Размещение и развитие сортировочных станций - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Размещение и развитие сортировочных станций

Пигуль И.Е. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей и сообщения. г. Курган.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сортировочнаястанция ( рис.1) - техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.

Рис.1 Сортировочная станция

Основная задача сортировочной станции — это выполнение переработки вагонопотоков и формирование поездов в оптимальном режиме с тем, чтобы нахождение вагона на станции было минимальным по времени и технологически обоснованным.

Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих грузовые и пассажирские станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняются главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме, как и на участковой станции.

Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.

На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся

размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.

Первая сортировочная станция в России была построена в 1878-1879 году на 7-8 версте Николаевской железной дороги. В 1881 году на Московско‐Рязанской железной дороге была построена первая односторонняя сортировочная станция Москва‐Сортировочная. В 1899 году на Рязано-Уральской железной дороге была построена первая в России горочная сортировочная станция Ртищево, в 1901 году на той же дороге - двусторонняя сортировочная станция Кочетовка. В 1900-1910 годах построены горочные сортировочные станции Люблино, Ховрино, Лосиноостровская, Перово. К 1917 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось 10 горочных станций.

В 1933 году была построена крупнейшая сортировочная станция сети -Свердловск-Сортировочный. В 1934 году на станции Красный Лиман была сооружена первая механизированная сортировочная горка, чем было положено начало работам по реконструкции станций с механизацией сортировочных устройств. В 1946 году на станции Брянск была введена система горочной автоматической централизации (ГАЦ). В 1959 году на станции Ленинград-Сортировочный-Московский была пущена первая пневмопочта. В 1961 году на станции Лосиноостровская была введена первая система автоматического регулирования скорости движения отцепов. В начале 1960-х годов, общее количество сортировочных станций в СССР составляло около 200; в это число входили 70 горочных станций, из которых 44 были механизированы.

В 2000 году на сети МПС России насчитывалось 113 сортировочных станций. В это же время принят комплекс мер по концентрации сортировочной работы в крупнейших узлах. С целью сокращения оперативных расходов, указанием МПС Д-787у от 26 апреля 2001 года 52 сортировочные станции были переведены в разряд участковых, тем же указанием введено разделение сортировочных станций на опорные и региональные. В 2017 году станции Перово и Лосиноостровская в связи с падением объёма работы переведены в разряд участковых. В ОАО «РЖД» разработана и утверждена на инвестиционном комитете программа реконструкции до 2015 года 15 сортировочных станций. Они расположены на стратегических, грузонапряжённых направлениях, определённых «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Доля переработки вагонов на них составляет более 30% от общей переработки по сети. Поэтому необходимо, чтобы они были готовы к существенному росту объёмов перевозок. И, конечно же, нужно сразу сказать о том, что определение 15 ключевых станций в качестве первоочередного проекта не отменяет реконструкцию остальных станций, сроки и объёмы модернизации которых зависят от объективных потребностей перевозочного процесса.

22 октября 2019 года станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский отмечает 140 лет со дня открытия. Из 39 сортировочных станций, которые работают на российских железных дорогах, Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский - третья по объемам переработки. От того, как станция принимает поезда, зависит ритм работы всего Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

Сортировочные станции размещают в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, на подходах к крупным промышленным центрам, вблизи морских и речных портов, а также в железнодорожных узлах со значительной корреспонденцией вагонопотоков между сходящимися линиями, где требуется переформирование большого числа поездов. Сортировочные станции размещены на сети железных дорог неравномерно. Это объясняется тем, что в зависимости от сложившегося расположения промышленных центров и крупных городов железнодорожная сеть в разных районах различается по густоте, характеру и размерам обращающихся вагонопотоков.

Размещение сортировочных станций определяется Генеральной схемой, учитывающей корреспонденцию грузопотоков и перспективы их развития, а также системой организации вагонопотоков.

В основу размещения и развития сортировочных станций на сети железных дорог положен принцип концентрации переработки вагонов на наиболее крупных станциях, оборудованных современными устройствами механизации и автоматизации сортировочного процесса.

При размещении сортировочных станций на сети железных дорог общего пользования работа каждой станции рассматривается не изолированно, а во взаимодействии с работой других сортировочных станций, с которыми она связана единым процессом организации вагонопотоков. Поэтому при выборе места расположения новых сортировочных станций учитываются возможности использования и развития существующих станций. Решение принимается в результате технико-экономического сравнения возможных конкурентоспособных вариантов.

Размещение сортировочных станций на перспективу должно обеспечивать соблюдение следующих основных принципов:

— создание условий для осуществления наиболее рациональной организации вагонопотоков;

— рациональное распределение сортировочной работы между крупными железнодорожными узлами;

— концентрация всей сортировочной работы в узлах по возможности на одной сортировочной станции; исключения возможны только там, где такая концентрация вызывает значительные дополнительные пробеги и общее увеличение простоя вагонов в узле, а также в узлах с большим количеством примыканий;

— обеспечение всех требований рациональной организации местной работы;

— создание максимальных эксплуатационных удобств, необходимых резервов мощности и маневренности сети железных дорог общего пользования;

— максимальное использование существующих сортировочных станций и устройств;

— минимальные затраты на реконструкцию существующих и сооружение новых сортировочных станций.

Реализация указанных принципов способствует концентрации сортировочной работы, позволяет уменьшить затраты на развитие сортировочных станций и их оборудование, наиболее эффективно использовать средства комплексной механизации и автоматизации, снизить число переработок вагонов в пути следования, уменьшить простои вагонов и эксплуатационные расходы.

Как правило, сортировочные станции (в первую очередь сетевого значения) должны иметь последовательно расположенные парки, объединенные приема, сортировочные и отправления. Проектирование комбинированного расположения парков (например, отправочного парка параллельно сортировочному) допускается в стесненных условиях и при соответствующем обосновании, а также в зависимости от объема сортировки вагонов, длины и массы формируемых, обрабатываемых и пропускаемых составов.

На первую очередь строительства и в трудных местных условиях, при надлежащем обосновании, допускается расположение приемного парка параллельно сортировочному или сортировочно-отправочному. При этом следует предусматривать возможность последующего включения путей приемного парка в сортировочный и укладку приемного парка перед горбом горки.

Сортировочную систему или станцию, работающую преимущественно на узел, порт, промышленный район, а также в других случаях при соответствующем обосновании, допускается проектировать без отдельного отправочного парка, предусматривая отправление поездов непосредственно с путей сортировочно-отправочного парка. В остальных случаях сортировочная система должна иметь отдельный отправочный парк.

От надежной работы станции во многом зависит своевременная и сохранная доставка грузов получателю. Надежная работа сортировочных станций обеспечивается:

— схемой станции в целом и конструкцией горловин и парков,

отвечающими требованиям современных интенсивных технологий, безопасности движения поездов и маневровой работы, экологии и охраны труда производственного персонала станции;

— достаточно мощным путевым развитием и современным техническим оснащением, обеспечивающими потребную пропускную способность станции

По значению в общей работе сети железных дорог сетевого значения (основные или опорные); районные и вспомогательные.

Основные станции располагаются в узлах пересечения важнейших магистральных линий с мощными вагонопотоками и большой местной работой, в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков. Главной задачей этих станций является формирование маршрутов дальних назначений, следующих транзитом через несколько сортировочных станций сети. Кроме этого, на опорных станциях формируются грузовые поезда и других категорий. К основным относятся сортировочные станции, перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками.

Районные станции перерабатывают вагонопотоки между станцией отправления и ближайшей к ней сортировочной станции. На ней формируются участковые и сборные поезда, обрабатываются местные вагонопотоки. К ним относятся сортировочные станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки, а также станции обслуживания портов и крупных промышленных районов.

Развитие сортировочных комплексов – это одна из ключевых задач для ОАО «РЖД». От их работы зависит надежность всего перевозочного процесса.

С ростом объемов перевозок возрастает актуальность проблемы коренной модернизации технологии и технических средств сортировки вагонов. Это позволяет решить задачу освоения возрастающего вагонопотока, снижения текущих затрат за счет механизации и автоматизации сортировочных процессов, повышения эффективности работы сортировочных станций в целом.

Список использованных источников:

Григорьев, В. В. Сортировочные станции : учеб.-метод. пособие / В. В. Григорьев. — Екатеринбург: Изд -во УрГУПС, 2014. — 79, [1] с. – Текст: непосредственный.

Железнодорожные станции и узлы: учебник / В.И. Апатцев и

др.; под ред. В.И. Апатцева и Ю.И. Ефименко. — Москва:УМЦ ЖДТ, 2014. — 855 с. - ISBN 978-5-89035-674-1. - Режим доступа:

по подписке. -URL:

http://library.miit.ru/2014books/knigi/Apatcev_vse.pdf(дата обращения

01.12.2019). – Текст: электронный.

Железнодорожные станции и узлы: учебник для вузов ж.-д. транспорта / Под ред. В.Г. Шубко и Н.В. Правдина. — Москва: УМК МПС России, 2002. — 368 с. – Текст: непосредственный.

Железнодорожные станции и узлы / Ю.И. Ефименко, С.И.Логинов, В.Е.Павлов [и др.]: учеб. пособие. — Санкт- Петербург: Изд-во ПГУПС, 1996. — 202 с.- Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 461