С поступлением в ВУЗ и переездом от родителей каждый студент неизбежно сталкивается с изменением своего рациона питания; теперь он самостоятельно принимает каждое решение, связанное со всеми приемами пищи в течение дня. Он решает, что съесть на завтрак и завтракать ли вообще, пообедать дома, в столовой, или пойти в ближайший ресторан быстрого питания; делать ли перекусы, и насколько здоровые они будут; студент самостоятельно формирует свое пищевое поведение.
Пищевое поведение – это совокупность привычек человека, которые связаны с его вкусовыми предпочтениями, диетой, режимом приема пищи и пр.
Те, кто заселяется в общежитие, часто делят покупки продуктов и приготовление пищи на соседей по блоку или комнате, что также влияет на качество, количество и периодичность их питания; также есть немалое количество студентов, которые, поступив, остаются на прежнем месте жительства, и для них со школьных времен меняется в питании лишь незначительная часть, обусловленная случайными перекусами и обеденным перерывом.
Целью нашей работы являются изучение и анализ данных научных источников по особенностям поведения студентов, учитывая Северный регион их проживания.
Материалы и методы: мы использовали научную и научно-методическую литературу по проблеме питания студентов, проанализировали факторы, влияющие на пищевое поведение человека. Мы провели опрос студентов бакалавриата САФУ и проанализировали полученный результат. Студенты бакалавриата в САФУ – это люди в среднем от 17 до 25 лет, ведущие малоподвижный, преимущественно сидячий образ жизни, с повышенным уровнем умственного труда. Студентов САФУ также отличает их территориальное положение: местоположение учебных корпусов ВУЗа и общежитий находятся в Архангельске, что оказывает огромное влияние на повседневную жизнь студентов и их пищевое поведение.
В первую очередь, проанализировав климат города Архангельск, где живут и проживают студенты САФУ, мы отметили раннее наступление темноты (около 18:00), усугубляющееся с приближением зимы (рассвет начинается позже, а время наступления темноты приближаются к 15:30-16:00). Так как свет увеличивает количество гормона серотонина в организме человека, который «ответственен» за чувство радости, счастья и благоприятного эмоционального состояния, его уменьшение (раннее наступление темноты) негативно сказывается на настроении и самочувствии человека. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин D. Прямой солнечный свет убивает бактерии туберкулеза через несколько минут, стафилококки через 15 мин, брюшнотифозные палочки через 60 мин.
При световом голодании, которое наблюдается у людей, лишенных возможности пользоваться в достаточной мере дневным светом, возникают многочисленные нарушения в жизнедеятельности организма. [1]
Для студентов характерны ранние утренние подъемы, когда рассвет еще не наступил, и позднее возвращение домой, когда солнце уже скрылось за горизонтом. Это сильно снижает вероятность побывать в светлое время суток на улице, что особенно характерно для периода с поздней осени по начало весны (примерно 5 месяцев), поэтому такой режим – не только довольно продолжительный сам по себе, но и занимающий преимущественное положение на протяжение всего учебного года, а т.к. организм человека приспособлен к чередовании темного и светлого времени суток, нарушение этого баланса (особенно в сторону темного), приводит к сезонному снижению настроения, ухудшению самочувствия и депрессивным мыслям, что в свою очередь приводит к снижению работоспособности и успеваемости, а неуспеваемость в свою очередь приводит к сильным стрессам, что снова влияет на характер пищевого поведения.
Кроме того, солнечная энергия оказывает благоприятное действие на весь организм: действуя через зрительный анализатор, она благотворно влияет на ритм сна, обмен веществ и общий тонус организма. Свет служит также сигнальным тепловым раздражителем, который может вызвать ощущение тепла и снижать обмен даже при отсутствии реального нагревания солнечными или искусственными световыми лучами. [1]
При проведении анализа климата г. Архангельск далее, очевидным фактором, который оказывает влияние на студентов, проживающих в данной местности, является особый температурный диапазон. В организме человека, как и в остальной природе, происходят сезонные изменения, касающиеся физиологических процессов, биохимического обмена веществ и активности клеток. Содержание холестерина в крови, сахара, лейкоцитов и эритроцитов заметно изменяется от сезона к сезону. Вопрос влияния сезонных изменений в организме человека в Архангельском регионе был изучен сотрудниками Проблемной лаборатории по изучению акклиматизации человека на Крайнем Севере. В исследовании принимали участие как коренные жители Архангельска, так и новоселы. Результат исследования показал, что практически все физиологические функции организма человека в условиях Севера меняются в течение года; в зимний период моторная и секреторная функция желудка существенно ниже, чем в летнее время, температура кожных покровов ниже, а влажность больше.
Из всего этого следует вывод, что в зимнее время организм человека работает с большей нагрузкой, чем летом [2]. Из-за сокращения светового дня и понижения температуры на улице организм человека считает, что наступают трудные времена и к ним нужно готовиться, а, значит, запасаться энергией. Энергия для нашего организма эквивалентна жиру. Лишние калории, которые должны идти на обогрев тела, остаются (т.к. мы тепло одеваемся и не мерзнем настолько, чтобы тратить всю запасенную энергию), и эти калории остаются в виде жировых отложений на теле. Организм при этом тормозит обмен веществ, чтобы пережить зиму.
При дальнейшем проведении исследования, мы обнаружили, что следующим фактором, который оказывает влияние на студентов САФУ, является стресс. На студентов, особенно первокурсников, зачастую сваливается одновременно слишком много трудностей, таких, как: шумные соседи в общежитии, борьба за лидерство, освоение в новом коллективе или даже городе, большая свобода, чем в школе, переутомление в период сессии, умственное перенапряжение. Несмотря на то, что также в университете у студента появляется и достаточно большое количество положительных эмоций, если они достаточно яркие, они несут такой же эффект на организм, как и отрицательные: важна лишь их интенсивность.
Социологический опрос на тему «Стресс во время сессии» показал, что 81 процент опрошенных студентов подвержены стрессу и во время самого экзамена, и при подготовке к нему, и на протяжении всей зачетной недели. Все человеческие организмы реагируют на стресс стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями. Длительный стресс приводит к повышению риска возникновения у студентов таких патологических состояний, как нарушение умственной и психической активности, синдром хронической усталости, анемии, заболеваний ЖКТ и другим. Эмоциональное напряжение у студентов может длиться несколько дней подряд, в следствие чего может начаться невроз.
Невроз – это функциональное заболевание нервной системы, сопровождающееся нарушением согласованности деятельности некоторых систем организма без нарушения их целостности.
Во время стрессовой ситуации в организме человека обмен веществ происходит более активно, чем в обычном состоянии, вследствие чего увеличивается необходимость в повышенном поступлении витаминов-кофакторов для важнейших ферментных систем организма, а расход некоторых важных витаминов и минералов увеличивается. [2]
Кофакторы - небелковые соединение, которые нужны белку для его биологической деятельности. Эти белки называют «молекулами-помощниками», которые участвуют в биохимических превращениях.
Во время работы в сложных и экстремальных условиях (например, сессия или период пересдач экзаменов) наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая появлением ошибок, ощущением усталости, утомления. А время наступления утомления зависят от степени интенсивности нагрузки. [3]
Также существует так называемая “осенняя депрессия”, заедать сладостями которую – это нормальная реакция организма, однако последствия такого психологического состояния - проблемы с весом и желудочно-кишечным трактом. [4]. Учитывая все вышеперечисленные факторы и основываясь на том, что студенты – это люди умственного труда, при этом продолжающие развиваться организмы, подсчитаем, каким же должно быть идеальное питание студентов САФУ.
Для большей точности в нашем исследованиям мы приняли за минимальную массу тела: для девушек - 45 кг и рост 155 см; для юношей – 65 кг и рост 165 см, а за максимальную массу тела: для девушек – 70 кг и рост 175 см, для юношей – 95 кг и рост 188 см.
Далее по формуле Миффлина – Сан Жеора мы рассчитали, в каких пределах должны употребляться белки, жиры, углеводы и калории ежедневно для юношей и девушек:
Для девушек:
ВОО = 9,99 * вес(кг) + 6.25 * рост (см) – 4,92 * возраст – 161;
Для юношей:
ВОО = 9,99 * вес (кг) + 6.25 * рост (см) – 4,92 * возраст + 5.
Таблица 1. Количество калорий, белков, жиров и углеводов в день для девушек и юношей с малой физической активностью.
Для девушек |
Для юношей |
|
Калории |
[1614 - 2139] |
[2213 - 2835] |
Белки |
[73 г – 96 г] |
[100 г – 128 г] |
Жиры |
[54 г – 71 г] |
[74 г – 95 г] |
Углеводы |
[210 г – 278 г] |
[288 г – 369 г] |
Неочевидным фактором, влияющим на пищевое поведение проживающих в г. Архангельск студентов САФУ, является световое голодание.
Световое голодание — это нарушение жизнедеятельности человека и животных в результате длительного отсутствия или недостаточности непосредственного воздействия на организм солнечного излучения в целом или отдельных его составных частей.
Световое голодание вызывает нехватку витамина D в организме, который вырабатывается благодаря ультрафиолету. Витамин D необходим для функционирования щитовидной железы. Его недостаток провоцирует заболевания позвоночника, выпадение волос, повышенное потоотделение, слабость, бессонницу, головные боли, тошноту и потерю аппетита. Поэтому студентам САФУ почти весь учебный год рекомендуется принимать продукты с содержанием витамина D (яйца, лосось, скумбрия, тунец, сельдь, говяжья печень, грибы шиитаке) и пропить курс витаминов, содержащих его в составе (необходима консультация врача). [5] Уровень расхода калорий при усиленной умственной деятельности стремится к максимуму (19 процентов), поэтому употребить следует на 19 процентов больше, чем мы рассчитали изначально.
Таблица 2. Количество калорий, белков, жиров и углеводов в день для девушек и юношей с малой физической активностью при усиленном уровне умственной деятельности.
Для девушек |
Для юношей |
|
Калории |
[1920 – 2545] |
[2633 - 3374] |
Белки |
[87 г – 114 г] |
[119 г – 152 г] |
Жиры |
[64 г – 84 г] |
[88 г – 113 г] |
Углеводы |
[250 г – 331 г] |
[343 г – 439 г] |
В таблице 2 к тем данным, что мы получили изначально, мы прибавили фактор усиленной умственной деятельности, которая характерна для студентов. Так мы приблизились к результату наших вычислений, которые предоставлены в таблице 3, однако остался еще один фактор – проживание и учеба в северном регионе (г. Архангельск).
Жизнь в условиях Севера калорийность пищи должна быть на 10-15 процентов больше, чем на юге и в средней полосе, т.к. низкие температуры окружающей среды требуют больше энергии для поддержания постоянства температуры тела. Для упрощения расчета мы взяли среднее значение между 10 и 15; получили величину 12,5 %. [6]
Таблица 3. Количество калорий, белков, жиров и углеводов в день для девушек и юношей с малой физической активностью при усиленном уровне умственной деятельности в условиях северного региона.
Для девушек |
Для юношей |
|
Калории |
[2160 – 2863] |
[2962 - 3796] |
Белки |
[98 г – 128 г] |
[134 г – 171 г] |
Жиры |
[72 г – 94 г] |
[99 г – 127 г] |
Углеводы |
[281 г – 372 г] |
[386 г – 494 г] |
Влияние стресса на количество сжигаемых калорий проследить на данный момент невозможно; для нашего исследования этот фактор мы взяли во внимание и соотнесли с исследованием ученых из Института медицинских исследований Гарвана, которые экспериментальным путем обнаружили, что при стрессе внутри человека возникают процессы, которые приводят к большему увеличению веса, чем при употреблении того же количества калорий при его отсутствии.
При стрессе количество инсулина в их крови значительно возрастает. Это становится началом цепочки процессов, которая приводит к увеличению веса. Инсулин влияет на работу миндалин, которые начинают вырабатывать много нейропептида NPY, который влияет на реакцию организма на потребляемую пищу. Это открытие доказало, что употребление высококалорийной пищи при стрессе наносит по организму удар удвоенной силы, который приводит к ожирению, а оно, в свою очередь, может привести к разрушению головного мозга.
Поэтому, основываясь на этих данных, но учитывая, что вопрос еще недостаточно изучен, посоветуем студентам САФУ в период стрессовых состояний стараться придерживаться наших следующих рекомендаций по питанию и помнить о том, что в уме нужно умножать вдвое количество съеденной жирной и высококалорийной пища в период сильных переживаний. [7]
Нами была разработана анкета с целью выявления закономерности в пищевом поведении студентов САФУ 1-4 курсов бакалавриата и с целью анализа качества и количества потребляемой студентами пищи в течение дня. Мы также выяснили, где чаще всего предпочитают принимать пищу студенты, и установили зависимость между изменением климата, в котором они находились раньше и сейчас, и их рациона питания. В опросе приняли участие 55% девушек и 45% юношей, 40% из которых – студенты 4 курса, 30% - третьего курса, 16% - студенты второго курса, и 14% - студенты 1 курса.
Студенты САФУ (опрос проходили преимущественно старшекурсники 20-22 лет) показали удивительно неплохие результаты: только 26 процентов опрошенных стали меньше внимания обращать на свое питание в связи с поступлением в ВУЗ, при этом более 64 процентов в основном стараются питаться правильно и следить за частотой и качеством приемов пищи, и только 8 % никогда не беспокоились вопросом своего питания. 62 % опрошенных студентов бакалавриата отмечают, что питаются минимум 2-3 раза в день, у 56 % интервалы между приемами пищи составляют 4-6 часов в день. Меньше 20 % перекусывают фастфудом, остальные стараются питаться в столовой или самостоятельно приготовленной едой. 42 % опрошенных студентов употребляют в пищу только одно блюдо за раз, и это единственный показатель, который нужно стараться изменить, так как при таком питании в организм поступает гораздо меньше витаминов и минералов, с чем успешно справляется 31 % респондентов, которые употребляют за раз несколько небольших блюд, и 27 % - одно небольшое блюдо и чай со сладостями, что является также нездоровой пищевой привычкой, на которую стоит обратить внимание.
Более 65 % опрошенных местных студентов не изменили свои пищевые привычки, а вот сменившие климат студенты показали обратный результат: около 70 % прибывших из более теплого климата студентов в северном регионе (г. Архангельск) стали питаться больше, и примерно столько же студентов, прибывших из более холодного климата в Архангельск, стали питаться меньше. Это наглядно демонстрирует, что студенты (по большей части даже не подозревая того) чувствовали, что, оказавшись в другой климатической зоне, их организм затрачивает больше или меньше энергии на обогрев тела и потому требует больше или меньше пищи, в зависимости от того, прибыли они в более теплый по сравнению с предыдущим климат или в более холодный. Это подтверждает наши результаты исследования о том, что на севере организму необходимо на 10-15 процентов больше калорий.
Вывод: студентам САФУ нужно внести в свой рацион питания следующие изменения:
Стараться питаться несколькими небольшими блюдами за один прием пищи;
В период стрессовых состояний уменьшать вдвое количество высококалорийной и жирной пищи, желательно дополняя свой рацион витаминами-кофакторами ферментных систем организма;
В период светового голодания (преимущественно с ноября по март) дополнять свой рацион питания продуктами, содержащими витамин D (они указаны в статье) и после консультации и одобрении врача принимать этот витамин дополнительно.
Список источников:
1 Бердникова Л.Н. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] - курс лекций / гос. Аграр. Ун-т. С.– 134.
2 Васнева И.К., Бакуменко О.Е. Здоровое питание в борьбе со стрессом в современной жизни студентов, 2009. - С.50-51.
3 Головей Л.А., Е.Ф. Рыбалко. Практикум по возрастной психологии. С.-Пб. Речь, 2006г. – 692с.
4 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство Феникс, 1997г. С.– 736.
5 Плещева А.В., Пигарова Е.А., Дзеранова Л.К. ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздравсоцразвития России. Науч. Издание «Ожирение и метаболизм» Лекция «Витамин D и метаболизм: факты, мифы и предубеждения» 2012 год С.-33-41.
6 В.П. Пащенко, Северо-западное книжное издательство. Север и ваше здоровье. 1979 С.-118-121.
7 Анализанглоязычныхстатей: См. Rich Haridy, New Atlas, Stress eating causes more weight gain than eating when calm, April 25, 2019.