Тема нашего исследования является актуальной в связи с тем, что государственно-частное партнерство (далее ГЧП) возникает, прежде всего, в таких социально важных сферах, за которые отвечает само государство и непосредственно связано с объектами общественного пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктуры). Государство не всегда имеет ресурсы для реализации особо значимых проектов, но совместно с бизнес структурами, может решить общественные проблемы. Государственно-частное партнерство на современном этапе своего развития является наиболее эффективным способом привлечения инвестиций в любую сферу деятельности, позволяющим совершенствовать отношения бизнеса и государства.
Федеральный закон от № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве,муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации», определил, что государственно-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, и частного партнера, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Где с одной стороны, публичный партнер – это Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, и с другой стороны, частный партнер – это российское юридическое лицо, с которым заключено соглашение [1].
Согласно Закону о ГЧП, соглашения могут реализовываться не только в отношении объектов инфраструктуры, а на обеспечении доступности услуг, товаров и работ, ответственность за предоставление которых закреплена за органами власти.
Важно отметить, что процедуры заключения соглашений о ГЧП в отношении проектов субъектов РФ заложены в региональном законодательстве. Так, в Забайкальском крае основным региональным источником реализации ГЧП является Постановление Правительства Забайкальского края «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Забайкальского края в сфере государственно-частного партнерства» от 12 апреля 2016 года № 139. В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края, Министерство экономического развитияЗабайкальского края осуществляет полномочия, предусмотренные Федеральным законом № 224-ФЗ [5].
ГЧП реализуется в современном обществе в различных формах и проявлениях. Интересно, что в российской практике наиболее распространенной контрактной формой партнерства, которую используют при реализации масштабных проектов, считается концессия. Это особенно проявляется на примере Забайкальского края, так как концессия является единственной формной реализации ГЧП. Концессия всегда предусматривает возвращение предмета договора государственному партнеру, а право собственности на произведенную продукцию остается за частным партнером [2].
Отметим, что существенным шагом к развитию ГЧП в Забайкальском крае, стало подписание соглашения между Правительством Забайкальского края и Ассоциацией участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП». Подписанный документ позволит Забайкальскому краю во взаимодействии с одним из ведущих центров активизировать работу по запуску новых проектов ГЧП, реализовать инициативы от стадии идеи до стадии проекта с привлечением всех необходимых партнеров – консультантов, инвесторов и операторов.
Рассмотрим инфраструктурные проекты, которые уже внедрились или только планируются в Забайкальском крае. Так, одними из самых ярких примеров ГЧП в Забайкальском крае являются следующие проекты.
2015 год - Правительством Забайкальского края заключены соглашения о ГЧП с ООО «Целлюлозно-промышленный комбинат «Полярная», ООО «Разрезуголь», ООО «Байкальская горная компания», АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», ПАО «Ростелеком», ЗАО «Рудник Александровский» и др.
Среди наиболее успешных проектов ГЧП 2015-го года также можно привести проекты строительства детских садов в городе Чита, в поселке Карымское, реализованные совместно с ОАО «РЖД». Также создание гемодиализных отделений в городе Краснокаменск и поселке Агинское совместно с ОАО «ПМК-Медэк».
2016 год - Правительство Забайкальского края совместно с бизнес организациями реализовало проект постройки современных детских садов на всей территории Забайкальского края. Для достижения результата было освоено более 1 миллиарда 800 миллионов рублей из федерального бюджета и порядка 600 миллионов рублей - из регионального. Работа велась по 163 объектам дошкольного образования - часть садов была построена, часть реконструирована. Правительство продолжает реализацию данной программы в Забайкалье.
В результате реализации соглашения ГЧП, в 2016 году был построен многоэтажный жилой дом жилого комплекса микрорайон «Царский», также было построено новое 2-х этажное Учебное здание площадью 1 345,3 кв.м, и строятся новое здания, в котором более 3,5 тыс. кв. м, будет передано в собственность Забайкальского края.
По данным мониторинга социально-экономического развития Забайкальского края за первое полугодие 2017-го года, на территории региона на условиях ГЧП реализован инвестиционный проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края», который предусматривал строительство Быстринского ГОКа. Государственную поддержку проекту оказывал Инвестиционный фонд РФ, инвестор – ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель».
2018 год - 31 пристройку к дошкольным образовательным учреждениям планируют возвести до 2020 годах в Забайкальском крае в целях создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.Объем федерального финансирования составляет 750 миллионов рублей, краевого – 49 миллионов рублей. Мероприятия программы реализуются в Улетовском, Красночикойском, Читинском, Чернышевском, Нерчинском, Забайкальском, Агинском районах, поселении Агинское и городе Чите.
Также в 2018 году временно исполняющий обязанности Губернатора Забайкальского края, Александр Осипов, подводя итоги Восточного экономического форума, рассказал о концессионных соглашениях, которые были подписаны в рамках мероприятия. Важным документом, подписанным на форуме, является соглашение с корпорацией «Мосстройтранс» по разработке Кутинского и Урейского месторождений угля. Также руководитель Забайкальского края подписал соглашение с банком «Открытие», для осуществления спонсирования государственно-частного партнерства. А в будущем в режиме государственного частного партнерства совместно строить детские сады, школы, поликлиники и другие объекты.
Таким образом, ГЧП вносит существенный положительный вклад для всего края. Главным достижениям, конечно, является то, что население Забайкальского края обеспечивается наиболее необходимыми объектами, которые государство не способно реализовать самостоятельно. Обеспечивается решение наиболее острых вопросов, а для Забайкальского края это - детские сады. Как мы видим, эта проблема в данный момент времени активно решается органами власти и бизнеса.
Вместе с тем, на основе рейтинга «Уровень развития ГЧП 2018-2019» Центра развития ГЧП, Забайкальский край находится на 66 месте, из 85 возможных. С показателем 29,5% из 100% возможных. Если же сравнить с рейтингом за 2017-2018 год, то показатель вырос на 2%, но все же место пало с 62 строчки [3].
Количество проектов и планов партнерства не отвечает желаемому количеству запросов общественности, а также развитию региона в целом. Хотя для края - это очень значимая деятельность, так как она позволяет решать важные для населения задачи.
Важно выделить основные проблемыреализации ГЧП как в Забайкальском крае, так и во всей РФ.
1. Законодательство. ГЧ в большей степени опирается не на свой свод законов, а на федеральный. Хотя может и должно расширить свои возможности в сфере взаимодействия государства и бизнеса на основе законодательства субъекта.
2. Общество, власть и бизнес имеют слабое, неполное представление о сущности концессий, соглашений, практике их применения, возможных последствиях.
4. Отсутствие единого органа, который осуществляет координацию, регулирование и контроль ГЧП на федеральном уровне и региональном уровне.
5. Очень мало специалистов, которые способны профессионально составлять концессионные договоры, особенно долгосрочные.
ГЧП в Забайкальском крае в совокупности влияния данных факторов развивается очень медленными темпами и весьма отстаёт от других регионов России. Но с каждым годом происходит повышения значимости ГЧП. Реализация проектов ГЧП не отвечает современным тенденциям. Поэтому также можно выделить некоторые внешние причины медленного развития ГЧП в Забайкальском крае, касающиеся именно частного партнера. Бизнес в Забайкальском крае является весьма рискованной деятельностью, в частности связанной с численностью и уровнем жизни населения. Так, юридические лица бояться взаимодействовать с государством, из-за осуществления полной прозрачности и информативности деятельности. Представители бизнеса в начале проекта ГЧП должны вложить собственные средства на его реализацию, осуществить техническое обслуживание и ремонт, что также является отрицательным фактором для бизнес структур. Доход от эксплуатации объекта соглашения о ГЧП, не всегда полностью покрывает расходы, даже с субсидированием государства.
В Забайкальском крае функционирует АО «ЗабТЭК», основную деятельность которое осуществляет на основании проектов ГЧП. Правительство Забайкальского края направляет компании наиболее критичные, чрезвычайные объекты, при этом Правительство края выделяет средства на реализацию данных проектов. Но все же организация не покрывает свои расходы, в связи с платежеспособностью населения, высокими затратами на ресурсы и непосредственно на производственную деятельность, и даже имеет большие налоговые задолженности. Поэтому, ГЧП – это постоянные риски, которые и являются одним из препятствий его развития.
Исходя из данных особенностей, мы сформировали следующие меры и предложения по реализации ГЧ и МЧ партнёрства в Забайкальском крае. Важно отметить, что реализация предложенных нами мер должна предусматривать комплексное решение, основанное на системном подходе.
1) Создание специального регионального органа (например, агентства по ГЧП или по концессиям), который будет реализовывать и развивать политику ГЧП в регионе. Это должен быть самостоятельный орган, а не отдел. Также создание финансово-экономического института, обеспечивающего инвестирование организаций, осуществляющих экспертизу проектов.
2) Подготовка специалистов в области концессий. Т.е. проведение курсов повышение квалификации.
3) Обеспечение прозрачности деятельности органов власти и бизнеса. Проблема, которая имеет распространение на все органы власти, особенно в Забайкальском крае. ФЗ № 224 гарантирует – доступность информации, а на самом деле она отсутствует. Поиск информации о реализации проектов и планов ГЧ в Забайкальском крае приводит только к реальности существования данного проекта, редко даже конкретных участников проекта, не говоря о целях, финансировании и результатах.
4) Также в будущем важно законодательно разделить понятия ГЧП и МЧП. Так как данные формы партнёрства реализуются на разных уровнях, имеют существенные различия, которые важно учитывать при частном партнерстве.
Таким образом, необходимо наиболее широко и не стандартно смотреть на взаимоотношения с бизнесом, и не бояться выстраивать уникальные схемы работы с частным инвестором по решению различных важных социальных задач.
Проблемы, возникающие в процессе развития ГЧ в ЗК, в большей степени связаны именно с несовершенством федерально-законодательного регулирования данной деятельности. Именно государство должно дать предпосылку развития и совершенствования реализации проектов. В свою очередь регион, опираясь на ФЗ № 224 и ФЗ № 115, должен активно реализовывать и дополнять, в пределах своих полномочий, данные нормы, способствовать нейтрализации возникающих проблем, именно путем законодательного регулирования. Для развития взаимодействия государства и бизнеса необходимо также осуществлять мониторинг инвестиционной активности с учетом стратегии и программ социально-экономического развития региона и всего государства, а также запросов жителей.
Анализ опыта ГЧП на примере региона России, а именно Забайкальского края, подвел нас к умозаключению о том, что субъект РФ не готов к эффективной и полной реализации проектов ГЧП.
Органам власти особенно важно осуществлять проекты государственно-частного партнерства, заранее проектировать, планировать и прогнозировать их реализацию. Так как, именно функционируя в полном объёме, данные проекты привнесут в Забайкальский край результативность всех сфер реализации власти.
Государственно-частное партнерство как планово-проектная деятельность органов власти в Забайкальском крае – это наиболее эффективный, инновационный путь развития всего края, который обеспечивает привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечивая доступности товаров и услуг. Развитие бизнеса, при этом реализация проектов общественной важности с помощью органов государственной власти, - уникальная стратегия успешного совершенствования, не только края, но и всего государства.
Список использованной литературы
О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ // Консультант Плюс: законодательство РФ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 28.10.2019).
О концессионных соглашениях [Электронный ресурс] : федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ // Консультант Плюс: законодательство РФ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 01.11.2019).
Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Забайкальского края от 26.12.2013 N 586 // Забайкальский инвестиционный портал. – URL: https://www.zab-investportal.ru/investoru/strategiya-sotsialno-ekonom-razvitiya/index.php (дата обращения: 29.10.2019).
Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2018 – 2019: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2018. – С. 3.