В современных условиях органами государственной власти уделяется пристальное внимание проводимой социальной политике в государстве. В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Российская Федерация является социальным государством. Данное конституционное требование определяет характер и направленность реализации социальной политики. Социальная ориентированность Российской Федерации, а также деятельность её политических институтов в этом направлении в значительной степени определяет целостность и устойчивость функционирования общества, социальных групп, социальных слоёв и сфер их деятельности.
Нормативная правовая база социальной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации является довольно обширной:
- Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года;
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ;
- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ;
- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ (основным из установленных данным законом изменений является повышение пенсионного возраста на 5 лет, то есть с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин);
- и другие нормативные правовые документы.
Нормативные правовые акты основываются на нормах Конституции Российской Федерации, а также на основе положений ряда международных нормативных правовых актов.
Стоит отметить значительную роль национальных проектов в совершенствование социальной политики пожилых людей. Например, с 2019 г. реализуется национальный проект «Демография», его цели следующие:
- увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни;
- увеличение суммарного коэффициента рождаемости;
- увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В данный национальный проект входит один из федеральных проектов под названием «Старшее поколение». Целью проекта является содействие обеспечению достойного качества жизни и активному вовлечению граждан старшего поколения в жизнь общества. Также у людей предпенсионного возраста имеется возможность пройти переобучение или дополнительную профессиональную подготовку за счет средств федерального и регионального бюджета.
Социальная политика представляет собой систему конкретных мер, действий со стороны государства по обеспечению жизнедеятельности населения. Социальная политика в отношении пожилых людей является подсистемой института социальной политики государства. Под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленная на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения [4]. Реализация социальной политики в отношении пожилых людей осуществляется по двум основным направлениям: социальное обеспечение и социальная помощь.
Социальное обеспечение пожилых людей подразумевает под собой защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживание пожилых людей. Социальная помощь направлена на повышение уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической, психической патологией и социальным неблагополучием.
Социальное обслуживание является одним из видов социального обеспечения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов. Существуют разнообразные способы предоставления социальных услуг, начиная от мобильных форм до оказания социальной помощи в центре социального обслуживания и помещения в дом-интернат.
Например, в 1993 г. в Москве был создан частный мини-пансионат «Замоскворечье» для одиноких пожилых. В Московской области на базе Клинского района функционирует модель социального обслуживания населения. В районе осуществляет свою деятельность творческая профессиональная лаборатория по разработке технологий социальной работы, а также клуб социального работника. В Кировской области имеются специальные жилые дома для ветеранов, они представляет собой социальные учреждения, где пожилые люди могут жить и получать необходимые социальные услуги. В Самарской области действует государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Самарский». Центр оказывает различные социально-реабилитационные, оздоровительные, бытовые, культурные услуги, а также медицинскую помощь инвалидам и пожилым людям, которые сохранили способность к самообслуживанию и активному передвижению. В Чебоксарах созданы уникальные учебные лаборатории по подготовке специалистов, занимающихся реабилитацией инвалидов и созданием новой структуры государственной реабилитационной службы.
Отметим, что социальная политика в отношении пожилых людей реализуется не только для граждан с проблемами и ограниченными возможностями, но также поддерживаются и активные пожилые люди. Существуют клубы по интересам, организуются курсы обучения, создаются досуговые центры для пожилых людей, реализуются социальные проекты с участием граждан пожилого возраста.
Несмотря на существующий положительный эффект от реализации социальной политики в отношении пожилых людей, также имеются и недостатки: нехватка ресурсов (финансовых, организационных и др.), недостаточная доля охвата пожилых и старых людей мероприятиями, проводимыми для интеграции граждан старшего поколения в жизнедеятельность общества. К 2016 г. в Российской Федерации действовали 3 гериатрические больницы (г. Нижний Новгород, г. Санкт-Петербург, г. Петропавловск-Камчатский). В некоторых субъектах Российской Федерации созданы клинические и организационно-методические гериатрические центры (Самарская, Кировская, Ульяновская, Оренбургская области и другие), а также 64 госпиталя ветеранов войн, что по нашему мнению является недостаточным [2, с. 56].
Признаются и традиционные проблемы: с увеличением возраста и изменения в семейных обстоятельствах значительная часть пожилых людей нуждается в социальной, психологической и инструментальной поддержке. Отсутствие надлежащих систем социальной поддержки уязвимых пожилых людей может привести к ухудшению их здоровья, одиночества и изоляции [1, с. 77]. Имеются также материальные трудности, связанные с приобретением продуктов питания, одежды, бытовых вещей, лекарственных препаратов и ряд других проблем.
Актуальным вопросом в рамках социальной политики является повышение пенсионного возраста. На сегодняшний день, большая часть населения негативно оценивает действия органов государственной власти по внедрению такого нововведения. Это следует из результатов социологического опроса, проведенного Агентством по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО). «Пенсионной реформой недовольны 83 % граждан; отношением государства к народу недовольны 72 % граждан; Россию не считают социальным государством 52 %. Только 11 % признают Россию социальным государством», - говорится в поступившем в «URA.RU» отчете об итогах опроса. Большинство опрошенных считают, что ответственность за пенсионную реформу несут власти РФ. При этом 61 % граждан ответили, что не принимали участия в протестах против пенсионной реформы. Низкую активность в борьбе против пенсионной реформы 61 % граждан объясняют разными видами апатии, 33 % объясняю это страхом. Опрос проходил по всей России с 10 июня по 10 июля 2019 года. Было опрошено более 85 тысяч граждан. В АКСИО утверждают, что это был один из самых крупных соцопросов за последние десятилетия [3].
Таким образом, анализ реализации социальной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации показал, что имеются как преимущества, так и недостатки. Осуществляется комплексная работа по обеспечению пожилых людей достойными условиями жизни, содействие им в поддержании и укреплении здоровья, предоставление социального обеспечения, оказание социальной помощи и социального обслуживания. Несмотря на это существуют и проблемы, требующие пристального внимания. Это такие проблемы, как финансовые трудности с приобретением лекарств, необходимых вещей, продуктов питания, проблемы со здоровьем и ряд других проблем. Поэтому приоритетами социальной политики в отношении пожилых людей должны стать повышение качества жизни и здоровья пожилых людей, доступности и качества медико-социальной помощи и социального обеспечения, увеличение пенсионного обеспечения.
Список использованных источников:
1. Бейдина Т. Е., Гордеева Т. Н., Сапожникова Т. И. Подходы и направления социальной политики в условиях старения населения: специфика России, КНР, США // Вестник ЗабГУ Т. 23. - 2017. - № 7. - С. 74-85.
2. Бейдина Т. Е., Бейдина А. Р., Сапожникова Т. И. - Социально-экономические последствия старения в социальной политике США, Китая, России // Политика и Общество. - 2017. - № 6. - С. 51-59. DOI: 10.7256/2454-0684.2017.6.23514 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23514
3. Кислов А. Пенсионной реформой недовольны 83% россиян [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/news/1052401807
4. Мосина О. А. Социальная политика в отношении пожилого населения: методология проектирования [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11756