Аннотация:
Рассказывается об основных направлениях инвестиционной деятельности и наиболее крупных и интересных проектах, реализованных в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018 г. на полигонах железных дорогах сети. Рассматриваются железные дороги: Октябрьская, Калининградская, Московская, Горьковская, Северная, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Северо-Кавказская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная.
Annotation:
The article describes the main directions of investment activity and the largest and most interesting projects implemented within the framework of the investment program of JSC "Russian Railways" for 2018 at the landfills of the railway network. The following Railways are considered: Oktyabrskaya, Kaliningrad, Moscow, Gorky, Northern, South-Eastern, Volga, Kuibyshev, North Caucasus, South Ural, West Siberian, Krasnoyarsk, East Siberian, Transbaikal, far Eastern. The article describes the main directions of investment activity and the largest and most interesting projects implemented within the framework of the investment program of JSC "Russian Railways" for 2018 at the landfills of the railway network. The following Railways are considered: Oktyabrskaya, Kaliningrad, Moscow, Gorky, Northern, South-Eastern, Volga, Kuibyshev, North Caucasus, South Ural, West Siberian, Krasnoyarsk, East Siberian, Transbaikal, far Eastern.
Введение
Приоритетной задачей прошлого года была реализация проектов, связанных с выполнением поручений президента и правительства Российской федерации. Продолжены работы по модернизации БАМа и Транссиба, комплексной реконструкции участка Междуреченск – Тайшет, развитию Московского транспортного узла, обновлению и развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань.
Начата реализация проектов по усилению железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта Северного широтного хода.
Помимо развития железнодорожной инфраструктуры компания концентрирует инвестиционные ресурсы на проектах обновления основных фондов, парка тягового и мотор-вагонного подвижного состава, обеспечения безопасности движения поездов, технологической устойчивости производственных процессов. Реализуются программы ресурс снабжения, охраны труда, экологии, социального развития и др.
Октябрьская железная дорога
В 2018 г основные инвестиции на полигоне Октябрьской железной дороги были направлены на реконструкцию железнодорожного пути и устройств инфраструктуры, обновление парка подвижного состава, внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение показателей безопасности труда и улучшение качества обслуживания пассажиров. Всего на реализацию проектов по инвестиционной программе ОАО «Российские железные дороги» в 2018 г. Было выделено свыше 63 млрд руб., что на 40% больше, чем в прошлом году. Наиболее значительным из них стал проект «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива».
При проектировании и строительстве объектов на Октябрьской магистрали внедряются новейшие инновационные технологии, направленные на повышение безопасности роспуска вагонов и сохранности грузов, а также снижение эксплуатационных расходов.
В 2018 г. В целях улучшения условий труда и отдыха введен в эксплуатацию дом отдыха для мотивных бригад на станции Лужская. Теперь машинисты получили возможность отдыхать в комфортабельных комнатах гостиничного формата с рекреационными зонами и питаться в современной столовой. Были так же построены и введены в эксплуатацию здания административно-бытового комплекса в парке Сортировочной станции Лужская и базы пожарного поезда.
В прошлом году продолжились реконструкция железнодорожной инфраструктуры Усть – Лужского узла со строительством новых соединительных путей между его станциями, а также строительство пункта технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
В соответствии с постановлением Правительство Российской Федерации по обеспечению транспортной доступностью порта Мурманск, включая морской порт Лавна, введётся проектирование стратегических важного направления по титулу «Развитие участка Мурманск – Волховстрой». На реализацию этого проекта, направленного на увеличение провозной способности участка Мурманск – Волховстрой, инвестиционные программы компании в 2018 году был предусмотрен лимит в размере 542 млн. руб. В рамках реконструкции станции Волховстрой длина пяти путей парка приема будет увеличена до 71 условного вагона, а еще трех – до 100 условных вагонов.
Продолжается реализация масштабного проекта «Мга – Сонково – Дмитров, строительство вторых путей в целях увеличения пропускной способности участка. Первоочередные мероприятия по развитию направления Савелово (вкл) – Сонково – Мга (вкл) Октябрьской железной дороги», направленного на увеличения пропускной способности участка. Это позволит перевести на данный участок часть поездов с грузонапряженной линии Кошта – Бабаево – Волховстрой – Мга.
Однопутная линия Мга – Сонково – Савелово протяженностью 592,3 км находиться в границах ответственности Октябрьской железной дороги. Она пролегает по территории Тверской, Новгородской и Ленинградской области и связывает Северо – Западный регион России и порты Финского залива с Центральным и Восточными регионами страны. В настоящие время на всей линии за исключением электрифицированного на постоянном токе участка Мга – Кириши - Будогощъ протяженностью 98,1 км, применяется автономная тяга.
Калининградская железная дорога
Рис.1. Калининградский железнодорожный вокзал
В 2018 г на Калининградской железной дороге сохранялся устойчивый рост перевозок грузов. Так, по итогам 10 месяцев 2018 года общий объем перевезенных по магистрали грузов вырос более чем на 20%, а собственная погрузка увеличилась на 1125 вагонов, т.е. почти на 16% по сравнению с 2017 г. Этот показатель является одним из лучших на сети железных дорог.
Рост грузопотока обусловлен успешной реализацией на магистрали целого ряда новых проектов, таких как «Уголь-перегрузок», открытие транзитного маршрута «Шелковый путь» Китай – Европа с перевалкой контейнеров в Калининграде на сервис ОТЛК ЕРА, организация мультимодальных перевозок из Китая через порты Дальнего Востока и порт Калининград в Европу.
Для грузовых операций на Калининградской железной дороге в жатые сроки сумели создать необходимую терминальную инфраструктуру и обеспечить логистический сервис. Всего за полтора года на станции Дзержинская - Новая был построен терминально-логистический центр «Калининград».
Здесь на площади 28га производиться перегрузка тяжеловесных и навалочных грузов, контейнеров из вагонов колеи 1520 мм в вагоны колеи 1435 мм. Центр обеспечен всем необходимым.
Дальнейшее развитие получил терминально-складской комплекс на станции Черняховск. Помимо контейнеров, навалочных и тяжеловесных грузов здесь сегодня перегружают легковые автомобили. Территория Ново-Западного парка станции Черняховск позволяет хранить 15 тыс. т навалочных грузов и 4,5 тыс. автомобилей. Открытая грузовая площадка терминала оборудована устройствами для хранения рефрижераторных контейнеров. Грузы отсюда в основном идут в направлении Восточной Европы через погранпереход Железнодорожный - Скандава.
В настоящее время на станции Черняховск проводятся работы по удлинению подкрановых путей и обустройству контейнеров площадки, что позволит увеличить фронт выгрузки вагонов в 2 раза, до 280 тыс.
Рис.2. Подкрановые пути.
Московская железная дорога
Для развития инфраструктуры Московской железной дороги в 2018 г. ОАО «РЖД» выделило более 115 млрд руб., что составило почти 21% общесетевого бюджета компании. Это максимальный объем годового бюджета дороги за последние годы, который позволил реализовать более 1тыс. мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией объектов, обновлением подвижного состава и оборудования и др. В частности, были приобретены 35 современных электропоездов «Ласточка» и проведена работа по модернизации эксплуатируемых электровозов, что позволило повысить привлекательность пригородных пассажирских перевозок и поднять качество обслуживания пассажиров. Пополнился локомотивный парк. На дорогу поступили 15 грузовых тепловозов серии 2Т Э25КМ, 30 пассажирских электровозов постоянного тока серии ЭП2К и шесть пассажирских двухсистемных электровозов серии ЭП20.
Для обеспечения технологической устойчивости перевозочного процесса и снятия инфраструктурных ограничений на полигоне дороги реализовывать мероприятия по оздоровлению железнодорожного пути, обновлению предприятий путевого комплекса. Была повышена прочности, несущая способность и стабильность железнодорожного пути общей протяженностью 370,8 км, что в 3 раза больше, чем в прошлом году. Проведена реконструкция четырех железнодорожных мостов на участке Люберцы - Черусти (еще на одном работы продолжаются), мостов через реку Москву на 61-м км Большого Московского кольца и через Оку на 105-м км участка Москва (Курский вокзал) – Курск. Введен в эксплуатацию новый пешеходный мост на станции Брянск .
Безусловно, приоритетное внимание уделялось проектам по развитию Московского транспортного узла, реализуемым по поручению руководства страны. Было продолжено развитие железнодорожной инфраструктуры радиальных направлений – Ярославского, Горьковского, Курского и Киевского – с интеграцией их с Московским центральным кольцом (МЦК). Так, на Ярославском направлении благодаря строительству 5-го пути на участке Москва (Ярославский вокзал) – Мытищи, 4-го пути на участке Мытищи – Пушкино и 3-го пути на участке Мытищи – Болшево размеры движения пригородных электропоездов увеличатся на 16% (с 217 до 251 пары в сутки), а пассажиропоток – на 4% (со 103 млн до 107 млн человек в год).
На Горьковском направлении благодаря строительству 4-го главного пути на участке Москва (Курский вокзал) – Железнодорожная, путепроводной развязки и 2-го пути участке Реутово – Балашиха размеры движения пригородных поездов увеличатся на 34% (со 133 до 178 пар в сутки, в том числе до 38 пар в направлении до Балашихи). При этом пассажиропоток увеличится на 17% (с 83 млн до 97 млн человек в год).
На Курском направлении после строительства 3-го и 4-го путей от Курского вокзала до Люблино, реконструкции участка Люблино – Подольск, а также строительства остановочного пункта (о.п.) Новохохловская размеры движения поездов возрастут на 49% (74 до 110 пар в сутки). Новый остановочный пункт позволяет пассажирам Московской железной дороги пересесть на одноименную станцию МЦК, в результате чего разгружаются станции метро «Царицыно», «Курская», «Текстильщики» и ряд других. О.п. Новохохловская, включающий в себя островную пассажирскую платформу и открытый пешеходный мост, имеет современную пассажирскую инфраструктуру с безбарьерной средой для маломобильных пассажиров. Он стал первым остановочном пунктом, постоянный в рамках реализуемого правительством Москвы совместно с ОАО «РЖД» проекта МЦД2 (Московские центральные диаметры). По маршруту Москва - Подольск будет организовано тактовое движение скорых пригородных электропоездов, которая позволит увеличить пассажиропоток на 61% (с 41,5 млн до 67 млн человек в год).
Продолжается интеграция радиальных направлений с Московским центральным кольцом. Открыты новые остановочные пункты Окружная на
Савеловском направлении, Ленинградская на Рижском направлении
и платформа на новой станции Карачарово на Горьковском направлении. Ведутся работы по переносу остановочного пункта Северянин Ярославского направления ближе к станции МЦК Ростокино и строительство новой платформы Варшавское на Павелецком направлении.
Рис.3. Остановочный пункт, Ленинградская на Рижском направлении.
В рамках проекта построены 12 новых пассажирских платформ с навесами, 5 мостов – конкорсов, 3 пешеходных проектов.
С учетом перспектив развития территории Новой Москвы будет осуществлен ряд проектов на Киевском направлении. Так, в 2018 г. началось строительство остановочных пунктов Аминьевская, Санино, Минская. Ввод их в эксплуатацию позволить снизить нагрузку на пригородную зону Киевского вокзала и станцию метрополитена Киевская за счет переключения части пассажиропотока Киевского направления на станции метро Минская (открыто в апрели 2017 г) и Аминьевское шоссе (открытие в 2019 г).
Горьковская железная дорога.
Горьковская железная дорога в 2018 г. работала устойчиво. Погрузка, грузооборот, пассажирооборот, все поезда превысили плановые показатели. Продолжалась реализация проекта вождения поездов повышенного веса и соединенных поездов: были сформированы и проведены более 9 тыс. поездов повышенного веса и около 3 тыс. соединённых поездов. Одним из ключевых показателей оценки эффективности работы железной дороги является себестоимость перевозок. По результатам работы за 2018 г. себестоимость перевозочной деятельности ниже отчета 2017 г. на 0,6 %.
Высоких результатов производственной деятельности удалось достичь за счет активного использования ресурсо - и энергосберегающих технологий, внедрения инновационных разработок, формирования комплексных транспортно-логистических услуг, роста производительности труда. Объем инвестиционной программы и ее выполнение — основы развития железной дороги. Капитальное вложение в 2018 г. составили более 17 млрд. руб.
В соответствии с инвестиционной программой реализован ряд значимых проектов. В 2018 г. был выполнен усиленный капитальный ремонт железнодорожных путей на 17 участках общей протяжённостью более 170 км.
Реконструкция (модернизация) железнодорожного пути позволит выполнять ключевой показатель эффективности вложений в части технологического эффекта: будет увеличена пропускная способность за счет повышения скоростей движения грузовых и пассажирских поездов на перегонах, улучшены качественные показатели дороги.
Горьковская железная дорога является участником масштабного проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада России». В его рамках в 2018 г. начаты удлинение одного и строительство двух путей в восточном парке станции Балезино. Это один из главных проектов дороги, направленный на увеличение пропускной способности. Уже проведены работы на сумму 650 млн руб. По строительству и реконструкции верхнего строения пути, модернизации устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и энергоснабжения. Параллельно совместно с проектными институтами ведется разработка второго этапа реконструкции станции. Основной целью проекта «Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и пограничных станций» является строительство двухпутных вставок, вторых и третьих главных путей, что позволит существенно увеличить пропускную способность участков и участковую скорость движения поездов. Удлинение приёмоотправочных путей на станциях обеспечит формирование и пропуск транзитных поездов повышенной длины. Важным мероприятием по повышению пропускной и провозной способности является внедрение более совершенных средств автоматики и телемеханики.
Юго - Восточная железная дорога.
В прошедшем 2018 г. коллектив Юго-Восточной железной дороги активно участвовал в реализации всех основных инвестиционных проектов ОАО «РЖД». Так, рамках проекта «Цифровая железная дорога» на полигоне магистрали велись работы по строительству современных высокоскоростных сетей связи. Оборудование, построенное на базе технологий волнового спектрального уплотнения (DWDM/CWDM) и пакетных мультисервесных сетей по технологиям IP/MPL, было установлено на 38 станциях участков Лиски — Валуйки — Старый Оскол — Ржавка — Клюква. В результате модернизации скорость передачи данных в первичной сети связи увеличилась с 34 Мб/с до 10 Гб/с с перспективой увеличения до 40 Гб/с. Появилось возможность представления клиентам каналов для пакетной передачи данных по промышленной сети Ethernet со скоростью до 100 Мб/с. Была также продолжена работы по замене устаревшего оборудования оперативно — технологической и радиосвязи. Всего было введено в работу семь комплектов оперативно — технологической связи СМК — КС и 60 современных радиостанций РЛСМ — 10. По программе «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» в 2018 г. было проведено девять мероприятий, направленных на снижение удельных расходов топливно — энергетических ресурсов на тягу поезда, энерго — и материалоемкости технологических процессов. Так, на локомотивах эксплуатационного депо Лиски — Узловая было смонтировано 200 единиц оборудования автономной системы информирования машиниста с функцией электронного маршрута машиниста (АСИМ — ЭММ). Данная система предназначена для получения по беспроводным каналам связи POPC GSM от единой системы мониторинга бортовых систем (ЕСМ БС) расписания движения поезда, натурного листа грузового поезда, постоянных и временных ограничений скорости, информации о занятости впереди лежащих блоков — участков. АСИМ — ЭММ представляет машинисту цветную графическую и текстовую информацию, формирует и передает по радиоканалу отчет о поездке. Система информирования машиниста осуществляет с коммерческой точностью учет расхода электрической энергии на тягу поездов, обеспечивает экономию топливо — энергетических ресурсов, облегчает труд локомотивных бригад, а также создает условия для роста безопасности движения и недопущения брака в поездной работе. Увеличивается пропускная способность линий за счет следования поездов в единичном поездопотоке по жестким ниткам графика.
Продолжено внедрение автоматизированной системы расчета суточного вариантного графика движения грузовых поездов и его энергооптимизации (АПК ЭЛЬБРУС). В настоящее время АПК эксплуатируется на 15 диспетчерских участках, их общая протяженность в границах Юго — Восточной железной дороги составляет 1922 км.
Приволжская железная дорога.
Рис.4. Поезд Приволжской железной дороги
На Приволжской магистрали планомерно ведется обновление инфраструктуры и подвижного состава, внедряются современные технические средства и технологии. В минувшем году общий объем инвестиций на эти цели составил около 24 млрд. руб.
В настоящее время особое внимание уделяется цифровой трансформации. На полигоне Приволжской магистрали создана региональная комплексная меж - функциональная рабочая группа, которая изучает все возможные варианты развития цифровой железной дороги. По результатам ее работы в ОАО «РЖД» направленны предложения для включения в дорожную карту реализация научно — технического проекта «Цифровая железная дорога». Многие предложения были одобрены на совещании у директора по информационным технологиям холдинга.
Центральной дирекцией управления движением ОАО «РЖД» определены движением 15 сортировочных станций, на которых первую очередь будет реализовано модель цифровой трансформации. В их число вошли и основная сортировочная станция Приволжской железной дороги — станция им. Максима Горького.
Внедрение на ней инновационных устройств и автоматизированных систем управления сортировочным комплексом для создания сквозной цифровой безбумажной технологии проводится в рамках инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция станции им. Максима Горького». При реализации проекта предусмотрено применение самых современных систем управления, а именно АСУ СТ, МАЛС, ППСС, КСАУ СП, которые позволят полностью автоматизировать сортировочный комплекс на основе отечественных цифровых технологий.
Планируется также применение инновационных технических устройств, таких как домкратовидное устройство закрепления подвижного состава, исключающие трудоемкий процесс укладки и уборки тормозных башмаков, вагоноосаживатели в сортировочном парке, которые позволят не отвлекать горочные маневровые локомотивы на осаживание составов и увеличить благодаря этому перерабатывающие возможности сортировочной горки. Вести график выполненной работы поможет использование динамической модели на основе спутниковой навигации.
Цифровая трансформация невозможна без модернизации сетей связи. С учетом этого в 2018 г. на Приволжской железной дороге было приобретено сетевое оборудование, которое позволит организовать новые цифровые потоки и каналы для оперативно - технологической связи (ОТС) и сети передачи данных, обеспечить резервирование основных каналов ОТС. Кроме того, появится возможность установить постоянный контроль за состоянием кабельных линий посредством многофункционального диагностического комплекса МДК-М1, а также обеспечить в случае необходимости качественную связь с возможным местом аварийно-восстановительных работ.
В 2018 г. начато строительство Центра технического управления сетью связи на станции Саратов с планируемым окончанием работ в 2020 г. В здании центрами будет размещены комплекс оборудования для организации и управления сетями связи Приволжской железной дороги, а также все инженерные системы, необходимые для функционирования объекта.
В 2018 г. начата реализация пилотного проекта по диспетчеризации полного комплекса транспортных услуг по схеме «клиент — территориальный центр фирменного транспортного обслуживания — территориальная дирекция управления движением», т. е. на всем пути оказания транспортно услуги.
Куйбышевская железная дорога.
На реализацию инвестиционной программы Куйбышевской железной дороги в 2018 г. было направлено более 26,3 млрд руб. Основное внимание было уделено проектам развития инфраструктуры и тягового комплекса для организации движения тяжеловесных поездов, модернизации сортировочных станций и автоматизированных систем управления перевозочным процессом, поэтапного увеличения пропускных способностей железнодорожных линий.
Ряд мероприятий инвестиционной программы был направлен на повышение прочности, несущей способности землянного полотна, стабильности и долговечности железнодорожного пути в целом, ликвидацию барьерных мест, снижение протяженности участков пути, просроченных капитальным ремонтом. их реализация позволила увеличить участковую скорость и пропускную способность перегонов, уменьшить эксплуатационные расходы, в том числе для предприятия путевого хозяйства.
С целью оздоровления железнодорожного пути, сокращения числа и обеспечения движения после ремонта с установленными скоростями проведена реконструкция более 170 км железнодорожного пути на 13 участках дороги. Выполнен капитальный ремонт нечетного пути участка Смышляевка – Алексеевская – Кинель, нечетного пути участка Безенчук – Звезда, четного пути участка Толкай – Подбельская.
Инвестиционные средства, выделенные куйбышевской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин, осуществляющей эксплуатацию и контроль работоспособности выправочно – подбивочных (Дуоматик, Унимат и т.д.) и щебнеочистительных комплексов (ЩОМ, RMи т.д.) направленны на закупку новых путевых машин данного типа.
Северо – кавказская железная дорога.
Рис.5. Железная дорога город Туапсе
В последнее время на сети железных дорог отмечается рост объемов грузовых перевозок, прежде всего в направлении морских портов. На Северо – Кавказской железной дороги в этой связи в пик летних пассажирских перевозок возникают определенные трудности с пропуском поездов. Поэтому одной из самых важных задач является развитие пропускной способности магистрали, снятие инфраструктурных ограничений. Именно на это и нацелена прежде всего инвестиционная политика магистрали. С учетом прогнозируемого к 2020 г. роста грузовых перевозок к портам Азово – Черноморского бассейна до 125 млн. р в год значение инвестиционных проектов многократно возрастает.
Безусловно, наиболее значимым для Северо – Кавказской железной дороги является проект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово – Черноморского Бассейна». Этим проектом предусмотрены реконструкция участка М. Горького – Котельниково – Тихоренская – Крымская с обходом Краснодарского узла, реконструкция линий Таманского полуострова, Обновление и усиление устройств электроснабжения, электрификация участков Южного полигона сети, строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов, сортировочных и пограничных станций и др.
В рамках реализации проекта построен обход краснодарского железнодорожного узла – новая железнодорожная линия протяженностью 65 км, которая протянулась от станции Козырьки до станции Гречаная по территории Кореновского, Тимашевского и калининского районов Краснодарского края.
Общий объем затрат на выполнение работ по развитию подходов к портам Азово – Черноморского побережья в 2018 г. составил более 37 млрд. руб. За год построено 46 км вторых путей на перегонах Гашун – Зимовники, Маныч – Шаблиевская и Развильная – Песчанокопская, что позволило увеличить пропускную способность от станции Котельниково до станции Сальск до 154 пар поездов в сутки. Уложено 159 км новых путей, в том числе 128,8 км на обходе Краснодарского узла (перегоны Козырьки – разъезда Бейсужек, разъезд Бейсужек – Кирпили, Кирпили – Гречная) и 30 км на перегонах Забытый – Поливянский и Тимашевская – Кирпильский.
Северная железная дорога.
В 2018 г. в развитие инфраструктуры Северной железной дороги ОАО «РЖД» инвестировало более 16,8 млрд руб. Дорога последовательно решает задачи по снятию инфраструктурных ограничений для пропуска растущего транзитного потока в направлении портов Северо – Западного бассейна.
В последние годы пропускную способность дороги в значительной мере ограничивала станция Данилов из-за отсутствия достаточного количества приемоотправочных путей необходимой длины. В 2018 г. завершились работы по реконструкции станции, в ходе которой были удлинены три приемоотправочных пути, обновлены устройства электроснабжения и железнодорожной автоматики. Это позволило увеличить пропускную способность станции на 21 поезд в сутки, обеспечивать пропуск поездов повышенной массы и длины и тем самым увеличить провозную способность участка Ярославль – Главный – Вологда.
На грузонапряженном пути участке Кошта – Вологда для снятия существующего ограничения по скорости и весу поездов ведется реконструкция железнодорожного моста. Работы будут завершены в 2019 г. Продолжаются работы по усилению земляного полотна с использованием разрядно – импульсной технологии и устройством подпорных стенок на болотистом участке Маленга – Обозерская Архангельского региона дороги.
После завершения работ на всем участке нормы массы грузовых поездов вырастут до 5200 т.
Ведется модернизация земляного полотна на 7 – 24 м км участка Чум – Лабытнанги, построенного в 1974 г. по облегченным нормам на многолетнемерзлый грунт. Осадка насыпи на протаивающем основании требует постоянных работ по ее исправлению что приводит к ограничению скорости движения поездов и увеличению эксплуатационных расходов. Проектом предусмотрены отсыпка берм, монтаж охлаждающих установок, нарезка водоотводов, устройство дренажей и водоотводных лотков, замена труб на металлические гофрированные. Несмотря на то что участок является малодеятельным, необходимость этих работ обусловлена предстоящим строительством Северного широтного мода.
Дальневосточная железная дорога.
Инвестиционная программа Дальневосточной железной дороги в 2018 г. превысила 58 млрд руб. В рамках проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало – Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (Восточный полигон)» уложено более 320 км железнодорожного пути, что позволит повысить скорость движения пассажирских поездов на участках общей протяженностью 16,5 км, грузовых поездов – на 54,2 км (в том числе на 18,2 км до 90 км/ч), отменить предупреждения на 8,3 км.
Завершена или завершается реконструкция станций Мылки, Имбо, Партизанские Сопки, Хабаровск 2 (парк «ЧС»), Датта, Утиный, Побожий, Федосеев, 303 км, мостов на 3104-м и 3107-м км участка Тында – Новый Ургал и на 91-м км участка Бамовская – Нерюнгри. Выполнено переключение устройств сигнализации, централизации и блокировки на разъездах Заячий, Глухариный, состоялось торжественное открытие комплекса Хабаровск 1, введен в эксплуатацию пункт экипировки тепловодо на станции Февральск.
Среди наиболее важных реализованных проектов в первую очередь следует отметить завершение реконструкции пункта технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) на станции Уссурийск. Эта станция является стратегическим транспортным узлом, через который проходят Транссиб, а также железные дороги к пограничным станциям Гродеково, Хасан и к портам Южного Приморья. Грузоперевозки в указанных направлениях растут, что требует дополнительного технического обслуживания и экипировки как магистральных, так и маневровых локомотивов. Старый ПТОЛ построенный в 1980 г. работал на пределе проектной мощности и уже не отвечал современным требованиям к произведению технического обслуживания по циклу ТО-2 электровозов и тепловозов.
Забайкальская железная дорога.
Рис.6. Железные дороги Забайкальский край
Характерной особенностью Забайкальской железной дороги, главное направление которой составляет почти 2300 км, является преобразование транзитных перевозок грузов. В связи с этим важнейшим критерием организации перевозочного процесса на дороге является ее пропускная способность. В условиях растущего грузооборота (на 28 % за последние 5 лет) и серьезного износа основных фондов руководству дороги требовалось выработать такую схему, которая позволила была при существующей динамике инвестиций ликвидировать все препятствия для стабильного пропуска поездопотока. В этих целях была проведена следующая работа: детально проанализированы потери пропускной способности дороги и затем сформирована карта – схема с обозначением барьерных мест. Полученные данные и прогнозные объемы грузоперевозок до 2025 г., предоставленные Институтом экономики и развития транспорта (АО «ИЭРТ»), а также технические и технологические особенности работы станции и перегонов стали основой для разработки стратегического плана мероприятий завития дороги.
Большая часть мероприятий плана включена в такие инвестиционные проекты , как «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало – Амурской и Транссибирской магистралей с развитием пропускных способностей (Восточный полигон)» с планом освоения инвестиций на полигоне Забайкальской дороги с планом освоения в 2018 г. 8,629 млрд руб. и «Долгосрочный план повышения эффективности деятельности производственных вертикалей на полигоне Забайкальской железной дороги (первый и второй этап)» с объемом инвестиций 11,4 млрд руб. Часть предлагаемых решений рассматривается в качестве актуальных для формирования проекта «Транссиб за семь суток» .
Восточно – Сибирская железная дорога.
Важнейшее звено сети железных дорог России – Транссибирская магистраль – не только связывает Восток и Запад нашей страны, но и обеспечивает взаимодействие европейской и азиатской мировых экономик.
Восточно – Сибирская железная дорога, проходя по территории Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Саха – Якутия, обслуживает свыше 3 тыс. предприятий и организаций. Номенклатура перевозимых грузов (нефть и продукты нефтепереработки, химикаты, кокс, железная руда и др.) их корреспонденция достаточно обширны. Дорога лидирует по погрузке древесины и пиломатериалов, занимает второе место среди железных дорог России по перевозке целлюлоз, находится на третьем месте по объему отгрузки угля.
Пропускная способность ряда участков дороги близка к максимальной. Это прежде всего вся часть Транссиба в пределах дороги (от станции Юрты до станции петровский Завод) и северный ход дороги – БАМ. В целях увеличения их пропускной способности реализуется масштабные инвестиционные проекты, имеющие особое значение не только для Восточно – Сибирской железной дороги и регионов, по которым она проходит, но и в целом для страны.
В прошлом году, объём инвестиций в развитие инфраструктуры магистрали составил 47 млрд руб. в том числе 20 млрд руб. по одному из самых крупных проектов – «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало – Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (восточный полигон)». Из них более 17 млрд руб. приходится на объекты БАМа. В его рамках проектируется и строятся вторые пути на 13 перегонах, 11 двухпутных вставок, пять разъездов, развиваются 14 станций. Кроме того, выполняются работы по техническому перевооружению и усилению 30 объектов электроснабжения, строятся две новых тяговых подстанций, реконструируется 81 инженерное сооружение.
Красноярская железная дорога.
Для Красноярского края и Хакасии Красноярская железная дорога является главной транспортной артерией, по которой перевозится более 80 % продукции и сырья, производительных в этих регионах.
При формировании инвестиционной программы 2018 г., объем которой составил 24.6 млрд руб., что в 2,3 раза больше по сравнению с 2017 г., акцент ставился на решение первоочередных потребностей дороги в развитии инфраструктуры и техники.
На первом месте стояли вопросы транспортного обеспечения Всемирной зимней универсиады в Красноярске в 2019 г. Ожидается, что спортивные мероприятия посетят не менее 200 тыс. человек, около 14 тыс. из которых воспользуются железнодорожным транспортом.
Всего в рамках решения этой задачи выполнены работы по развитию и обновлению 28 объектов железнодорожной инфраструктуры. В их числе строительство пассажирского павильона на вокзале Абакан и техническое перевооружение вокзального комплекса станции Красноярск. Особое внимание уделено пассажирам с ограниченной мобильностью. В вокзальном комплексе Красноярска действует единая система обслуживания этой категории пассажиров – от покупки билета до посадки в поезд. На привокзальной площади, пассажирских платформ и в здании вокзала уложили специальную плитку (тактильные направляющие и предупреждающие указатели) и сделали пандус на крыльце главного входа. Внутри оборудовали подъемники и новые лифты, отдельные санитарные комнаты, залы ожидания, предусмотрели адаптированные окна справочного бюро и билетной кассы дальнейшего следования, а также удобную визуальную навигацию.
Кроме того, в 2018 г. железнодорожники обновили 10 объектов пассажирского комплекса в черте Красноярска: вокзалы Бугач, Енисей, Базаиха, пассажирские платформы Студенческая, Первомайская и др. Это позволит гостям и жителям краевого центра быстро и комфортно перемещаться по городу.
Западно – Сибирская железная дорога.
На долю Западно – Сибирской магистрали приходится четверть сетевой погрузки. За 5 лет с 2012 по 2017 г. объемы погрузки возросли на 155 или на 40 млн т. В 2017 г. был превышен трёхсотмиллионный рубеж, погрузка составила почти 307 млн т. Прошедший год дорога завершила с новым рекордным показателем, отправив потребителям более 314 млн т. грузов.
Такие результаты были бы невозможны без комплексного развития инфраструктурных магистрали, совершенствования технологических процессов, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. В период 2013-2-17 гг. в развитие полигона Западно – Сибирской железной дороги было инвестировано более 120 млрд руб.
В 2018 г. магистраль продолжала наращивать свой потенциал. Платформой для реализации намеченных планов стала инвестиционная программа дороги, в соответствии с которой свыше 17 млрд руб. были направленны на поддержку и развитие таких ключевых направлений деятельности, как обеспечение безопасности движения, снятие инфраструктурных ограничений, повышение транспортной доступности, обновление подвижного состава.
Западно – Сибирскую магистраль принято считать своеобразным полигоном, на котором апробируются в опытном режиме самые передовые технологии прежде чем принимается решение об их дальнейшем распространении. Так, дорога станет одной из трех пилотных магистралей на сети где намечено организовать региональную инновационную площадку.
Это будет постоянный проектный офис, призванный служить точкой притяжения инновационной активности в регионе (причем речь идет не только о железнодорожной отрасли), системой коммуникаций между всеми заинтересованными организациями и испытательным полигоном для перспективных инновационных решений. Планируется, что в 2019-2020 гг. такие площадки появятся на каждой железной дороге.
Южно — Уральская железная дорога.
Рис.7. Железная дорога в Уральских горах
В 2018 г. на Южно — Уральской железно дороге проводилось оздоровление элементов инфраструктуры, продолжалось обновление тягового подвижного состава, путевой и вспомогательной техники, выполнялся ряд мероприятий, направленных на обеспечение транспортной и пожарной безопасности подведомственных объектов. Началась подготовка к проведению в Челябинске Совета глав государств — членов ШОС и БРИКС в 2020 г. В ее рамках в первую очередь планируется модернизировать пассажирскую инфраструктуру станции Челябинск — Главный, в том числе провести полное техническое перевооружение вокзала дальнего следования с реконструкцией трех пассажирских платформ и обновление пригородной зоны станции со строительством пешеходного тоннеля к пассажирской платформе. Намечено также завершить строительство Музея истории Южно -Уральской железной дороги.
Основные работы, а 2018 г. велись в рамках пяти инвестиционных программ.
В соответствии с инвестиционной программой «Снятие инфраструктурных ограничений» была выполнена реконструкция участков пути с просроченным ремонтом и сверхнормативным пропущенным тоннажем общей протяженностью свыше 220 км, в том числе двух участков Петропавловского отделения Южно — Уральской железной дороги, находящегося на территории Республики Казахстан.
Инвестиционная программа «Обеспечение безопасности» включила в себя две подпрограммы. Первая из них - «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» - была направленна на предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры, обеспечение транспортной, экологической и пожарной безопасности на полигоне дороги, а также реконструкцию и обновление объектов технологического и коммунального назначения, терминально — складского комплекса. Вторая подпрограмма «Обеспечение технологической устойчивости производственного процесса» предусматривала обновление оборудования и устройств электроснабжения, а также улучшение технического оснащения предприятий путевого комплекса. В соответствии с ней было выполнено техническое перевооружение устройств электроснабжения на участке Бишкиль — Полетаево, перегонах Щучье — Шумиха и Хребет — Уржумка, велось строительство здания района контактной сети железнодорожной станции Курган. Для предприятия путевого комплекса были приобретены модули сопровождения путевой техники, платформы ПМ-820 с унифицированным съемным оборудованием, моторные дизельные платформы МПД, два укладочных крана (УК-25/25 и УК-СП), модульные пункты обогрева.
Список использованных источников:
Октябрьская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С. 14-15 – Текст: непосредственный.
Калининградская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С. 18 – 19. – Текст: непосредственный.
Московская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. – №1 – С. 20 – 23. – Текст: непосредственный.
Горьковская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С. 24. – Текст: непосредственный.
Юго-Восточная железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С. 31. – Текст: непосредственный.
Приволжская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С.35. – Текст: непосредственный.
Куйбышевская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С. 40. – Текст: непосредственный.
Северо - Кавказская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С.44. – Текст: непосредственный.
Северная железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С.28. – Текст: непосредственный.
Дальневосточная железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С.65. – Текст: непосредственный.
Забайкальская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С.61. – Текст: непосредственный.
Восточно – Сибирская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С. 58. – Текст: непосредственный.
Красноярская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С.55. – Текст: непосредственный.
Западно – Сибирская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С. 52. – Текст: непосредственный.
Южно – Уральская железная дорога // железнодорожный транспорт. – 2019. - №1 – С.48-49. – Текст: непосредственный.