История железнодорожного сообщения Москва-Мытищи - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

История железнодорожного сообщения Москва-Мытищи

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первая железная дорога общего пользования начала строиться в мае 1836 года под руководством чешского инженера Ф. А. Герстнера от Петербурга до Царского Села. Официальное открытие движения по ней состоялось 11 ноября 1837 года, а в мае следующего года поезда, состоящие из восьми вагончиков, стали курсировать до Павловска. На первые в нашей стране поезда люди приходили смотреть как на чудо, а называли их не иначе, как «пароходы».

Станция Москва-3 как платформа была открыта в 1929 году для нужд Экспериментального института путей сообщения (ныне - Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Грузовая железнодорожная станция "Москва-2" располагается на соединительной ветке с Ленинградской и Ярославской ж/д. на Казанскую.

Недалеко от Сокольников. Платформа Маленковская была открыта в 1934 году и названа в память об уроженце Петровской слободы Богородского уезда (г. Лосино-Петровский) Емельяне Михайловиче Маленкове (1890-1918). Участник революционного движения 1905 года, Е.М. Маленков работал слесарем на на заводе Вартце и Макгилля. Вступив в Коммунистическую парстию в 1912 году, с 1915 года он работал в Петровских железнодорожных мастерских Казанской дороги, где стал активным деятелем профсоюза металлистов «Единение». В 1914-1915 годах он вел антивоенную пропаганду, добился создания большевистской группы в профсоюзе. В 1915 году за антивоенную агитацию 25-летний Емельян Маленков был осужден на 4 года каторги, но после Февральской революции 1917 года вышел на свободу. В дни октябрьского вооруженного восстания в Москве он командовал красногвардейским отрядом. После победы революции он стал председателем Сокольнического районного совета и членом московского Центрального штаба Красной Гвардии. Как военный комиссар района он стал организатором  Красной Гвардии в Сокольническом районе Москвы. В 1918 году Е.М. Маленков участвовал в боях с интервентами на Западном фронте, в разгроме мятежа Дутова. Затем состоял на командно-политической работе в частях Восточного фронта. В возрасте 28 лет он погиб в бою и посмертно был награждён орденом Красного Знамени.

Платформа Яуза под названием "Платформа 6-й версты" была открыта в 1915 году. Остановка была открыта для обслуживания больницы Северной железной дороги, строившейся рядом с 1911 года при участии архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. В непосредственной близости от платформы и в наши дни располагается корпус работников больницы. Платформа сохраняла своё название до 1929 года (иногда ошибочно пишут, что была переименована в 1917 году). В том же 1929 году она была электрифицирована и переименована в нынешнее наименование.

Платформа Северянин была открыта в 1929 году.  вместе с электрификацией линии Москва Пассажирская-Мытищи и первоначально названа по располагавшемуся здесь посёлку рабочих Северной железной дороги "Красный северянин". В 1932 году была переименована в нынешнее наименование. Станция Лосиноостровская, открытая в 1893 году первоначально носила название "10-я верста"(с 1902 г – сортировочная станция Лосиноостровская) и была сооружена для доставки пассажиров из Москвы до одной из крупнейших подмосковных дачных местностей: посёлков Лосиноостровск, Дубняки, Торговых служащих, "Красная сосна" (1911 г.). В письмах выдающегося русского живописца Константина Коровина тех лет есть строки: «Лосиная все больше начинает походить на европейский курортный городок, пожалуй, только более шумный и оживленный, чем у немцев. Но та же яркая гуляющая публика, те же непременные больные в окружении услужающих и врачей, дети с гувернантками, скучающие барыньки. Как-то странно видеть все это на пути в лавру. Меняются времена, ничего не поделаешь, меняются!». В 1939 году город Лосиноостровск переименовывается в город Бабушкин в память уроженца соседней деревни Бордино известного полярного летчика Михаила Сергеевича Бабушкина (1893-1938). августе 1960 года под этим именем бывший Лосиноостровск  вошёл в состав Москвы.

Платформа Лось была открыта в 1929 году для доставки пассажиров в бывший дачный посёлок Джамгаровка, основанный ок. 1896 года на средства купцов I гильдии, владельцев банкирского дома, братьевАфанасия Исааковича, Исаака Исааковича и Степана Николаевича Джамгаровыхи соседнюю деревню Малые Мытищи. Платформа Перловская открылась в 1898 году для обслуживания дачного посёлка Перловка, основанного ок. 1864 г. потомственным почетным гражданином, представителем известной династии чаеторговцев, Василием Семёновичем Перловым (1841-1890). В 1887 году М. П. Захаров в книге "Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге"писал: "Здесь, в молодом сосновом лесу, принадлежащем В.С.Перлову, выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти; весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком. По окраине дач протекает река Яуза с устроенными на ней купальнями". В 1910 годах здесь было уже около 200 дач, а в 1920-е – 400. После революции дачи национализировали, превратили в общежития и дома для постоянного проживания рабочих и служащих московских и мытищинских заводов.

Платформа Тайнинская открылась около 1897 года под названием "Платформа Тайницкая" для обслуживания дачной местности. В том же 1897 году платформа была упомянута в книге П. Канчаловского "От Москвы до Архангельска по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге": "...На расстоянии версты от Перловской платформы, по направлению к Мытищам, находится платформа Тайнинская. Возле неё расположено несколько хороших, но не дешёвых дач в лесу. Эти дачи построены разными владельцами на земле, арендуемой ими у удельного ведомства". В 1905 году у платформы был основан новый дачный посёлок из 32 дач, сдававшихся на летнее время. Посёлок принадлежал купцу Исидору Анисимовичу Комиссарову.После революции дачи были национализированы и переданы в жилищный кооператив "Пролетарий", который приспособил их под постоянное жильё для рабочих и служащих.

В 1930 году автор путеводителя "Дачи и окрестности Москвы" писал: "Тайнинка необычайно разрослась за последние 2 года. Жилищным кооперативом "Пролетарий" выстроен целый новый городок, с хорошими одно- и двухэтажными деревянными домами, снабженными террасами. Дачи и просеки освещаются электричеством ; на всех участках колодцы. Тут же находятся клуб и кино "Пролетарий".  Близ платформы, с правой стороны, большой кооператив, по левой стороне имеется отделение кооператива. Почта в Перловке, но письма доставляются на дом в Тайнинку. В конторе жилищного кооператива телефон. Комнаты сдаются от 25-30 р. в месяц; дачу найти почти невозможно. Недостаток Тайнинки - скученность построек".  Тайнинка сохраняла свою самостоятельность до 1932 года, а затем была включена в черту города Мытищи. 

Станция Мытищи была построена в 1862, когда железная дорога пошла из Москвы на север. Единственным изображением того времени является картина, хранящаяся в музее в Мытищах. Станция была открыта в 1862 году вместе с началом железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом.Открытие железной дороги для публики состоялось 18 августа 1862 года. По воспоминаниям очевидцев, специальный поезд из Москвы в Сергиевский Посад отправился в три часа пополудни. Первыми пассажирами вместе с представительной комиссией, возглавляемой Андреем Ивановичем Дельвигом, был митрополит Московский Филарет, именитые акционеры и члены Правления Общества — И. Ф. Мамонтов, Ф. В. Чижов и Н. Г. Рюмин. После короткой остановки в Хотькове, в половине пятого поезд прибыл на станцию Сергиево. Весь путь был преодолён за полтора часа.

Здание вокзала было построено в 1896 году по проекту архитектора Л. Н. Кекушева в связи со строительством вагоностроительного завода.

Участок Москва — Мытищи был электрифицирован 29 августа 1929 года. В 1941-1942 гг. электрификация была демонтирована.

Список литературы (электронные ресурсы):

http://www.m-y-t.ru/history/15.php

https://romromik.livejournal.com/32110.html

https://scienceforum.ru/2019/article/2018012642

https://ru-railway.livejournal.com/1023905.html

http://trojza.blogspot.ru/2013/03/blog-post_2962.html

Просмотров работы: 141