Анализ розничного товарооборота - это определенный набор показателей, который относится к основным критериям деятельности и успешности функционирования компании. Взаимосвязь таких показателей, как рост объема производства какой-либо продукции, покупательская способность и спрос оказывают прямое влияние на увеличение объема розничного товарооборота.
Данная научно-исследовательская работа посвящена анализу розничного товарооборота мастерской «S.E.Декор». Поэтому необходимо найти показатели и связь между ними.
Уровень объема розничного товарооборота, его изменение, оказывает влияние на многие факторы деятельности компании, такие как прибыль, рентабельности, уровень валового дохода, всецело финансовой составляющей деятельности любой фирмы.
Анализу розничного товарооборота присущ ряд основных задач, к которым относится:
1. Достижение высокого уровня качества обслуживания покупателей;
2. Достижение высоких показателей выполнения плана по товарообороту (учитывается и объем, и структура (ассортимент продукции));
3. Выявление особенностей и тенденций развития товарооборота;
4. Поиск возможностей применения более новых и эффективных способов торговли;
5. Выявление и проработка недостатков в планировании розничного оборота товаров, способы их устранения;
6. Оценка потребительского спроса и уровня (качества) удовлетворения потребности клиентов;
7. Определение возможных факторов, которые оказывают влияние на изменение структуры и объема оборотов товара. [3, с. 15]
На этапе изучения оборота товара в сфере розничного оборота начинается анализ и оценивание выполнения показателей по пану, а также оценка динамики развития.
На сегодняшний день при изучении современной научной литературы, которая посвящена вопросам экономического анализа, следует отметить тот факт, что анализ оборота розничного товара предназначен для определения рентабельности компании и дает прогноз на будущий период (предстоящий).
Принятие эффективного решения в вопросе рентабельности компании, в сфере планирования и распределении прибыли, возможно, при правильном и своевременном проведении анализа управления в розничном товарообороте.
При анализировании процессов розничного товарооборота используется и учитывается ценовой фактор, который, непосредственно, влияет на уровни изменения объемов реализуемых товаров. Повышение (рост) цен рынка или же снижение цены на товары, которые реализует фирма, оказывают существенное влияние на изменение объемов оборота товаров в сфере розничной торговли и соответственно, на уровень получаемой прибыли. Исходя из этого, на практике применяются также цены сопоставимые, а не только действующие.
При тщательном (детальном) анализе изменения розничного товарооборота применятся рассмотрение его по отдельным временным интервалам, а именно деление происходит на месяцы, кварталы, и декады. Применение такого подхода связано с оцениванием ритмичного выполнения программы сбыта. Негативное влияние на деятельности торговой фирмы сказывается за счет неравномерного сбыта (реализации) продукции, что в свою очередь, создает неравномерную нагрузку на работников, снижается число потребителей рынка, которые могут начать пользоваться услугами конкурентных торговых фирм, а также может снижаться количество товарных запасов. [4, с. 7]
Расчет ритмичности выполнения плановых показателей товарооборота рассчитывается следующим образом, исчисляется удельный вес каждого квартала в годовом обороте товаров; при месячном интервале – в годовом и квартальном товарообороте, при декаде и пятидневке – в месячном обороте продукции.
Для того чтобы произвести расчет следует найти коэффициент ритмичности. Коэффициент ритмичности – это соотношение суммы фактического оборота товаров и суммы планового оборота товаров. Данные для расчета объема розничного товарооборота мастерской «S.E.Декор» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объем розничного товарооборота «S.E.Декор» за сентябрь 2019 года
Отчетный период |
Розничный товарооборот (тысяч рублей) |
Выполнение товарооборота (%) |
||
План |
Факт |
|||
1 декада |
300000 |
270000 |
90 |
|
2 декада |
280000 |
285000 |
101,8 |
|
3 декада |
265000 |
274000 |
103,4 |
|
Итог: |
845000 |
829000 |
98,1 |
Значение коэффициента ритмичности изменяется в пределах от 0 до 1. И нужно отметить, что реализация продукции будет осуществляться неравномерно в случае, если коэффициент приближен к 0.
Расчет ритмичности можно произвести и другим методом. Метод заключается в том, что отклонение среднего показателя следует рассчитать по формуле:
, где – это среднее квадратичное отклонение; Х – выполнение планового оборота товара; D – фактический и плановый товарооборот за период расчетный.
Следующим шагом рассчитывается коэффициент вариации, выглядит он таким образом: V = /
Далее следует, подставив значения указанных показателей мастерской «S.E.Декор» в приведенную форму и проведя расчет среднего квадратичного отклонения, подводим итог, о том, что коэффициент вариации показывает степень отклонения (в %) при выполнении плана оборота розничного товара от среднего уровня. Также стоит помнить, что чем выше колебания, тогда и выше данный коэффициент вариации.
Выполнение прогнозируемого оборота товаров и его равномерность можно рассчитать также по отдельным подразделениям компании за какой-либо необходимый период.[4, с. 6]
Методика анализа товарооборота не стоит на месте и совершенствуется, поэтому существует необходимость изучения продажи товаров по часам и дням недели. То есть в дни или часы, когда потребительская заинтересованность, поток покупателей увеличивается, соответственно, появляется необходимость увеличения численности состава работников компании (продавцов, кассиров, администраторов). Данные действия направлены на то, чтобы удовлетворять потребности клиентов, увеличить потребительский спрос и повысить качество обслуживания. Вышеприведенные мероприятия также сочетают в себе использование анализа для оценки наличия ассортимента товаров и грамотного использования рабочего времени. При этом не исключается анализ других внутрифирменных факторов, которые оказывают влияние на объем товаров в сфере розницы и на качество обслуживания потребителей.
Исследование динамики продажи товаров за более длительный временной промежуток играет одну из важных ролей в проведении анализа. Данный метод исследования предполагает оценивать стабильность за конкретный (определенный) период времени. Анализ можно провести в совокупности тогда результатом будет определение развития процесса торговли, а также определение некой последовательности потребления каждого вида продукции, и можно увидеть будущие изменения по товарообороту, как в совокупности товаров, так и по отдельным категориям. Расчет совокупности экономической эффективности мастерской «S.E.Декор» можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
Расчет совокупности экономической эффективности «S.E.Декор»
Рекомендация |
Экономический эффект |
Затраты, тысяч рублей |
Разработка и создание сайта |
100 |
30 |
Проведение рекламной компании |
60 |
25 |
Открытие мастерской в другом районе города |
1450 |
550 |
Итог |
1610 |
605 |
Экономическая эффективность, % |
1610 / 605 = 266 |
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что предложенные рекомендации для экономической эффективности имеют положительный характер. Экономический эффект от разработки и создания сайта – 100 тысяч рублей, проведение рекламной компании – 60 тысяч рублей, открытие мастерской в другом районе города – 1450 тысяч рублей (данный фактор требует наибольшее количество затрат). Экономическая эффективность от всех представленных рекомендаций составляет – 266 %.
Подводя итог, можно сказать, что данные рекомендации для увеличения экономической эффективности мастерской «S.E.Декор» являются достаточно реализуемыми и могут положительно сказаться на будущем данной компании, и оказать положительное влияние на финансовое состояние мастерской.
Список использованной литературы:
1. Молибог, Т.А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / Т.А. Молибог. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 382 c.
2. Селезнева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности организации / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 584 c.
3. Березовский В.А. Планирование и анализ финансового состояния организации в рыночных условиях [Электронный ресурс]: монография/ Березовский В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2011.— 171 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16930.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. — Изд. 6-е, перераб. — Ростов н/ Д: Феникс, 2013. — 368 с.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник/ Савицкая Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67610.html.— ЭБС «IPRbooks»