ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОГО ВОКЗАЛА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОГО ВОКЗАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здание Ярославского вокзала занимает особое место не только среди железнодорожных построек столицы, но и всей страны. Ансамбль вокзала вроде бы прост и лёгок, при этом оказывается неисчерпаемым в своём многообразии. Именно с Ярославского вокзала, ставшего поистине событием в отечественной архитектуре, началась жизнь одного из направлений модерна, известного под названием «неорусский стиль». Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.

В 1859 году императором Александром II было Высочайше утверждено решение о строительстве железной дороги от Москвы до Сергиева Посада с условием в ближайшие три года продлить её до Ярославля, так как дорога только до Сергиева Посада считалась «роскошью» и, по мнению Главноуправляющего путями сообщения, серьёзной транспортной нагрузки нести не могла.

Место для расположения станции выбиралось с большим трудом. Предлагалось разместить вокзал у Сухаревой башни, у Крестовской заставы, или вообще его не строить, а отправлять поезда с уже существовавшего вокзала Петербурго-Московской железной дороги. После долгих споров решили строить вокзал на Каланчёвской площади. По рекомендации того же Чижова, из Петербурга был выписан архитектор Р.И. Кузьмин для строительства пассажирского железнодорожного вокзала.

В 1862 году на Каланчевской площади (нынешней Комсомольской) выросло первое здание Ярославского вокзала, которое построили рядом с Красным прудом и на одной линии, согласно регламенту казенных сооружений, с уже стоявшим Николаевским вокзалом (в наши дни – Ленинградским вокзалом Москвы). Строение получилось небольшим, но, выполненное в строгих линиях, смотрелось изящно и по-деловому просто. Венчал здание вокзала флагшток с ведомственным флагом.

Для освящения вокзала был приглашён митрополит Филарет, который раньше никогда не видел ни железной дороги, ни поезда. Поэтому специально для него от поезда отцепили паровоз и он совершил несколько манёвров по станции, что крайне заинтересовало митрополита. Помимо пассажирского вокзала, станционный комплекс вобрал в себя вагонный сарай и паровозное депо, куда по окончании строительства прибыло 8 первых паровозов немецкой фирмы «Борзиг».

Железнодорожные пути, на начальном этапе развития этой ветки, тянулись почти на 70 верст от Ярославского вокзала до Сергиев Посада. Общее количество станций, вместе с конечными, всего 6. С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. Полностью сохранился фасад, выходящий на Каланчёвскую площадь, но были надстроены боковые корпуса, что создало довольно нелепую композицию из небольшого центрального объёма и значительно превышающих его по размерам боковых корпусов.

В 1898 – 1899 железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Новый проект перестройки вокзала был составлен архитектором Л. Н. Кекушевым, вскоре для дальнейшей перестройки здания был приглашён архитектор Ф. О. Шехтель. Однако Шехтель придал вокзалу совершенно иной вид – к нему был пристроен фасад, прообразом которого послужил павильон Русского Севера, выполненный по проекту художника К. А. Коровина для Нижегородской ярмарки 1896 г. Здание вокзала включило в себя элементы древнерусской архитектуры, творчески осознанные и переработанные мастером. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с килем-козырьком и полукруглыми башенками по бокам – все эти элементы перетекают друг в друга и создают неповторимый былинно-эпический образ здания. Удачное расположение башен приводит к совершенно разному восприятию здания из разных точек Каланчёвской площади.

При реконструкции в 1965—1966 гг. со стороны перрона было пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной. Тогда же по проекту архитектора Л. Н. Ненаглядкина был существенно изменён облик внутренних помещений вокзала. В 1995 г. закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшим пассажиропотоком.  В 2005 году по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева была выполнена реставрация вокзала, который выглядит сейчас почти как при Шехтеле. С Ярославского вокзала ходят поезда дальнего следования в северные районы, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. На Ярославском вокзале начинается и самая протяженная в мире железная дорога – Транссибирская магистраль, которая соединяет Москву и Владивосток. Её длина составляет 9302 километра.

Ярославский железнодорожный вокзал Москвы – крупнейший среди девяти московских вокзалов по объёму перевозок, на его терминале обслуживается 300 поездов. Каждый пассажир, попадая на вокзал, невольно оказывается под очарованием архитектурного творения, созданного мастером русского модерна Фёдором Осиповичем Шехтелем.

Список литературы

Ярославский вокзал в Москве и его история [ Электронный ресурс ] - https://progulkipomoskve.ru/publ/vokzaly_moskvy/istorija_jaroslavskogo_vokzala_moskvy/30-1-0-122 (дата обращения 01.12.2019).

Ярославский вокзал [ Электронный ресурс ] - https://um.mos.ru/houses/yaroslavskiy_vokzal/ (дата обращения 01.12.2019).

История Ярославской железной дороги [ Электронный ресурс ] - https://doc-chaev.livejournal.com/154081.html (дата обращения 01.12.2019).

Ярославский вокзал [ Электронный ресурс ] - https://history.wikireading.ru/108773 (дата обращения 01.12.2019).

Просмотров работы: 96