ᅚхарактеризуются ᅚбогатством ᅚвидов ᅚи ᅚразнонаправленностью ᅚвлияния ᅚна ᅚэффективность ᅚхозяйственной ᅚдеятельности ᅚотдельных ᅚсубъектов. ᅚТем ᅚне ᅚменее, ᅚвсе ᅚэти ᅚизменения ᅚдолжны ᅚбыть ᅚнацелены ᅚна ᅚвыполнение ᅚосновной ᅚэкономической ᅚзадачи ᅚАПК ᅚ– ᅚобеспечения ᅚнаселения ᅚрегиона ᅚкачественными ᅚпродуктами ᅚпитания ᅚи ᅚдругими ᅚвидами ᅚагропромышленной ᅚпродукции1.
Узловое ᅚместо ᅚкатегории ᅚ«эффективность» ᅚв ᅚэкономической ᅚпрактике ᅚобусловливает ᅚповышенное ᅚвнимание ᅚк ᅚтолкованию ᅚи ᅚосмыслению ᅚданного ᅚпонятия. ᅚСложностью ᅚи ᅚмногогранностью ᅚвосприятия ᅚэкономистами ᅚэффективности ᅚобусловлено ᅚотсутствие ᅚединого ᅚмнения ᅚотносительно ᅚсущности ᅚи ᅚмеры ᅚизучаемой ᅚкатегории.
Термин ᅚ«эффективность» ᅚуниверсален, ᅚего ᅚприменяют ᅚво ᅚвсех ᅚсферах ᅚчеловеческой ᅚдеятельности. ᅚВ ᅚэкономике ᅚв ᅚсамом ᅚобщем ᅚвиде ᅚэффективность ᅚозначает ᅚрезультативность ᅚхозяйственной ᅚдеятельности, ᅚсоотношение ᅚмежду ᅚдостигнутыми ᅚрезультатами ᅚи ᅚзатратами ᅚживого ᅚи ᅚовеществленного ᅚтруда2. ᅚ
На ᅚпредприятии ᅚзатраты ᅚимеют ᅚформу ᅚосновного ᅚи ᅚоборотного ᅚкапитала, ᅚа ᅚконечные ᅚрезультаты ᅚ– ᅚформу ᅚприбыли. ᅚТаким ᅚобразом, ᅚпоказатель ᅚэкономической ᅚэффективности ᅚдает ᅚпредставление ᅚо ᅚтом, ᅚкакой ᅚценой ᅚпредприятие ᅚполучает ᅚприбыль.
Эффективность ᅚ– ᅚотносительный ᅚпоказатель ᅚрезультативности. ᅚС ᅚточки ᅚзрения ᅚВ. ᅚВ. ᅚНовожилова, ᅚэффективность ᅚ- ᅚотношение ᅚполезного ᅚэффекта ᅚк ᅚзатратам ᅚна ᅚего ᅚполучение, ᅚт. ᅚе. ᅚв ᅚрамках ᅚданного ᅚподхода ᅚвзгляд ᅚисследователей ᅚфокусируется ᅚна ᅚвнутренней ᅚрациональности ᅚфункционирования ᅚпредприятия, ᅚа ᅚвлияние ᅚвнешнего ᅚокружения ᅚна ᅚрезультативность ᅚфункционирования ᅚрассматривается ᅚво ᅚвторую ᅚочередь3.
В ᅚсилу ᅚтого, ᅚчто ᅚпредприятие ᅚявляется ᅚобъектом ᅚожиданий ᅚсо ᅚстороны ᅚмногих ᅚсоциально-экономических ᅚсубъектов ᅚ(собственники, ᅚменеджеры, ᅚработники, ᅚконкуренты, ᅚпотребители, ᅚпоставщики ᅚи ᅚподрядчики, ᅚинвесторы, ᅚкредитные ᅚорганизации, ᅚгосударство) ᅚс ᅚразносторонними ᅚинтересами, ᅚпонятие ᅚэффективности ᅚразделяется ᅚв ᅚсоответствии ᅚс ᅚразнообразием ᅚточек ᅚзрения ᅚэтих ᅚсубъектов.
С ᅚпозиций ᅚсобственника ᅚэффективность ᅚ– ᅚрост ᅚфинансовых ᅚрезультатов ᅚдеятельности ᅚпредприятия, ᅚувеличение ᅚего ᅚстоимости. ᅚДля ᅚперсонала ᅚэффективность ᅚфункционирования ᅚпредприятия ᅚвыражается ᅚв ᅚвозможности ᅚудовлетворения ᅚсоциально-экономических ᅚожиданий, ᅚпотребностей ᅚи ᅚинтересов: ᅚоплата ᅚи ᅚсодержание ᅚтруда, ᅚвозможность ᅚличностной ᅚсамореализации, ᅚудовлетворенность ᅚобщением ᅚв ᅚколлективе, ᅚа ᅚтакже ᅚобеспечение ᅚбезопасных ᅚусловий ᅚтруда, ᅚсохранение ᅚздоровья4.
Конкуренты ᅚопределяют ᅚэффективность ᅚфункционирования ᅚпредприятия ᅚпо ᅚрезультативности ᅚбизнес-процессов, ᅚразвитию ᅚперсонала, ᅚинновационности, ᅚрасширению ᅚассортимента ᅚи ᅚнаправлений ᅚдеятельности, ᅚценовой ᅚполитике, ᅚросту ᅚдоли ᅚрынка, ᅚкоторую ᅚзанимает ᅚпредприятие, ᅚноу-хау, ᅚPR, ᅚрекламе, ᅚмаркетинговым ᅚходам, ᅚвзаимодействию ᅚсо ᅚСМИ. ᅚПотребители ᅚоценивают ᅚэффективность ᅚфункционирования ᅚпредприятия ᅚпо ᅚкачеству ᅚпродукции, ᅚкачеству ᅚобслуживания, ᅚимиджу, ᅚмнению ᅚо ᅚценах5.
Дня ᅚпоставщиков ᅚи ᅚподрядчиков ᅚэффективность ᅚ– ᅚуровень ᅚисполнения ᅚдоговорных ᅚобязательств, ᅚкачество ᅚкоммуникаций, ᅚисполнительность ᅚи ᅚотзывчивость ᅚна ᅚтребования ᅚи ᅚпожелания ᅚпартнера. ᅚИнвесторы ᅚоценивают ᅚэффективность ᅚфункционирования ᅚпредприятия, ᅚосновываясь ᅚна ᅚпоказателях ᅚдоходности, ᅚполучаемых ᅚв ᅚрасчете ᅚна ᅚинвестированный ᅚкапитал, ᅚсроках ᅚокупаемости ᅚсвоих ᅚвложений. ᅚДля ᅚкредитных ᅚорганизаций ᅚэффективность ᅚ- ᅚвозможность ᅚвыплачивать ᅚпроценты ᅚи ᅚосновную ᅚсумму ᅚдолга ᅚпо ᅚкредитам.
Государство ᅚоценивает ᅚэффективность ᅚфункционирования ᅚпредприятия ᅚс ᅚпозиций ᅚего ᅚучастия ᅚв ᅚрешении ᅚкомплекса ᅚсоциальных ᅚ(дополнительные ᅚрабочие ᅚместа, ᅚморально-психологическая ᅚстабильность ᅚработников) ᅚи ᅚэкономических ᅚ(способность ᅚобеспечивать ᅚналоговые ᅚпоступления ᅚв ᅚбюджет) ᅚзадач, ᅚпредставляющих ᅚжизненно ᅚважный ᅚинтерес ᅚдля ᅚгосударства6.
Для ᅚизмерения ᅚэффективности ᅚпроизводства ᅚсчитают ᅚО.И. ᅚВолков ᅚи ᅚВ.К. ᅚСкляренко, ᅚиспользуются ᅚпоказатели ᅚпроизводительности ᅚтруда, ᅚфондоотдачи, ᅚрентабельности, ᅚокупаемости ᅚи ᅚдр.7 ᅚС ᅚих ᅚпомощью ᅚсопоставляются ᅚразличные ᅚварианты ᅚразвития ᅚпроизводства, ᅚрешения ᅚего ᅚструктурных ᅚпроблем.
Экономически ᅚэффективным, ᅚпредлагают ᅚВ.И. ᅚГрушенко ᅚи ᅚЛ.В. ᅚФомченкова, ᅚсчитать ᅚтакой ᅚспособ ᅚпроизводства, ᅚпри ᅚкотором ᅚфирма ᅚне ᅚможет ᅚувеличить ᅚвыпуск ᅚпродукции ᅚбез ᅚувеличения ᅚрасходов ᅚна ᅚресурсы ᅚи ᅚодновременно ᅚне ᅚможет ᅚобеспечить ᅚтот ᅚже ᅚобъем ᅚвыпуска, ᅚиспользуя ᅚменьшее ᅚколичество ᅚресурсов ᅚодного ᅚтипа ᅚи ᅚне ᅚувеличивая ᅚпри ᅚэтом ᅚзатраты ᅚна ᅚдругие ᅚресурсы8. ᅚЭффективность ᅚпроизводства ᅚскладывается ᅚиз ᅚэффективности ᅚвсех ᅚдействующих ᅚпредприятий.
Экономическая ᅚэффективность ᅚпредприятия ᅚхарактеризуется ᅚпроизводством ᅚтовара ᅚили ᅚуслуги ᅚс ᅚнаименьшими ᅚиздержками, ᅚутверждает ᅚВ.П. ᅚВолков9. ᅚОна ᅚвыражается ᅚв ᅚего ᅚспособности ᅚпроизводить ᅚмаксимальный ᅚобъем ᅚпродукции ᅚприемлемого ᅚкачества ᅚс ᅚминимальными ᅚзатратами ᅚи ᅚпродавать ᅚэту ᅚпродукцию ᅚс ᅚнаименьшими ᅚиздержками. ᅚЭкономическая ᅚэффективность ᅚпредприятия ᅚв ᅚотличие ᅚот ᅚего ᅚтехнической ᅚэффективности ᅚзависит ᅚот ᅚтого, ᅚнасколько ᅚего ᅚпродукция ᅚсоответствует ᅚтребованиям ᅚрынка, ᅚзапросам ᅚпотребителей.
Актуализация ᅚв ᅚсовременном ᅚтехногенном ᅚобществе ᅚэкологической ᅚпроблематики, ᅚужесточение ᅚэкологических ᅚстандартов ᅚпривели ᅚк ᅚпоявлению ᅚнового ᅚкритерия ᅚэффективности ᅚс ᅚпозиций ᅚкак ᅚгосударства, ᅚтак ᅚи ᅚобщества ᅚв ᅚцелом ᅚ– ᅚоказываемое ᅚпредприятием ᅚвоздействие ᅚна ᅚокружающую ᅚсреду, ᅚуровень ᅚэкологической ᅚбезопасности ᅚпри ᅚосуществлении ᅚим ᅚпроизводственно-хозяйственной ᅚдеятельности10.
В ᅚуправленческом ᅚанализе ᅚпод ᅚэффективностью ᅚпонимают ᅚдостаточный ᅚуровень ᅚи ᅚположительную ᅚдинамику ᅚфинансово-хозяйственных ᅚрезультатов, ᅚоперативность ᅚреагирования ᅚна ᅚвнешние ᅚизменения ᅚрыночной ᅚконъюнктуры, ᅚа ᅚтакже ᅚрациональность ᅚи ᅚобоснованность ᅚпостроения ᅚи ᅚфункционирования ᅚбизнес-процессов11.
В. ᅚС. ᅚТикин ᅚпредложил ᅚновый ᅚподход ᅚк ᅚрассмотрению ᅚэффективности: ᅚс ᅚего ᅚточки ᅚзрения ᅚданное ᅚпонятие ᅚполностью ᅚподходит ᅚпод ᅚопределение ᅚ«вектор». ᅚЕго ᅚнаправление ᅚбудет ᅚхарактеризовать ᅚнаправленность ᅚрезультата ᅚдействий ᅚ(эффективность ᅚположительная ᅚили ᅚотрицательная), ᅚа ᅚвеличина ᅚвектора ᅚ- ᅚабсолютный ᅚразмер, ᅚэффект, ᅚпланируемый ᅚили ᅚполученный ᅚрезультат ᅚдействий. ᅚПо ᅚмнению ᅚВ. ᅚС. ᅚТикина, ᅚусловная ᅚзамена ᅚкатегории ᅚ«эффективность» ᅚна ᅚкатегорию ᅚ«вектор» ᅚв ᅚлюбом ᅚпредложении ᅚбудет ᅚспособствовать ᅚболее ᅚточному ᅚпониманию ᅚпроцессов, ᅚпротекающих ᅚв ᅚэкономике12.
Существует ᅚмножество ᅚмнений ᅚк ᅚрешению ᅚвопроса ᅚо ᅚтом, ᅚчто ᅚсчитать ᅚэффективным, ᅚи ᅚкаждый ᅚподход ᅚсвязан ᅚс ᅚопределенным ᅚпериодом ᅚв ᅚистории ᅚуправленческой ᅚнауки. ᅚМенялось ᅚпонимание ᅚорганизации ᅚ- ᅚвозникали ᅚновые ᅚопределения ᅚэффективности. ᅚЛюбой ᅚруководитель ᅚимеет ᅚправо ᅚвыбора, ᅚкакой ᅚиз ᅚпонятий ᅚи ᅚкритериев ᅚэффективности ᅚнаиболее ᅚподходит ᅚего ᅚпредставлению.
На ᅚосновании ᅚвышеизложенного ᅚможно ᅚсформулировать ᅚследующее ᅚопределение ᅚпонятия ᅚэффективности ᅚфункционирования ᅚпредприятия: ᅚэкономическая ᅚэффективность ᅚ- ᅚважнейшая ᅚэкономическая ᅚкатегория, ᅚкоторая ᅚхарактеризует ᅚотношение ᅚполезного ᅚэффекта ᅚк ᅚзатратам ᅚна ᅚего ᅚполучение, ᅚрезультативность ᅚдеятельности ᅚпредприятия ᅚи ᅚоптимальное ᅚнаправление ᅚбудущего ᅚразвития.
Конечным ᅚрезультатом ᅚпроизводственно-хозяйственной ᅚдеятельности ᅚпредприятия ᅚза ᅚопределенный ᅚпромежуток ᅚвремени ᅚявляется ᅚчистая ᅚпродукция, ᅚт.е. ᅚвновь ᅚсозданная ᅚстоимость, ᅚа ᅚконечным ᅚфинансовым ᅚрезультатом ᅚкоммерческой ᅚдеятельности ᅚ– ᅚприбыль. ᅚ
Эффективность ᅚпроизводства ᅚможно ᅚклассифицировать ᅚпо ᅚотдельным ᅚпризнакам ᅚна ᅚследующие ᅚвиды: ᅚ
По ᅚпоследствиям ᅚ- ᅚэкономическая, ᅚсоциальная ᅚи ᅚэкологическая; ᅚ
По ᅚместу ᅚполучения ᅚэффекта ᅚ- ᅚлокальная ᅚ(хозрасчетная) ᅚи ᅚнароднохозяйственная;
По ᅚстепени ᅚувеличения ᅚ(повторения) ᅚ- ᅚпервичная ᅚ(одноразовый ᅚэффект) ᅚи ᅚмультипликационная ᅚ(многократно-повторяющаяся); ᅚ
По ᅚцели ᅚопределения ᅚ- ᅚабсолютная ᅚ(характеризует ᅚобщую ᅚвеличину ᅚэффекта ᅚили ᅚв ᅚрасчете ᅚна ᅚединицу ᅚзатрат ᅚили ᅚресурсов) ᅚи ᅚсравнительная ᅚ(при ᅚвыборе ᅚоптимального ᅚварианта ᅚиз ᅚнескольких ᅚвариантов ᅚхозяйственных ᅚили ᅚдругих ᅚрешений)13. ᅚ
Все ᅚвместе ᅚвзятые ᅚвиды ᅚэффективности ᅚформируют ᅚобщую ᅚинтегральную ᅚэффективность ᅚдеятельности ᅚпредприятия. ᅚ
Достижение ᅚэкономического ᅚили ᅚсоциального ᅚэффекта ᅚсвязано ᅚс ᅚнеобходимостью ᅚосуществления ᅚтекущих ᅚи ᅚединовременных ᅚзатрат14. ᅚК ᅚтекущим ᅚотносятся ᅚзатраты, ᅚвключаемые ᅚв ᅚсебестоимость ᅚпродукции. ᅚЕдиновременные ᅚзатраты ᅚ- ᅚэто ᅚавансированные ᅚсредства ᅚна ᅚсоздание ᅚосновных ᅚи ᅚприрост ᅚоборотных ᅚфондов ᅚв ᅚформе ᅚкапитальных ᅚвложений, ᅚкоторые ᅚдают ᅚотдачу ᅚтолько ᅚчерез ᅚнекоторое ᅚвремя. ᅚ
Измерение ᅚэффективности ᅚпроизводства ᅚпредполагает ᅚустановление ᅚкритерия ᅚэкономической ᅚэффективности, ᅚкоторый ᅚдолжен ᅚбыть ᅚединым ᅚдля ᅚвсех ᅚзвеньев ᅚэкономики ᅚ- ᅚот ᅚпредприятия ᅚдо ᅚнародного ᅚхозяйства ᅚв ᅚцелом15.
Таким образом общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда.
В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда. На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли.
Список использованных источников
Асаул А.Н., Джаман М.А. Управление предприятием в условиях кризиса. // Регион: политика, экономика, социология. 2018. N 2. С. 66-67
Волков В.П. Экономика предприятия. М.: Новое знание, 2016. С. 338-339
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 280
Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Поиск причин и преодоление кризисного состояния предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. № 1, 2018. С. 91
Искрова В.Ю., Рыбачек Н.В. Понятие экономической эффективности функционирования предприятия // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. Красноярск. 2018. С. 96-97
Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра, 2015. С. 218-219
Немцев В.Н. Экономический анализ эффективности промышленного предприятия. Магнитогорск: МГТУ, 2016. С. 208
Новожилов В.В. Трансформация подходов к оценке эффективности деятельности корпораций в условиях постиндустриальной экономики // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 5. С. 180-184.
Разова А.А. Эффективность деятельности предприятий АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. Барнаул. 2018. С. 58
Сафронова Н.А. Экономика предприятия. М.: Юристъ, 2016. С. 250
Сидоренко А. В. Методический подход к оценке повышения эффективности деятельности промышленных предприятий за счет развития экспортного потенциала // Экономические науки. 2018. N 8. С. 57-61.
Тикин В. С. Эффективность - не коэффициент // Экономические науки. 2017. № 7. С. 94-9В.
Толпегина О. А. Теоретико-методологические особенности и проблемы проведения управленческого анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2018. № 37. С. 36-45.
Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. - М.: Новое знание, 2013. С. 341
Экономика предприятия: учеб. пособие / под ред. В. П. Волкова. Л. И. Ильина. М.: Новое знание, 2016. С. 109-110
1 Разова А.А. Эффективность деятельности предприятий АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. Барнаул. 2018. С. 58
2 Экономика предприятия: учеб. пособие / под ред. В. П. Волкова. Л. И. Ильина. М.: Новое знание, 2016. С. 109-110
3 Новожилов В.В. Трансформация подходов к оценке эффективности деятельности корпораций в условиях постиндустриальной экономики // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 5. С. 180-184.
4 Искрова В.Ю., Рыбачек Н.В. Понятие экономической эффективности функционирования предприятия // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. Красноярск. 2018. С. 96-97
5 Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. - М.: Новое знание, 2015. С. 341
6 Немцев В.Н. Экономический анализ эффективности промышленного предприятия. Магнитогорск: МГТУ, 2016. С. 208
7 Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 280
8 Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Поиск причин и преодоление кризисного состояния предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. № 1, 2018. С. 91
9 Волков В.П. Экономика предприятия. М.: Новое знание, 2016. С. 338-339
10 Сидоренко А. В. Методический подход к оценке повышения эффективности деятельности промышленных предприятий за счет развития экспортного потенциала // Экономические науки. 2018. N 8. С. 57-61.
11 Толпегина О. А. Теоретико-методологические особенности и проблемы проведения управленческого анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2018. № 37. С. 36-45.
12 Тикин В. С. Эффективность - не коэффициент // Экономические науки. 2017. № 7. С. 94-9В.
13 Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра, 2013. С. 218-219
14 Сафронова Н.А. Экономика предприятия. М.: Юристъ, 2016. С. 250
15 Асаул А.Н., Джаман М.А. Управление предприятием в условиях кризиса. // Регион: политика, экономика, социология. 2018. N 2. С. 66-67