История строительства станции метро "Спартак" - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

История строительства станции метро "Спартак"

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Спартак» — станция Московского метрополитена. Расположена на Таганско-Краснопресненской линии между станциями «Щукинская» и «Тушинская» в 600—700 метрах к юго-востоку от последней. Объект был заложен под пикетом ПК0160+4 для открытия в составе Краснопресненского радиуса в 1975 году, но по ненадобности был недостроен и вскоре законсервирован. На протяжении нескольких десятилетий объект был известен под проектным названием «Волоколамская» и являлся самой старой недостроенной станцией в Московском метрополитене.

Станция могла принять первых пассажиров еще в середине 1970-х годов, ведь сооружение «Спартака» велось одновременно со строительством участка «Октябрьское поле» - «Планерная», открытым 30 декабря 1975 года. Из-за отмены строительства жилого микрорайона на месте Тушинского аэрополя необходимость в этой станции отпала, и после завершения строительных работ ее каркас был законсервирован. При этом вестибюли построены не были, отделка станции не производилась.

Во время строительства станция носила проектные названия «Волоколамская» и «Аэрополе». Под этими названиями она и оставалась в виде задела почти 37 лет. С началом развития инфраструктуры на месте Тушинского аэрополя было решено расконсервировать и станцию. Достройка началась в 2013 году, а 27 августа 2014 года станция была открыта.

К планам по строительству этой станции вернулись только в 2012 году, когда московские власти озвучили программу сооружения 150 км новых линий метро и 70 новых станций (впоследствии эти цифры увеличились до 162 км и 79 станций). Свое новое название станция получила в честь популярного российского футбольного клуба «Спартак», для которого на территории бывшего Тушинского аэродрома возводится одноименный стадион. Помимо обслуживания стадиона, «Спартак» берет на себя часть транспортных потоков от перегруженной «Тушинской».

Работы по расконсервации станции «Спартак» начались в декабре 2012 года. Если построенные в 1974 году конструкции платформы оставались неизменны, то вестибюли необходимо было запроектировать заново. В итоге было решено возводить наземный северный вестибюль, связанный с платформой эскалатором, и подземный южный вестибюль с выходами через подуличный переход.

В марте 2013 года платформу «Спартак» отгородили от путей Таганско-Краснопресненской ветки, изолировав от зоны действующего метрополитена. Основной трудностью для строителей стало выполнение работ у платформы в перерыве между движением поездов метрополитена, поскольку объект сооружается на действующей линии. В ограниченный промежуток времени с 1 часа до 5 часов утра, когда линию обесточивали, строители максимально возможными темпами выполняли свою работу.

В декабре 2012 года на поле рядом со строящимся стадионом была огорожена площадка метрополитена. Велись буровые работы по съёму проб грунта. 14 января 2013 года первые экскаваторы начали разрывать котлован под северный вестибюль, с 21 января — под южный. 4 февраля на поверхности станции уже были предприняты активные работы и присутствовал тепляк. Начиная с марта месяца также огорожена от тоннелей платформа путей, процесс полностью завершился к середине апреля. С мая 2013 года работы в центральном зале станции велись в дневное время.

В феврале 2014 года станция соединяется с обоими свежепостроенными вестибюлями. К этой дате уже полностью готовы в конструкциях кассовый зал и служебные помещения южного (подземного) вестибюля, строился открытым способом северный (наземный) вестибюль. Его завершающий этап строительства пришёлся на начало июля 2014 года.

21 июня 2014 года участок от «Октябрьского поля» до «Планерной» закрылся на одни сутки в связи с установкой новых СЦБ в перегонах между «Спартаком». На 24 июня 2014 года на станции завершена отделка путевых стен, а также станционного зала, за исключением декоративных красных вставок. 11 августа 2014 года «Спартак» был сдан в эксплуатационный режим метрополитена. Вплоть до открытия рабочие поезда снижали скорость или вообще тормозили на станции, некоторые вагоны открывали двери.

«Спартак» - типовая колонная трехпролетная станция, расположена на глубине десять метров под южным и юго-западным сектором футбольного стадиона. Внутренний интерьер станции выполнен с использованием спортивной тематики, использовались красные и белые цвета (фирменные цвета футбольной команды «Спартак»). Стоит отметить также, что фасады наземного Северного вестибюля соответствуют стилистике футбольного стадиона. По изначальному проекту станцию предполагалось отделать в жёлто-серых тонах с синей мозаикой вдоль путей, а колонны планировалось покрыть коричневым гранитом, и они должны были оканчиваться у свода медными пластинами в виде куполов Волоколамского кремля. Этот проект был использован для отделки станции «50 лет СССР» Ташкентского метрополитена, открытие которой произошло в 1977 году. При этом в ташкентском варианте на медных пластинах были вычеканены гербы республик СССР.

Наряду со станциями «Воробьёвы горы» и «Студенческая», одна из трёх станций в Московском метрополитене, к которой не подходит ни один из маршрутов городского наземного транспорта — ближайшая автобусная остановка («Клуб имени Чкалова») находится на Волоколамском шоссе примерно в восьми минутах ходьбы (до 2011 года такой станцией была «Мякинино», до 2016 года — станции «Спортивная» и «Международная», до 2018 года — «Лесопарковая», до 2019 — «Кузнецкий мост»).

Рядом со станцией планируется строительство транспортно-пересадочного узла, в составе которого будут организованы парковки на 3 000 машиномест, которые в дни проведения соревнований будут работать как парковки при стадионе «Открытие Арена», а в обычные дни — как перехватывающие парковки. Открытие ТПУ изначально было запланировано на 2015 год, новый проект был утверждён в 2016 году, он будет включать в себя пересадку на наземный общественный транспорт. Также у станции, на месте Тушинского аэродрома возводится город-микрорайон Тушино-2018.

На станции разворачивается действие некоторых эпизодов романа-катастрофы «Метро» Дмитрия Сафонова. В одноимённом фильме по мотивам книги действие происходит на не существующей на Кольцевой линии законсервированной станции «Бородинская» (съёмки сначала предполагалось провести на «Спартаке», но дирекция Московского метрополитена не дала разрешения из-за расположения этой станции на действующем участке).

Фигурирует в романе Анны Калинкиной «Станция-призрак», изданном в рамках серии «Вселенная Метро 2033». Название романа также отсылает к данной станции, так как, согласно мифологии проекта, Спартак не успели официально открыть до ядерной войны, и он остался станцией-призраком.

Список литературы

1) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BA_(%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE)

2) https://stroi.mos.ru/stadiony-moskvy/spartak2/stanciya-metro-spartak

Просмотров работы: 95