Аннотация статьи: в статье рассмотрена роль крупного бизнеса в региональной политике и экономики российского государства. Рассмотрены формы взаимодействия крупных компаний и власти регионов. На примере ПАО «Норникель» рассмотрено влияние на политику и социально-экономическую ситуацию регионов.
Ключевые слова: крупные организации, бизнес-группы, региональная власть, экономика, политика, лоббирование, взаимодействие власти и бизнеса, ПАО «Норникель».
Актуальность представленной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. На начальной стадии связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики к рыночным отношениям, именно крупные предприятия (организации) сыграли существенную роль при адаптации к рыночной экономике крупной промышленности. Так, целью деятельности коммерческой организации любого масштаба, особенно крупной, является получение прибыли. Поэтому, осуществляя инвестиции в определённый бизнес на конкретной территории, корпорация включается в систему существующих взаимосвязей данного субъекта и определённым образом влияет на неё [2, С.3]. С политической стороны, также можно заметить участие крупного бизнеса в деятельности государственных структур, так, например, главы регионов заинтересованы в привлечении ресурсов крупного бизнеса (увеличение налоговых отчислений в регион, внебюджетное финансирование социальных программ, неформальные спонсорские выплаты) для реализации региональной политики, решения проблем.
В современной экономической науке не существует однозначных, общепринятых критериев определения величины предприятий. Так в новом экономическом словаре под редакцией Б.А. Райзенберга, крупное предприятие трактуется как фирма, производящая значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемая как крупная по объемным показателям: количество занятых, объем продаж, размер активов. А кандидат социологических наук Г.В. Шаров указывает, что к крупным предприятиям можно отнести системо-, градо-, бюджетообразующие, наряду с отраслевыми комплексами, а также отдельные предприятия, годовой оборот которых превышает 5млрд. руб., размер активов не менее 7 млрд. руб., численность персонала не менее 1000 человек. Но главное отличие состоит в том, что они, находясь под контролем мажоритарных собственников, создают глобальные денежные потоки, которые играю значительную роль в экономике, и, с одной стороны, способны значительно увеличить ценность первоначально предоставленного капитала, с другой – подвержены высокому предпринимательскому или портфельному риску. Однако это не единственное отличие. К числуосновных критериев для определения размера компании могут быть отнесены позиции в своей отрасли и развитая география ведения бизнеса.
Отечественный частный крупный бизнес постепенно превратился в значимый институт социально-экономического развития как страны в целом, так и многих субъектов Российской Федерации. Трансформация территориальной структуры крупного бизнеса непосредственным образом влияет на социально-экономическое развитие регионов, прежде всего за счёт инвестиций в модернизацию старых и строительство новых мощностей, создания новых рабочих мест. Кроме того, вложения в социальную сферу со стороны компаний дают дополнительный стимул для развития региональной экономики, тогда как территории с отсутствием таких вложений не получают дополнительных преимуществ.
Также бизнес-группы взаимодействуют и с региональной властью, но данные формы взаимодействия в регионах различаются. Так, большую роль играет степень локализации бизнеса в регионе, наличие более доверительных отношений, при которых бизнес может рассчитывать на компенсацию своих социальных расходов в виде преференций, лоббистской поддержки местных властей. Крупный бизнес имеет в своём распоряжении значительные ресурсы (финансовые, информационные, лоббистские), что делает его важным политическим и социальным актором в тех регионах, где базируются его предприятия. В регионах новых для бизнеса или с присутствием сразу нескольких крупных компаний подобные взаимоотношения складываются дольше и затруднительнее. Экспансия бизнес-групп ведётся в направлении расширения масштабов деятельности в рамках сложившейся специализации и в направлении диверсификации бизнеса[1].
Рассматривая взаимодействие власти и бизнеса, можно отметить, что существуют разные формы: от прямых контрактов на представление услуг и выполнение работ до государственно-частного партнерства (ГЧП). В инвестиционной сфере это взаимодействие выступает как организационный и институциональный союз между государством, местными властями и бизнесом в целях реализации приоритетных проектов и программ во всех сферах экономики, затрагивающих широкие общественные интересы. Так, например, концессионные соглашения, как особая форма взаимодействия власти и бизнеса, применимы, если для региона необходимо сохранить за собой собственность на объект, в строительство или реконструкцию которого направляются частные инвестиции, что особенно важно для крупных инфраструктурных проектов: строительства автомобильных и железных дорог, портов, аэропортов, электростанций, объектов коммунальных систем[6].
Для сравнения можно представить что, основной формой вмешательства бизнеса в региональную политику в начале XXI в. было лоббирование назначения нужных лиц на определённые властные должности, использование электоральных механизмов - обеспечение победы своего кандидата на региональных или муниципальных выборах, финансирование деятельности политических партий. Такая форма может встречаться и в наши дни, так рассматриваемая нами далее компания «Норильский никель» выдвигала А.Хлопонина в губернаторы Таймырского АО, впоследствии ставшего губернатором Красноярского края.Таким образом, экономическое влияние крупного нередко конвертировалось в политическую власть в регионах - в виде «третьей волны» обновления региональной элиты[3].
Современная стадия функционирования бизнес-групп и крупных компаний характеризуется осознанно реализуемыми ими стратегиями. Ключевым сектором экономики, где осуществляются подобные стратегии, в силу специализации и условий формирования крупных компаний и бизнес-групп, в России является промышленность. При этом территориальная структура крупного бизнеса имеет свои закономерности, особенности и тенденции формирования в разных отраслях промышленности, во многих из них крупный бизнес играет доминирующую роль. Так к особенностям деятельности крупных организаций относят: необходимость строгого контроля из-за крупных масштабов предприятия; наличие неопределённости внешней среды, что отягощает процесс планирования; работа с большим ассортиментом продукции, что приводит к повышению степени неопределённости в управлении производственными ресурсами; цели и стратегия; формализация и бюрократизация всех процессов; уровень ответственности и взаимодействия с государством и обществом; устойчивость и влияние комплекса внешних факторов; ресурсы и возможности; репутация; широкая география деятельности; сложность организации труда; сложная система управления.
В целом ряде регионов России крупные компании оказывают не только значительное, но и определяющее влияние, как на экономику, так и на политику и социально-экономическую ситуацию. К числу регионов со значительным (определяющим) влиянием крупных компаний относятся, прежде всего, территории размещения горнодобывающих и топливно-энергетических предприятий.
Так например, ПАО «Норникель» – российская горно-металлургическая компания, производственные подразделения группы которой расположены в Норильском промышленном районе, на Кольском полуострове и в Забайкальском крае, а также в Финляндии, Австралии и ЮАР. Заполярный филиал является ключевой ресурсной базой «Норникеля» и расположен на Таймырском полуострове за Полярным кругом. В Забайкальском крае находится ООО «Бугдаинский рудник» и ООО «ГРК «Быстринское» (Быстринский ГОК) — дочернее предприятие компании с долей владения 50,01% [4].
Оценивая статистику проводимых проектов данной компании, можно сказать, что основная масса их связана с основными видами деятельности «Норникеля», которые выражены в поиске, разведке, добыче, обогащении и переработке полезных ископаемых, производстве, маркетинге и реализации цветных и драгоценных металлов.
Также большое внимание уделяет данная организация и социальному проектированию как внутри компании, так и за её пределами. Поддержка спорта высших достижений, развитие массового спорта и продвижение здорового образа жизни – важная часть социальной политики компании. «Норникель» является спонсором многих социально-значимых проектов, которые реализуются во многих субъектах РФ, в том числе в Забайкальском крае. Также их деятельность направление на предоставление грантов, для реализации различных проектов и поддержание многих проводимых регионами программ, например, они являлись основными спонсорами Фестиваля Науки в Забайкальском крае в 2019 г., также 17 октября этого же года Правительство Мурманской области и "Норникель" заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие региона, повышение его инвестиционной и туристической привлекательности, которое подразумевает под собой реализацию совместных проектов в области развития сферы образования, направленные на подготовку научного и кадрового потенциала для обеспечения компании квалифицированными трудовыми ресурсами и работу в новом бизнес-направлении — развитие туристической сферы (включая проект "Норникеля" по созданию масштабной туристической инфраструктуры в регионе).
Таким образом, деятельность крупных организаций и их роль в жизни страны многогранна, она пронизывает различные сферы государства и реализуется в различных формах. Роль российских компаний в развитии национальной экономики на современном этапе становится решающей, так как стратегия развития такой компании - обустраивать Россию, заботиться о ее гражданах, повышать ее мировой рейтинг и расти в капитализации вместе с нею, с чем в настоящее время в условиях динамики национальной экономики крупные российские компании, в целом, справляются и выходят на мировой рынок в качестве конкурентоспособных партнёров. Таким образом, крупный бизнес является важным актором региональной экономики и политики, способным повлиять на региональное развитие.
Список использованных источников
Андрюшина Е.В. Корпорации как политические субъекты: государственный и глобальный уровни / Е.В.Андрюшина // Власть и бизнес. – 2007. – С.4.
Беркович М.И Особенности воздействия крупных корпораций на социально-экономическое развитие региона / М.И.Беркович, Н.И.Антипина // Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ. – 2016. – С.16.
Власть и бизнес в регионах. Особенности регионального политического режима и формирование региональной инвестиционной политики региона для улучшения инвестиционного климата: учебные материалы онлайн / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studwood.ru/703450/ekonomika/vlast_biznes_regionah. – (дата обращения: 29.11.19).
Официальный сайт НОРНИКЕЛЬ / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nornickel.ru/careers/project-offices/. – (дата обращения: 25.11.19).
Райзберг Б.А Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. / Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2011.
Чаркина Е.С. Формы взаимодействия власти и бизнеса в РФ в современных условиях: территориальный аспект / Е.С.Чаркина, С.Н.Мирошников // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2016. – С.16.
2