Экономические методы государственного стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Экономические методы государственного стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации

Свиридов Д.В. 1, Прохода И.А. 1
1Российский экономический университет имени Г.В Плеханова, Брянский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье изучены методы государственного стимулирования малого бизнеса в стране. На современном этапе развития рыночных отношений необходимо формировать государственную политику по развитию малого бизнеса, меры которой будут более эффективными в сравнении с уже существующими формами поддержки.

Методы государственного стимулирования малого бизнеса подразделяются на экономические и организационные. Экономические в свою очередь делятся на прямые, к которым относится бюджетное, кредитное и государственное стимулирование, и косвенные, включающие налоговое, страховое, таможенное стимулирование, а также стимулирование воспроизводства. Под организационными методами подразумевается разработка нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры, кадровая и информационная поддержка.

Ключевые слова: государственное стимулирование, малый бизнес, экономические и организационные методы

Annotation. The article examines the methods of state stimulation of small business in the country. At the present stage of development of market relations, it is necessary to form a state policy for the development of small businesses, the measures of which will be more effective in comparison with existing forms of support. Methods of state stimulation of small business are divided into economic and organizational. Economic, in turn, are divided into direct, which include budget, credit and government incentives, and indirect, including tax, insurance, customs incentives, as well as incentives for reproduction. Organizational methods include the development of the regulatory framework, infrastructure development, personnel and information support.

Keywords: state incentives, small business, economic and organizational methods

Роль малого бизнеса в экономической деятельности современных государств крайне важна в связи с его способностью образовывать фундамент для благоприятного развития общества. Как можно увидеть на опыте развитых стран, малый бизнес имеет огромное значение в экономике, его продуктивное развитие влияет на экономический рост страны в целом, на ускорение научно-технического прогресса, на создание новых дополнительных рабочих мест, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Государству при это принадлежит решающая роль при формировании политики развития, поддержания и стимулирования малого бизнеса. Система методов государственного стимулирования малого бизнеса представлена на рисунке 1:

 

Методы стимулирования

Разработка нормативной правовой базы

Организационные

Прямые

Косвенные

Экономические

Развитие инфраструктуры

Бюджетное стимулирование

Информационная поддержка

Кадровая поддержка

Налоговое стимулирование

Кредитное стимулирование

Страховое стимулирование

Государственное стимулирование (фонды, гранты)

Таможенное стимулирование

Стимулирование воспроизводства

Рисунок 1 - Методы государственного стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации

Согласно рисунку 1 методы государственного стимулирования малого бизнеса подразделяются на экономические и организационные. Экономические в свою очередь делятся на прямые, к которым относится бюджетное, кредитное и государственное стимулирование, и косвенные, включающие налоговое, страховое, таможенное стимулирование, а также стимулирование воспроизводства. Под организационными методами подразумевается разработка нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры, кадровая и информационная поддержка.

Соотношение указанных методов определяется избранной концепцией государственного регулирования — с акцентом на централизованное воздействие или на рынок. Обычно, в период экономического спада преобладает кейнсианский подход, предполагающий активное вмешательство государства. В период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил [1].

Бюджетное стимулирование подразумевает предоставление государством различного рода субсидий (например, на возмещение части затрат по договорам лизинга; на уплату процентов по кредитам и займам; затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях; субсидирование части затрат социально-значимого бизнеса и т.п.) [2].

Кредитное предполагает снижение процентных ставок по кредиту, поручительство, стимулирование банков к кредитованию субъектов бизнеса, развитие системы микрозаймов.

Государственное включает выдачу грантов на открытие своего дела, создание фондов, предоставляющих подобную услугу, разработку программ поддержки и развития бизнеса, а также осуществление заказов на государственные и муниципальные нужды. Последняя мера имеет большой потенциал, так как для бизнеса это означает гарантии успешного взаимодействия с государственными и муниципальными заказчиками, что вполне способно привести к повышению эффективности их деятельности.

Налоговое проявляется в виде специальных налоговых режимов и налоговых льгот, в том числе, налоговых каникул. На современном этапе хозяйственной деятельности предпринимателей это направление стимулирования бизнеса представляет собой особую ценность, не смотря на общую тенденцию перехода к мерам поддержки, подразумевающим взаимодействие с организациями инфраструктуры, а не напрямую с органами власти для получения от них безвозмездных бюджетных субсидий. Смягчение налоговых режимов, в том числе упрощение налоговой отчетности снимает часть административной нагрузки с предприятий, что ведет к их самодостаточному развитию, и впоследствии положительному мультипликативному эффекту для роста экономики.

Стимулирование воспроизводства – предусматривает меры по воспроизводству трудовых ресурсов, капитала и производственных мощностей малого бизнеса.

Страховое - обеспечивается гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям; страхование венчурного предпринимательства. Страхование бизнеса обеспечивает защиту предприятий в случае возникновения ущерба при наступлении определенных событий, а кроме того, способно предотвратить банкротство за счет наличия довольно широкого спектра страховых услуг. Вследствие этого повышается конкурентоспособность предприятия, и снижается степень рискованности его деятельности.

Таможенное – освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности; образование таможенных союзов и зон свободной торговли [3].

Разработка нормативной правовой базы включает совершенствование существующих актов и разработку новых, регулирующих возникающие правоотношения в сфере предпринимательской деятельности.

Развитие инфраструктуры осуществляется путем создания сети инфраструктуры поддержки бизнеса, элементами которой являются: фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств); микрокредитные организации; центры поддержки предпринимательства; центры инноваций социальной сферы; центры кластерного развития; центры народно-художественного промысла; центры поддержки экспорта; многофункциональные центры для бизнеса; промышленные, индустриальные, агропромышленные парки; технопарки; частные промышленные парки; бизнес-инкубаторы, центры молодежного инновационного творчества и т.п.

Кадровая поддержка осуществляется в рамках реализации программ подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и бизнеса в целом; включает проведение консультаций по вопросам организации собственного дела, а также подготовку и переподготовку специалистов для сферы малого предпринимательства посредством дистанционного обучения, информационных технологий, деловых игр с учетом особенностей развития малого бизнеса в регионах и уровня подготовки обучающихся.

Информационная поддержка включает в себя консультирование субъектов малого бизнеса по возникающим вопросам и организацию семинаров, тренингов, различных мероприятий. Данный вид поддержки также является одной из ведущих форм взаимодействия предпринимателей и органов власти, организаций инфраструктуры для обеспечения бизнеса необходимыми своевременными и достоверными сведениями о последних изменениях в этой сфере.

Необходимо отметить, что перед государством стоит важнейшая стратегическая задача обеспечения необходимого и достаточного уровня предоставления имеющихся различного рода ресурсов, а также их рационального и эффективного использования [4].

Список литературы:

1. Горфинкель В.Я. Менеджмент малого бизнеса: учебник / Под ред. проф. М. М. Максимцова и проф. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2007. – С. 229.

2. Джавадова И.С. Финансовое стимулирование инновационного развития в системе государственного регулирования: автореф. дис. … канд. экон. наук:08.00.01 / Джавадова Ирада Сулеймановна. - М., 2011. – С. 17.

3. Прохода И.А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства как фактора стабильности и благополучия в регионе Экономика и предпринимательство (INTERECONOM Publishing). – 2017. — № 6 (83).

4. Улицкий, М.П., Холодова, А.О. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / М.П. Улицкий, А.О. Холодова // Вестник Университета. – 2015. - № 10. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.

Просмотров работы: 300