ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КИЕВСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КИЕВСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Киевское направление Московской железной дороги, представляет собой железнодорожные линии на юго-запад от Москвы. Главный ход от Киевского вокзала через Брянск до блок-поста Зерново на границе с Украиной имеет протяжённость 502,5 км. В1899 состоялось открытие участка Московско-Киево-Воронежской железной дороги Москва-Киевская — Крёкшино, с вводом в эксплуатацию станций Очаково, Востряково (ныне Сколково) и Солнечная, Внуково, Лесной городок, Толстопальцево, Кокошкино и Крёкшино. В 1918 произошло завершение постройки Киевского вокзала, а 1 августа 2013 было построено новое ответвление участка «Солнечная» — «Новопеределкино». Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где были поставлены турникеты на вход и выход, это произошло 1 сентября 1999 года. Вначале использовались не билеты со штрих кодом, а магнитные карты наподобие метрополитена тех лет, которые прилагались дополнительно к обычному бумажному билету. Как уже было указано ранее, Киевский вокзал основан в 1918, он является одним из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Расположен на площади Киевского ВокзалаПамятник архитектуры и инженерного искусстваОбъект культурного наследия народов России федерального значения.

История создания железной дороги, связывающей Москву и Киев, богата событиями. Еще в 1844 году видным государственным деятелем, П.П. Мельниковым, будущим  главноуправляющим путями сообщения, был разработан проект сети железных дорог, в том числе юго-западной линии – от Одессы до Киева и от Киева через Чернигов до соединения с западной линией между Брянском  и Рославлем. Начало строительства участков, входящих в дорогу, относится к 60-м годам, когда возникла необходимость связи Одесского порта и юго-западных границ России с центральными областями. Новая дорога должна была обеспечивать стратегические интересы России - быстрое перемещение войск к юго-западным границам, а также возможность переправлять лес, хлеб, скот и продукцию Мальцевских заводов. В 1868 году вблизи Брянска был основан машиностроительный завод, ныне Брянский машиностроительный, выпускающий для железнодорожного транспорта маневренные тепловозы, рефрижераторные вагоны и тепловые дизельные двигатели. В 1869 г. помещик и заводчик С. Мальцов построил Радицкий рельсопрокатный завод. Чтобы соединить наиболее крупные предприятия своего «территориально-промышленного комплекса», он начинает строительство узкоколейной дороги от Брянска до Песочни и соединяет свой участок с казенной магистралью. Это была первая в России частная железная дорога. В конце XIX века набиравшее силу «Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги» решило проложить путь к Москве со стороны Брянска. Удобное сообщение между Москвой и Киевом создавало условия для эффективного экономического развития обширных районов России. Совет министров разрешил создаваемому «Обществу Московско-Киевско-Воронежской железной дороги» с лета 1895 года приступить к строительству магистрали. К марту 1899 года станция практически была готова.

1 августа 1899 г. состоялось открытие Брянской железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. После открытия новой линии по ней ходили всего два пассажирских поезда. Товарные же перевозки с первых дней стали активно расти. Для Украины пореформенный период 19-го столетия также характеризовался оживлением, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В условиях интенсивного экономического роста нельзя уже было обходиться без такого современного и достаточно развитого вида транспорта, как железнодорожный.

7 июня (26 мая) 1870 г. было положено начало существованию Юго-Западной железной дороги. В 11 часов 30 минут из Киева отправился первый поезд, прибывший в Бирзулу (нынешний Котовск на Тамбовщине) в 6 ч.27 мин. утром следующего дня.  Железнодорожное сообщение из Киева до Москвы осуществлялось сначала через Курск.  От Курска до Броваров дорога была проложена в 1868 году.  А далее до Киева пассажиров и груз доставляли омнибусом. 30 августа 1869 года было открыто движение пассажирских и товарных поездов между станцией Курск и временной станцией Днепр. Далее пассажиры и грузы доставлялись пароходами до Почтовой площади.

13 февраля 1870 г. состоялось открытие движения по новому мосту через Днепр, построенному под руководством известного инженера А.Струве. Накануне мост прошел испытания. Испытательный поезд состоял из шести паровозов. В то время это был самый большой мост в Европе длиной более 1 версты. Выкрашенный в белый цвет, он представлял собой красивое сооружение. Одновременно с открытием моста состоялось и открытие железнодорожного вокзала, о котором писали: "Киевский вокзал хорош и поместителен".

История создания столичных вокзалов. Здание вокзала в Киеве по проекту арх. С.А. Вишневского было немалым для своего времени кирпичным сооружением в формах английской готики. Всего через несколько лет выяснилось, что здание  уже не в состоянии справиться с возросшими объемами перевозок, и поэтому в 1899 году было решено построить новое сооружение. Однако только через 14 лет проект, разработанный В.А. Щуко, наконец, был утвержден. Сооружение было запроектировано в романском стиле. Впоследствии автор переработал проект, решив здание в формах украинского барокко. Летом 1914 г. был заложен фундамент, но I мировая война помешала завершению строительства. Только в советское время разрабатывается схема всего городского железнодорожного узла. Для участия в нем пригласили ведущих украинских архитекторов - П.Ф. Алешина, П.С. Андреева, А.М. Вербицкого, Д.М. Дяченко, А.В. Кобелева, А.Н. Бекетова, С.М. Кравца, М.Ф. Покорного, П.П. Ротерта. Тем временем на страницах киевской прессы развернулась дискуссия относительно стиля здания вокзала и, в целом, о путях развития украинской архитектуры в условиях нового социального строя. Эта полемика, известная под названием киевского архитектурного диспута, шла в течение трех лет и сыграла значительную роль в определении окончательного облика здания вокзала. В результате был утвержден вариант Вербицкого и Алешина в железобетонных конструкциях в стилистике барокко. Закладка здания состоялась 7 ноября 1927 г., а строительство завершено в 1932 г. Центр композиции - главный вестибюль, которой представляет собой сложной конфигурации объем высотой 37 метров с огромным эллипсовидным оконным проемом. Доминирующее значение главного вестибюля подчеркивается ритмом арок и пилястр вдоль крыльев здания. Это же единство формы и конструкции характерно и в интерьерах. Вокзал серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В первые послевоенные годы он был отстроен, а в 1950-х по проекту архитектора-художника Г.Ф.Домашенко переработаны интерьеры. Новой наиболее масштабной реконструкции вокзал подвергся в 2001 году. Обновленный к 10-ой годовщине Независимости Украины вокзальный комплекс органично вписался в инфраструктуру Киева.

Первое здание вокзала на Киевском направлении в Москве представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Станция  служила таким частым поводом для карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».29 июня 1899 г. состоялось освящение помещений Брянского вокзала. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым. Новое здание вокзала по проекту инженера И. Рерберга заложили в 1913 г. Он назывался Брянским, как и все направление. Киевским стал называться с 1934 г.  Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Начало строительства нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны – 28 мая 1914 года.

Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Особую роль в композиции играет монолитная высокая (51 м) часовая башня, эффектно вырастающая из массива правого бокового фасада и становящаяся вертикальной доминантой всего ансамбля. В верхней части она украшена скульптурами (скульптор С.С. Алешин), арочными окнами с тонко проработанной ордерной декорацией и миниатюрным купольным бельведером. Залы ожидания просторны (площадь центрального – 900 кв. м), их отделка соответствует стилю фасадов, в некоторых сохранилась настенная и плафонная живопись (художники И.И. Нивинский, Ф.И. Рерберг). К зданию вокзала примыкает перронный зал, решение которого отличается простотой и конструктивной смелостью: огромное пространство над платформами перекрывают большепролетные остекленные арочные конструкции, разработанные В.Г. Шуховым и выполненные фирмой Бари из ажурных металлических ферм.

В 2003-2004 гг. была проведена капитальная реконструкция Киевского вокзала и уникального дебаркадера. Полностью были заменены 27 трехшарнирных арок из 31-ой общим весом 1,5 тыс. тонн.  4 «шуховских» арки сохранены как исторический памятник, отреставрированы, усилены. Весь трудоемкий и очень сложный в техническом плане процесс реконструкции происходил в условиях нормального функционирования вокзала. Часть этой работы выполнялась вручную - подобная процедура еще никогда, нигде и никем не производилась. Здесь она осложнялась величиной купола: высота арок 28,06м, ширина 45,9 м, общая длина дебаркадера 231,73 м.  Поверхность сооружения площадью 13,612 тыс.кв. м была покрыта поликарбонатом с сайдинговыми вставками, имитирующими покрытие по эскизам Шухова. 

Помещение бывшего ресторана переоборудовано – здесь разместился зал регистрации пассажиров, отправляющихся в аэропорт «Внуково» с Киевского вокзала столицы. Таким образом, в ходе реализации масштабного проекта интермодальных перевозок Москва-Киевская-аэропорт Внуково Киевский вокзал вскоре станет принимать и авиапассажиров. Сегодня Киевский вокзал связывает железнодорожным сообщением Москву с городами Украины и Молдавии; отсюда отходят поезда на Рим, Стамбул, Афины, Вену, Софию, Будапешт, Прагу, Бухарест, Белград. А электричкой с Киевского можно доехать до Апрелевки, Наро-Фоминска, Балабанова, Обнинска, Малоярославца и Калуги.

501 км по Московской железной дороге и российским просторам. Путь на украинскую столицу начинается на Киевском вокзале, проходит по двум отделениям Московской железной дороги – Московско-Смоленскому и Брянскому -  и лежит через Малоярославец, Калугу, Сухиничи, Брянск. Маршрут движения поезда Москва – Киев проходит по трем российским административным регионам: Московской область, Калужской и Брянской областям. Общая эксплуатационная длина Московской железной дороги 13 тысяч километров пути. На территории Московской области  поезд проходит по традиционным стародачным маршрутам – любимым местам отдыха москвичей, Переделкино, Лесной городок, Апрелевка и др.  Минуя крупнейший транспортный узел, Бекасово - Сортировочное, поезд продолжает свое следование по территории Калужской области.

Станция  Обнинск и наукоград известны далеко за пределами нашей страны. Обнинск  начинался с секретного Объекта «В» (лаборатория «В» - физико-энергетический институт), возникшего в 1946 г. в системе Министерства внутренних дел СССР для проведения исследований в области ядерной физики. 27 июня 1954 года в Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция. Здесь в начале 50-х гг. были решены научно-технические вопросы создания атомной подводной лодки. В1956 г. поселок получил статус города, и Обнинск появился на картах страны. Сейчас в Обнинске продолжают работать 11 НИИ, и благодаря высокому научному и духовному потенциалу  город живет интересной и насыщенной жизнью.

Станция Тихонова пустынь  была построена осенью 1899 года, и сразу приобрела своеобразный   статус «духовных врат» губернии, поскольку в 8-ми километрах от нее и 18-ти километров от г. Калуги находится знаменитая православная святыня -  Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь, мужской монастырь. Основанная в середине 15 века преподобным Тихоном Калужским чудотворцем, обитель является традиционным местом паломничества и экскурсий. Монастырю принадлежит величественный Успенский храм  1875 года. Примерно в трех километрах от монастыря находится источник чудодейственной водой, возле которого устроена купальня.

Калуга, один из красивейших старинных городов средней полосы России, была образована в 1371 году и  издавна утвердилась на юго-западных рубежах как сторожевая застава Московского государства. У города богатая и драматичная история.  Появление железнодорожного транспорта дало новый импульс в развитии Калужской области. Однако главная магистраль прошла мимо губернского центра, соединившись с ним 18-тикилометровой однопутной веткой. Основной грузовой и пассажиропоток проходит через станцию Калуга-2. 

В связи с развитием космонавтики город, связанный с жизнью и творчеством гениального основоположника науки по освоению космического пространства Константина Эдуардовича Циолковского, получил всемирную известность. В Калуге великий ученый прожил большую часть своей жизни, написал свои основные труды и скончался в 1935 году. В 1967 году было закончено строительство Государственного музея истории и космонавтики имени К.Э. Циолковского.

Станция Сухиничи, это крупный железнодорожный узел. Как село было основано в первой половине 18 века. Еще до обращения в город (1840 г.) Сухиничи было важным складским и торговым  пунктом. Торгово-перевалочное влияние Сухиничей было очень обширно. Сюда шли обозы со всей юго-западной части России. После проведения через город железной дороги благосостояние города, торговля и промышленность получили новую возможность развиваться. Издавна в прилегающих к городу дремучих лесах находились скиты, где жили староверы.

История и развитие Брянской области тесно связано с железнодорожной отраслью. Долгое время паровоз был символом экономического процветания Брянщины. Во второй половине 19 века в связи с началом индустриализации и развития железных дорог на Брянщине начался промышленный подъем. Брянск, древний русский город, основанный в 985 году, становится крупным железнодорожным узлом, выгодным для инвестиций. Например, из ряда заводов династии Мальцевых, крупных предпринимателей, образовался настоящий территориально-промышленный комплекс – Мальцовщина, для обслуживания которого и была построена первая в России частная дорога, связавшая Брянск с Москвой. Благодаря железным дорогам ряд захолустных селений превратились в цивилизованные промышленные города. В окрестностях Брянска были построены крупные металлургические и промышленные предприятия.

Брянский машиностроительный завод (БМЗ), основанный в 1873 году,  - один из крупнейших в России машиностроительных заводов, продукция которого не раз удостаивалась международных призов и вызывала восхищение на всемирных выставках. Изделия с маркой «БМЗ» - локомотивы, грузовые и рефрижераторные вагоны, судовые и тепловые дизеля, друга продукция, преимущественно для железнодорожного  и морского транспорта, поставляется во многие страны мира и пользуется заслуженным признанием самых взыскательных заказчиков. Последняя станция на территории России, где поезд делает длительную остановку -  Суземка. Здесь начинается зона таможенного и пограничного контроля, после которого поезд следует дальше – на Украину, по территории Сумской, Черниговской, Киевской областей, через станции Хутор Михайловский,  Конотоп, Бахмач, Нежин, Бровары.

364 км по древним городам и селам Украины. Юго-Западная железная дорога - одна из самых старых железных дорог - имеет административный центр в столице Украины городе Киеве. Начало Юго-Западным железным дорогам России было положено в 1870 году, а строительство различных участков велось до 1902 года. Ныне общая эксплуатационная протяженность Юго-Западной железной дороги - 4668 км.  В первое 20-летие существования магистрали ее  возглавляли такие выдающиеся личности, как О.П. Бородин, Ю. С. Немешаев, С.Ю. Витте, Д.И. Андриевский. Постоянно увеличиваясь, Юго-Западная продолжала оставаться самой крупной в Российском государстве в течение почти четверти века.  Сегодня  Юго-Западная железная дорога - это важная транспортная магистраль Украины. Она связывает Донбасс, Криворожье и Приднепровье с центральными и   западными областями, обеспечивает важнейшие транспортные связи Украины с Россией, Белоруссией, Молдавией и другими государствами. Главная линия Юго-Западной железной дороги — направление Хутор Михайловский—Конотоп—Бахмач—Нежин—Киев—Казатин—Винница—Жмеринка—Хмельницкий—Тернополь, представляет собой часть Трансевропейской  железнодорожной магистрали: Москва — Киев — Львов - Прага. Юго-Западная магистраль является основной транспортной связующей в перевозке грузов и пассажиров.

Железнодорожный узел Хутор Михайловский – первая станция на украинской территории - основан в конце 60-ых годов 19 века на стыке линий в направлении на Курск и Гомель. В 1962 году город получил название Дружба. Здесь расположены сахарорафинадные заводы и предприятия по обслуживанию железной дороги. Следующая крупная станция Конотоп расположена в черте города, основанного в середине 18 столетия. Конотоп оставался малоизвестным селением до тех пор, пока сюда не прибыл 17 декабря 1868 года первый поезд. В военные годы станция была разрушена. Недавно здесь капитально отстроен вокзал, открыт пассажирский сервис-центр. 

Станция Бахмач – один из крупнейших узлов дороги. Город Бахмач входит в число древних славянских поселений, он упоминается в «Повести временных лет» под 1147 годом. Современный железнодорожный вокзал возведен в послевоенное время в непривычном для этих мест готическом стиле.

Станция в древнем городе Нежине основана в 1868 году.  Первое упоминание об этих исторических местах содержится в "Повести временных лет" – в 1078 году произошла битва на Нежатинной Ниве князей Киевского и Черниговского за владением Черниговом. В 1654 году Нежинский полк был самым большим в войске Богдана Хмельницкого. В те времена Нежин – очень большой город с населением 12 тысяч человек. Нежинская ярмарка известна с середины 17 века. В Нежинской Гимназии высших наук учился Николай Гоголь. Здесь бывали Александр Пушкин, Тарас Шевченко, Михаил Глинка, Илья Репин, родился Марк Бернес, жил Сергей Королев.   

Список литературы

1) История Московской железной дороги [Электронный ресурс] // «Железнодорожник» - URL: https://xn--d1abacdejqdwcjba3a.xn--p1ai/istoriya_magistraley/moskovskaja (дата обращения 01.12.2019).

2) Киевский ход: вехи истории [Электронный ресурс] // «Российские железные дороги» - URL: http://mzd.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=12&layer_id=4069&id=541 (дата обращения 01.12.2019).

Просмотров работы: 520