ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В XXI ВЕКЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В XXI ВЕКЕ

Холоднов Э.Э. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание ребёнка – это процесс, при котором комплекс действий и методов используются для прививания ребёнку основ поведения, морали, этики в семье и обществе. Также воспитание можно рассматривать с точки зрения индивидуума, когда тот поступает в соответствии с заложенными ему нормами поведения. Воспитание является одним из важнейших процессов в жизни человека, особенно большую роль оно играет в социальной жизни человека. В данной статье рассматривается эволюция воспитания с древнейших времён до настоящего времени, его роль в обществе.

Зачатки воспитания, как мне кажется, начинают проявляться с древних времен: когда человек начинает жить в племенах и был необходим способ продуктивного общения между членами общества. Можно сделать предположение, что воспитание – это явление, перешедшее из бессознательных инстинктов в сознательную и целенаправленную деятельность. Например, одним из первых правил воспитания было «слушать и уважать старших», и такое, на первый взгляд, небольшое правило имеет большое значение для всего племени. Оно даёт привилегии наиболее мудрым, сильным контролировать жизнь племени и передавать свои знания молодым и совсем ещё не опытным, для того чтобы они передали эти знания дальше.

Так, по мере развития общества, развивалось и воспитание. Из-за неравномерности развития общества в разных уголках планеты, мы можем увидеть, что в настоящий момент существуют различные виды обществ: от самых простых, где преобладают земледелие и физический труд, до технологичных, где человек может использовать технические и цифровые средства для достижения своих целей. Эту особенность развития человечества также можно использовать для анализа развития воспитания.

Перейдем к особенностям воспитания XXI века. Эти особенности являются прямым следствием глобальных событий, произошедших в XX веке. Первая и Вторая мировые войны, революция, кризисы, Великая Отечественная Война, развитие информационных систем, глобализация - события, которые сильно повлияли на всё будущее человечество.

На протяжении всего существования человечества самую большую роль играет воспитание в семье. Если оно будет полноценным, то общество получит адекватную личность, которая способна социализироваться. Но воспитание закладывается не только со стороны семьи, но со стороны других членов общества. Рассмотрим, как менялось влияние ближайшего окружения ребёнка в период с начала XX века до начала XXI века.

Раньше, когда люди жили в деревнях, и все друг друга знали, то и воспитание детей проходило под общим контролем общества, то есть не только внутри семьи, но и, например, соседей, близких друзей семьи, которые могли жить очень близко и т.д. Я считаю, что это ближайшее окружение положительно сказывалось на воспитании ребёнка. Поэтому можно услышать из рассказов старшего поколения, кто застал те самые времена, что все жили дружно и друг другу всегда старались помочь.

Но в связи с глобализацией и в дальнейшем компьютеризации человечества, всё больше людей уезжало из деревень и сёл и поселялись в городах. Здесь мы встречаемся с тем, что новым людям нужно снова социализироваться в городе. И пока они этого не сделают, в некотором роде до них никому не будет дело. Дети, таким образом, не всегда могут получить воспитание со стороны ближайших людей семьи.

Далее, жизнь людей ускоряется: всё больше времени люди проводят за работой, чтобы прокормить семью. Это особенно касается тех стран, где даже самый просто труд мало оплачиваемый. Причем эта работа чаще всего находится вдали от дома и нельзя взять ребёнка с собой. Например, раньше родители могли брать детей на охоту или на свою работу, делиться опытом и передавать знания будущему поколению – это было также элементами воспитания. Сейчас же передать опыт, когда папа и мама на работе, невозможно. И таким образом, снижается воспитательская работа: родители могут быть погружены в свою работу и различные сферы деятельность, но слишком мало в жизнь своих детей.

Дети достаточно любознательные и довольно быстро учатся. Поэтому, если им не хватало воспитания дома или в ближайшем кругу, то они будут учиться у своего ближайшего окружения, с которым проводят достаточно много времени. Поэтому, как мне кажется, сейчас не меньшую роль играет район, в котором ребёнок живёт и где проводит большую часть времени. Если район благополучный, то маловероятно негативное воспитание. Далее, большую роль играют близкие друзья. Как говорится в пословице: «С кем поведёшься, того и наберёшься».

Нельзя не затронуть тему компьютерных игр в вопросах воспитания. Такие игры также могут влиять на воспитание, но только в том случае, если за ними проводят огромное количество времени, постепенно отдаляясь от реальности. По сравнению с реальностью игры имеют яркие миры, интересные миссии, истории и многое другое. Тогда сильное увлечение может перейти в зависимость и может негативно повлиять на поведение подростка. Поэтому необходимо соблюдать меру в компьютерных играх. К тому же я считаю, что государство верно поступило, когда ввело рейтинг для игр, чтобы родители, которые мало понимают в компьютерных играх, могли контролировать, как их ребёнок проводит время. Заметим также, что социальные сети очень похожи в плане зависимости с компьютерными играми. У многих подростков возникает несознательное желание просмотреть, не отправил ли им кто-нибудь сообщение, или посмотреть забавное видео. Это может плохо влиять на внимательность и сосредоточенность ребёнка в долгосрочной перспективе при неконтролируемом использовании социальных сетей.

Обратим внимание на роль государства в воспитании ребенка. На рубеже XX-XXI вв. наблюдается всё больший контроль над воспитанием со стороны государства. Начинает работать ювенальная юстиция. Это так называемое, «специализированное направление работы государственных органов (суды, органы правопорядка, детские исправительные и другие учреждения), осуществляющих правосудие и профилактику по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними или против несовершеннолетних». Перечислим, какие задачи стоят перед ювенальной юстицией:

информирование детей об их правах и о том, что именно следует понимать под нарушением детских прав;

введение обязательного доносительства для специалистов и организаций, так или иначе соприкасающихся с ребенком: врачей, учителей, воспитателей детских садов;

всяческое поощрение доносительства «мирных обывателей»: соседей, прохожих;

введение особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних с максимальным смягчением мер уголовного наказания для них;

беспрепятственный доступ представителей ювенальной юстиции в каждую семью в любое время при малейшем подозрении на то, что к ребенку применяются наказания;

введение уголовного наказания для родителей за наказание своих детей и лишение их родительских прав;

Кажется, что оно не защищает или расширяет права несовершеннолетних, а отменяет права взрослых для воспитания ребенка. И это приводит к дестабилизации не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений. Это также подтверждается опытом введения данной юстиции в странах Европы. Поэтому, если общество желает создать такую службу, необходимо аккуратно к этому подходить.

С другой стороны, в последнее время начали происходить различные дела с противоправными действиями от несовершеннолетних. То есть некоторые дети из подрастающего поколения являются прямой угрозой для общества. И государство пока никак с этим не борется напрямую, а косвенно, что, на мой взгляд, приносит мизерную пользу или даже вред. Если ребенок совершает преступление против детей или даже взрослого, то на его действия нет никаких правовых рычагов воздействия, чтобы он одумался – это приводит к печальным последствиям. Действительно, можно попробовать уговорить, чтобы он больше так не делал или, например, поговорить с родителями, чтобы они смогли повлиять на ребёнка. Но если ничего из этого не работает, то никаких правовых рычагов воздействия не остаётся, кроме как заявления в полицию.

Подверглось коррекции также школьное образование. Если раньше учитель мог наказывать на своё усмотрение (что не всегда хорошо), то сейчас в условиях неприкосновенности подростков наверняка почти в каждой школе есть подростки, которые злоупотребляют своими правами. Это пример плохого воспитания и приводит к нервному истощению учителей, срыву уроков и с этим не всегда удаётся справиться.

В основном, всё, что написано выше, относится к негативному влиянию на воспитание. Но то же самое имеет обратную сторону. Приведём примеры.

Сейчас практически у каждого подростка есть смартфоны и компьютеры, и есть доступ к всемирной сети интернет – того, чего не было у обычного человека до XXI века! Можно направлять детей, чтобы они использовали эту «золотую жилу» информации для своего развития. Можно купить им игру, которая поможет расширить кругозор, или, например, программу, чтобы обучиться новым навыкам. Социальные сети можно использовать для общения с друзьями, которые находятся в разных странах: это позволяет увидеть и оценить мир другой страны, как ведут себя люди в других странах и вынести что-нибудь полезное для себя.

Сейчас открыт доступ к различным ресурсам: курсы, практики, кружки по интересам – которые позволяют обрести новый круг общения и опять же выработать верное воспитание.

Государство также помогает детям: выделяет деньги малоимущим семьям с детьми, поддержка детей при потере кормильца, предоставляет квартиры детям сиротам, в муниципальных учреждениях раздают подарки на новый год, а также предоставляют места в детские лагеря и санатории. В школах учеников держат до последнего, самое главное, чтобы они доучились и получили хоть какое-нибудь образование.

В итоге, в XXI веке воспитание детей существенно изменилось, потому что изменился уклад общества и его основное место существования. Если раньше воспитание диктовалось узким кругом людей, то сейчас этот круг значительно расширился и родителям необходимо контролировать, кто в этот круг входит. Мы не должны забывать, что от нас зависит воспитание наших детей, мы должны им уделять внимание и делиться своим опытом, потому что дети – это наше будущее.

Просмотров работы: 865